Экология /
←предыдущая следующая→
1 2
Волжский Гуманитарный Институт ВолГУ
Социальный аспект стратегии устойчивого развития
Гр ПР-992
Лопатин Роман Игоревич
Стратегия перехода к устойчивому развитию обеспечивает, в частности, достижение следующих целей:
• достижение научно обоснованных параметров качества жизни людей, увеличение средней продолжительности жизни населения, развитие социальной активности граждан, планирование семьи и рационализацию масштабов и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей в получении образования и медицинской помощи, социальная защита престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения;
• сохранение и восстановление естественных экосистем, стабилизацию и улучшение качества окружающей cреды, снижение сбросов и выбросов вредных веществ в водные объекты и атмосферу, сокращение образуемой массы отходов, особенно токсичных, организация их переработки и утилизации;
• формирование новой этики путем выработки сознательного отношения к биосфере как фундаменту жизни, соблюдения законов ее развития, а также вытекающих из них ограничений и запретов;
• создание социально и экологически эффективной экономики, обеспечивающей достойный уровень жизни людей, конкурентоспособность продукции, гибкость и быструю адаптацию к изменениям рыночной конъюнктуры и экологической ситуации; формирование этики эффективного хозяйствования, рационального потребления и природопользования, здорового образа жизни.
6 Социальный аспект
Приоритетные направления социальной и гуманитарной политики государства в стратегии устойчивого развития:
• демографическая политика и семья;
• образование и права человека;
• борьба с преступностью;
• качество жизни и социальная справедливость;
• интересы молодежи, женщин, семьи, пенсионеров, инвалидов;
• рынок труда и трудовые отношения;
• социальное страхование и пенсионное обеспечение;
• здравоохранение и здоровый образ жизни;
• культура.
Трудовые отношения
В настоящее время приоритет – выплата пособий по безработице.
Необходим другой приоритет – содействие в трудоустройстве, стимулирование поиска работы.
Активные меры в области политики занятости, которые целесообразно использовать при трансформации экономики, включают:
• государственную политику целенаправленного создания новых рабочих мест во всех секторах экономики, стимулирование создания новых рабочих мест на предприятиях всех форм собственности с помощью рычагов кредитной и налоговой политики;
• обучение и переобучение работников в соответствии с быстро меняющимися потребностями рынка, профессиональная ориентация молодежи, впервые вступающей на рынок труда, и прочие формы обучения;
• создание эффективных механизмов содействия высвобождаемым работникам и безработным в трудоустройстве, непосредственного и активного взаимодействия служб занятости с работодателями;
• расширение видов общественных работ с учетом качественного состава безработных граждан и социально-экономических потребностей регионов;
• развитие малого и среднего бизнеса с помощью системы налоговых льгот и кредитной поддержки, предоставления экспертных гарантий, системы обучения начинающих предпринимателей, предоставления информационных услуг.
Социальное страхование и пенсионное обеспечение
Реформирование системы социального страхования необходимо для обеспечения
• ответственности государства и общества за бережное отношение к личности;
• государственных гарантий, связанных с социальным страхованием;
• ответственности страхователя и страховщика за обеспечение прав застрахованных лиц;
• личной ответственности работников за их материальное благополучие, сохранение своего здоровья и трудоспособности.
Содержанием деятельности по преобразованию системы социального страхования является восстановление принципов, изначально присущих страховой форме социального обслуживания населения:
• социальная доступность страхования всем слоям населения;
• фондовая организация средств; отделение фондов социального страхования от государственного бюджета;
• эквивалентность поступающих страховых взносов и платежей и расходов, связанных с выполнением обязательств перед застрахованными; целевое использование средств страховых фондов;
• самоуправляемость фондов;
• возможность капитализации средств.
На современном этапе развития назрела необходимость страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.
Пенсионная система относится к числу ключевых сфер, определяющих устойчивое развитие социально-экономической системы в целом
Устойчивое развитие российского общества в ближайшем будущем становится эффективным при функционировании трехуровневой пенсионной системы.
Первый уровень системы государственных пенсий - базовая пенсия, размер которой должен обеспечить реальный максимально возможный прожиточный минимум в существующих условиях.
Второй уровень - трудовая (страховая) пенсия. В перспективе обязательное пенсионное страхование должно перейти к паритетному участию работника и работодателя в финансировании трудовых пенсий.
Третий уровень в пенсионном обеспечении должны составлять негосударственные пенсии.
Назрела необходимость перехода от распределительной системы пенсионного обеспеченья к накопительной.
Здравоохранение и здоровый образ жизни
Основные задачи государственного здравоохранения и задачи обеспечения его устойчивого развития следующие:
• предоставление населению качественной бесплатной помощи для восстановления и поддержания здоровья в более короткие сроки;
• осуществление структурных преобразований в системе здравоохранения для увеличений объема и улучшения качества медицинской профилактики и помощи;
• улучшение первичной медицинской помощи и лекарственного обеспечения;
• повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
• участие населения в решении вопросов охраны здоровья;
• повышение уровня квалификации медицинских работников.
Приоритетным является создание института семейной врачебной практики и снижение времени пребывания больного в стационарах с увеличением амбулаторного лечения. Важно так же расширить социальную базу здравоохранения, популяризировать здоровый образ жизни.
Образование и культура
Основой образовательного процесса должна стать концепция о развитии мира как единого целого, представления о развитии человечества как части процесса взаимодействия общества и природы, гуманизм, бережное отношение к историко-культурному наследию.
Национальная доктрина образования призвана сформировать правильную государственную политику в области образования, укрепить в общественном сознании представление об образовании и науке как об определяющих факторах развития современного российского общества.
Важнейшими и ближайшими целями культурной политики являются:
• сохранение и развитие культурного потенциала общества, национальных традиций, культурного разнообразия народов Российской Федерации;
• сохранение единого многонационального культурного пространства страны и создание условий для интеграции культуры народов России в мировое культурное пространство;
• обеспечение разнообразия культурной жизни и доступности услуг учреждений культуры для всех социальных слоев населения.
7. Экологизация производственной деятельности
Экологизация – это ориентированный на сохранение и улучшение качества природной среды процесс последовательного внедрения систем технологических, управленческих, юридических и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и снижать антропогенную нагрузку на природную среду.
Основной принцип Стратегии устойчивого развития означает сбалансированный паритет экономических и экологических интересов общества. В этом аспекте осуществляется и экологизация общественного сознания.
Основные этапы:
1. Экологизация структурной перестройки экономики (max исключение из производства и потребления вредных продуктов)
2. Формирование системы экономических воздействий на экологизацию производства (экологизация налогообложения (переход от косвенного налогообложения к прямому природно-ресурсному - рентные платежи) и кредитной политики (введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности предприятия)
3. Рыночные механизмы экологизации хозяйственной деятельности (поиск и использование негосударственных источников финансирования охраны ОПС – торговля разрешениями на выбросы и экологическое страхование).
4. Развитее рынков экологических услуг, экологически чистой продукции, технологий, оборудования.
5. Экологизация законодательства и правовой базы Необходимо выделить природные ресурсы в особую правовую категорию – принятие соответствующего рамочного закона.
6. Экологизация образования и воспитания населения
8. Стратегия научно-технического развития
Наука - это важнейшая составляющая национального богатства
←предыдущая следующая→
1 2
|
|