Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Астрономия /

Астрономия

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


нескольких террас. При наблюдении в более мощные инструменты заметно, что вал усеян множеством мел¬ких кратеров, а террасы разделены глубокими расщелинами. Как и у других кратеров, внутренние склоны кратера Копер¬ник менее пологи, чем внешние.

Обратите внимание на важную деталь, встречающуюся у многих кратеров: очертание вала Коперника скорее напоминает не окружность, а многоугольник. Тщательные исследова¬ния показали, что вал Коперника состоит из 12-ти более или менее прямолинейных участков. На дне кратера Коперник есть несколько центральных горок высотой в сотни метров. Северная часть дна более гладкая, чем южная.

Гарриот не случайно изобразил кратер Коперник в виде светлого пятна. Действительно, Коперник служит центром сложной системы светлых лучей, расходящихся ра-диально от него во все стороны. При ширине от 50 до 100 ки¬лометров лучи кратера Коперник в некоторых случаях про¬стираются в длину более, чем на 500 км. Из лучей особенно заметен яркий широкий луч, направленный к соседнему кра¬теру Кеплер. Кстати сказать, и этот кратер имеет свою си¬стему светлых лучей, и там, где перекрываются лучи, идущие от двух кратеров, видны большие, яркие пятна.

Природа и происхождение светлых лучей пока еще не мо¬гут считаться окончательно установленными, но скорее всего эти детали лунного рельефа представляют собою полосы свет¬лого, раздробленного вещества, выброшенного из кратеров при взрывных процессах. Был ли это взрыв при ударе метеорита о лунную поверхность, или взрыв произошел в результате внезапного освобождения внутренней энергии Луны — резуль¬тат получится сходным: раздробленное взрывом и выброшен¬ное из кратера вещество образует радиальные насыпи (лу¬чи) , а вблизи кратера, где этого вещества больше, — светлые ореолы или венцы.

В отношении кратера Коперник последнее «вулканическое» объяснение более вероятно. Дело в том, что светлое вещество из Коперника выбрасывалось, как установлено, неоднократно. Многократное же падение крупных метеоритов в одну и ту же точку лунной поверхности практически исключено. «Лучи¬стые» кратеры типа Коперника — это центры когда-то проис¬ходивших мощнейших вулканических извержений и хорошая сохранность как самих кратеров, так и окружающих их си¬стем светлых лучей свидетельствуют о том, что эти бурные процессы происходили сравнительно недавно. Напомним, что «коперниканский» период считается новейшим периодом в эволюции Луны.

Любопытно, что поверхность, занимаемая светлыми лу¬чами, изрыта многочисленными мелкими кратерами диамет¬ром 3—5 км. Морфологически они весьма похожи на земные ударные метеоритные кратеры. Вполне возможно, что они обра¬зовались при ударе о лунную поверхность крупных осколков, выброшенных из кратеров. Дробясь при ударе, вещество этих осколков пополняло насыпи раздробленного вещества, образу¬ющие лучи и венцы кратера Коперника.

Сравнительно близко от кратера Коперник есть несколько кратеров такого же типа, по только уступающие ему в разме¬рах. Прежде всего упомянем кратер Эратосфен (диаметр 60 км), расположенный в южных отрогах Апеннин. Он так же хорошо сохранился, как и Коперник, но вокруг него нет свет¬лых лучей. Зато находящийся вблизи терминатора почти вдвое меньший кратер Кеплер (диаметр 32 км) обладает и светлым ореолом и светлыми лучами, часть из которых пере¬секаются с лучами Коперника. Следует заметить, что из всех лунных кольцевых гор кратеры типа Кеплера и по пропор¬циям и по размерам наиболее похожи на кальдеры земных вулканов. Правда, земная вулканическая кальдера Тенерив имеет в поперечнике 20 км, кальдера Браччано 15 км, осталь¬ные еще меньше. Однако существенно меньшая тяжесть на Луне содействовала образованию кальдер, значительно более крупных, чем земные.

Столь же молодо, как Кеплер, выглядят кратеры Рейнгольд '(диаметр 47 км), Мейер (диаметр 29 км) и Ландсберг (диаметр 40 км), находящиеся поблизости от Коперника и Кеплера.

На фоне этих молодых кратеров контрастно выделяется по-j луразрушенный кратер Стадий (диаметр 67 км), разместив¬шийся между Коперником и Эратосфеном. Внимательно рас¬смотрите этот полуразрушенный и полузатопленный кратер — как и в других местах Луны молодой, недавно возникший рельеф, сосуществует с древними руинами.

Кстати сказать, на обширной равнине Моря Дождей можно (при удачных условиях освещения) отыскать немало крате¬ров-призраков (или, как их принято называть, кратеров-фан¬томов). У этих кратеров, полностью погруженных в твердую, ныне темно-серую поверхность моря, нет никакого вала, от¬брасывающего тень. Вместо вала на фоне моря как бы про¬свечивает бледное, туманное кольцо — «утонувший» древний кратер. Попробуйте отыскать эти призрачные следы древнего лунного рельефа — вы тогда наглядно почувствуете, что Море Дождей на самом деле было когда-то морем, но состоящем не-из воды, а из огненно-жидкой, раскаленной лавы. Если ваши поиски будут успешными, попробуйте поискать кратеры-при¬зраки и в других лунных морях.

Если от Залива Зноя продвигаться прямо на юг, на пути сначала встретится полуразрушенный кратер Шретер (диа¬метр 44 км), а затем, почти в центре лунного диска, крупный кратер Фламмарион (диаметр 72 км). Хотя он крупнее Шре-тера, но взгляд наблюдателя невольно сосредотачивается на на нем, а на цепочке из трех исполинских кратеров, рас¬положенных южнее Фламмариона. Самый северный из этой тройки Птолемей (диаметр 146 км) не имеет центральной горки.

За ним к югу следует Альфонс (диаметр 124 км). Он бо¬лее молод, чем Птолемей — его вал перекрывает вал послед¬него. Наконец, еще южнее виден кратер Арзахель (диаметр 92 км), как и Альфонс, имеющий центральную горку. Справа к Альфонсу и Арзахелю примыкает кратер Альпетра-гий (диаметр 40 км). Да и вообще вокруг тройки исполинских кольцевых гор можно насчитать немало кратеров и сравни¬тельно крупных и, особенно, мелких.

Валы Альфонса и Арзахеля двойные и полигональные, с весьма сложным строением, впрочем, хорошо заметным лишь в крупные телескопы. Вал Птолемея усеян остроконеч¬ными пиками, отбрасывающими при косом освещении длинные острые тени.

Весь этот район Луны невольно оставляет впечатления, что когда-то здесь внутренние вулканические силы Луны по¬работали на славу — рассмотрите местность к западу от Аль¬фонса и Арзахеля. Сейчас эта картина кажется мертвой, наве¬ки застывшей, как, впрочем, и остальные лунные ландшафты. Но, может быть, так только «кажется» при поверхностном наблюдении, а более тщательные исследования могут выявить следы современной вулканической активности Луны?

На дне Альфонса даже в небольшой телескоп можно рас¬смотреть загадочное - образование — темный треугольник из какого-то вещества, обладающего меньшей отражательной способностью, чем остальная лунная поверхность. Этот тре¬угольник открыли еще в прошлом веке. Когда в его центре уда¬лось рассмотреть маленький кратер, некоторые из астрономов высказали гипотезу, что из этого кратера когда-то было вы¬брошено темное вещество, нечто вроде вулканического пепла, которое и образовало загадочный треугольный налет. Другие астрономы утверждали, что «пепел» слишком хорошо сохра¬

нился, а значит, должен был извергнут недавно, что невоз¬можно, так как вулканическая активность, по их мнению, полностью прекратилась на Луне по меньшей мере сотни мил¬лионов лет назад.

История с загадочным пятном на дне Альфонса, собст¬венно, может считаться лишь эпизодом в длительной дискус¬сии (продолжающейся и поныне!) о действующих вулканах на Луне. Начало дискуссии было положено знаменитым ис¬следователем звездного мира Джоном Гершелем. В 1787 г. он опубликовал сообщение о трех действующих вулканах на Луне. Из них два Гершель считал почти потухшими, но зато третий был виден две ночи подряд и казался похожим на ма¬ленький раскаленный кусок угля*).

Эти наблюдения Д. Гершеля относятся к апрелю 1787 г. Но и за четыре года до этого ему удалось, по его словам, уви¬деть на Луне еще более яркий и крупный действующий вул¬кан.

Позже, в XIX в. яркие светящиеся точки в темной части Луны иногда видели Г. Ольберс, К. Гардинг, В. Струве и дру¬гие опытные наблюдатели. Литература о действующих лун¬ных вулканах в настоящее время содержит более сотни статей на эту тему. Но лишь в 1958 г. известному советскому астро¬физику Н. А. Козыреву впервые удалось уверенно открыть если не действующий лунный вулкан, то во всяком случае не¬что очень на него похожее.

Речь идет о центральной горке лунного кратера Альфопс, возвышающейся над уровнем дна почти на километр.

Еще в прошлом -веке было замечено, что дно Альфонса, Платона и многих других лунных кольцеобразных гор иногда становится плохо различимым, как бы подернутым какой-то дымкой; такие наблюдения неоднократно проводились и в те¬кущем веке, а в 1957 г. американский астроном Олтер на се¬рии фотоснимков Альфонса, сделанных с разными свето¬фильтрами, нашел, что изображение этого кратера в синих лу¬чах гораздо менее отчетливы, чем в инфракрасных. На этот раз не глаз, а светофильтры зафиксировали синюю дымку, по¬чти постоянно обволакивающую кратер Альфонс.

Год спустя, в ноябре 1958 г., Н. А. Козыреву при наблю¬дениях кратера Альфонс в 50-дюймовый рефлектор Крымской Астрофизической обсерватории АН СССР удалось зафиксиро¬вать настоящее лунное извержение. Началось оно в ночь со 2-го на 3-е ноября, примерно час спустя после полуночи. В искатель рефлектора Козырев заметил, что центральная горка Альфонса стала какой-то размытой, неотчетливой, с необычным красноватым оттенком. В 3 часа 30 минут, когда после перерыва Козырев снова вернулся к наблюдениям, он был поражен необычайной яркостью и ослепительно белым цве¬том центральной горки. Затем очень скоро, через несколько минут, этот ослепительный блеск исчез и горка приняла обыч¬ный вид.

Козырев полагал, что все эти метаморфозы вызваны изме¬нениями в условиях освещения центральной

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»