Экология /
←предыдущая следующая→
1 2
Эволюция развития человечества и создание ин-дустриальных методов хозяйствования привели к об-разованию глобальной техносферы, одним из элемен-тов которой является железнодорожный транспорт. Природная среда при функционировании элементов техносферы является источником сырьевых и энерге-тических ресурсов и пространством для размещения ее инфраструктуры.
Функционирование любого элемента техносферы, в том числе и железнодорожного транспорта, должно основываться на следующих принципах:
• Проведение количественной и качественной оценки общего и локального потребления природных ресур-сов исходя из местных региональных и федеральных возможностей;
• Проведение количественной и качественной оценки влияния различных видов деятельности общества на состояние экологических систем, природных ком-плексов и природных ресурсов;
• Нормирование уровня антропогенных воздействий от различных видов деятельности общества, в том числе и объектов железнодорожного транспорта на природную среду;
• Обеспечение равновесия в кругообороте веществ и энергии путем ограничения воздействия на приро-ду, исходя из ее возможностей по самоочищению и воспроизводству;
• Ограничения воздействия на природную среду с по-мощью различных методов и средств очистки выбро-сов в атмосферу, стоков в водоемы, отходов про-изводства, физических излучений;
• Создание экологически чистых производств, тех-нологий, подвижного состава, оборудования и транспортных систем;
• Использование методов экологической профилактики функционирования отраслей и объектов железнодо-рожного транспорта путем выполнения природо-охранных мероприятий и внедрения технологических средств;
• Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды;
• Использование экономических методов в управлении охраной окружающей среды и рациональным природо-использованием;
• Неотвратимость наступления ответственности за нарушение правил, норм, законов по охране окру-жающей среды.
Железнодорожный транспорт по объему грузовых перевозок занимает первое место среди других видов транспорта, по объему перевозок пассажиров второе место после автомобильного транспорта.
Успешное функционирование и развитие железно-дорожного транспорта зависит от состояния природ-ных комплексов и наличия природных ресурсов, раз-вития инфраструктуры искусственной среды, социаль-но-экономической среды общества.
Состояние окружающей среды при взаимодействии с объектами железнодорожного транспорта зависит от инфраструктуры по строительству железных дорог, производству подвижного состава, производственного оборудования и других устройств, интенсивности ис-пользования подвижного состава и других объектов на железных дорогах, результатов научных исследо-ваний и их внедрения на предприятиях и объектах отрасли.
Каждый элемент системы имеет прямые и обратные связи друг с другом. При развитии и функционирова-нии объектов железнодорожного транспорта следует учитывать свойства природных комплексов – много-связность, устойчивость, коммутативность, аддитив-ность, инвариантность, многофакторную корреляцию.
Многосвязность выражается в разнохарактерном воздействии транспорта на природу, которое может вызвать в ней трудноучитываемые изменения.
Аддитивность – это возможность многопараметри-ческого сложения различных источников техногенного и антропогенного воздействия на природу, что может привести к непредсказуемым изменениям в природе.
Инвариантность является свойством экосистем сохранять стабильность в границах регламентирован-ных техногенных и антропогенных воздействий.
Устойчивость – способность экосистем сохранять исходные параметры при естественном, техногенном и антропогенном воздействиях.
Многофакторная корреляция характеризует экоси-стемы с позиций их предопределенности к случайным и неслучайным событиям с аналитическими связями между ними.
Железнодорожный транспорт постоянно воздейст-вие на природную среду. Уровень воздействия может лежать в допустимых равновесных и кризисных гра-ницах.
Характер воздействия транспорта на окружающую среду определяется составом техногенных факторов, интенсивностью их воздействия, экологической весо-мостью воздействия на элементы природы. Техноген-ное воздействие может быть локальным от единичного фактора или комплексным – от группы различных фак-торов, характеризующихся коэффициентами экологиче-ской весомости, которые зависят от вида воздейст-вия, их характера, объекта воздействия.
Для оценки уровня воздействия объектов транс-порта на экологическое состояние природы использу-ют следующие интегральные характеристики:
• Абсолютные потери окружающей среды, выражаемые в конкретных единицах измерения состояния биоцено-зов (флоры, фауны, людей);
• Компенсационные возможности экосистем, характе-ризующие их восстанавливаемость в естественном или искусственном режиме, создаваемом принуди-тельно;
• Опасность нарушения природного баланса, возник-новение неожиданных потерь и локальных экологи-ческих сдвигов, которые могут вызвать экологиче-ский риск и кризисные ситуации в окружающей при-родной среде;
• Уровень экологических потерь, вызываемых воздей-ствием объектов транспорта на окружающую среду;
Эти характеристики и позволяют определить экологи-ческую безопасность в регионах расположения транс-портных объектов.
Любое воздействие объектов транспорта на природу вызывает ответную реакцию, которая проявляется в следующих формах:
адапционной – с локальным или статическим смещени-ем равновесия; восстанавливающейся или самовосста-навливающейся, характеризующейся полным возвратом экосистемы в исходное состояние; частично восста-навливающейся, когда экосистема восстанавливает только часть своих свойств и характеристик;
невосстанавливаемой, когда в экосистеме образуются необратимые сдвиги от исходного ее состояния.
Воздействие объектов железнодорожного транс-порта на природу обусловлено строительством дорог, производственно-хозяйственной деятельностью пред-приятий, эксплуатацией железных дорог и подвижного состава, сжиганием большого количества топлива, применением пестицидов на лесных полосах и др.
Строительство и функционирование железных дорог связано с загрязнением природных комплексов выбро-сами, стоками, отходами, которые не должны нару-шать равновесие в экологических системах. Равнове-сие экосистемы характеризуется свойством сохранять устойчивое состояние в пределах регламентированных антропогенных изменений в окружающих транспортное предприятие природных комплексах. Самоочищающая способность природной среды снижается из за унич-тожения и истощения природных комплексов. Линии железных дорог, прокладываемые на сложившихся пу-тях миграции живых организмов, нарушают их разви-тие и даже приводят к гибели целых сообществ и ви-дов.
Факторы воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду можно классифициро-вать по следующим признакам: механические (твердые отходы, механическое воздействие на почвы строи-тельных, дорожных, путевых и других машин); физи-ческие (тепловые излучения, электрические поля, электромагнитные поля, шум, инфразвук, ультразвук, вибрация, радиация и др.); химические вещества и соединения (кислоты, щелочи, соли металлов, альде-гиды, ароматические углеводороды, краски и раство-рители, органические кислоты и соединения и др.), которые подразделяются не чрезвычайно опасные, вы-соко опасные, опасные и малоопасные; биологические (макро- и микроорганизмы, бактерии, вирусы).
Эти факторы могут действовать на природную среду долговременно, сравнительно недолго, кратковремен-но и мгновенно.
Время действия факторов не всегда определяет размер вреда, наносимого природе. По масштабам действия вредные факторы подразделяются на дейст-вующие на небольших площадях, действующие на от-дельные участки местности, глобальные.
Химические вещества и соединения могут мигри-ровать и рассеиваться в воздухе, в воде, почвах, нанося обратимый, частично обратимый и необратимый ущерб природе. В миграции химических веществ и за-разных микроорганизмов важное место занимает транспорт.
Основными направлениями снижения величины за-грязнения окружающей среды являются: рациональный выбор технологических процессов для производства готовой продукции и ее транспортирования; исполь-зование средств защиты окружающей среды и поддер-жание их в исправном состоянии.
Интегральным критерием экологической эффектив-ности производственной деятельности объектов же-лезнодорожного транспорта служит степень нарушения природного баланса в регионе. Опасность нарушения природного баланса количественно связана с антро-погенными факторами производственной и хозяйствен-ной деятельности людей в регионе. В случае, если природная среда не способна справиться с воздейст-вием железнодорожного транспорта, необходимо пре-дусматривать очистные сооружения или проводить восстановительные работы. Равновесие в природной среде обеспечивается поддержанием энергетического, водного, биологического, биогеохимического балан-сов и их изменением в определенный промежуток вре-мени. Количественные характеристики перечисленных балансов зависят от географического положения ре-гионов, климатических условий, величины использо-вания ресурсов, природных явлений и степени за-грязнения окружающей среды.
Обеспечить равновесие в природе можно с помо-щью правовых, социально-экономических, организаци-онных, технических, санитарно-гигиенических, био-логических и других методов.
Правовые методы регламентируют нормы и
←предыдущая следующая→
1 2
|
|