Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Астрономия /

Время

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


местности, в которых времена года не проявляются в такой явной форме и играют в жизни людей второстепенную роль. Например, Ближний Восток. Для арабов главным был не восход Солнца, а восход Луны. Почему? Жарко. Днем работать и корчевать трудно. В лунные ночи легче. Каждый месяц после непродолжительного периода невидимости Луна вновь с эффектом выплывает на небо и «рождается заново». Она - идеальный масштаб деления времени. Всякий раз, когда появляется Луна, проходит еще один месяц.

«Вот Аллах господин наш, он создал небо и землю за 6 дней. Это он сделал из Солнца светильник и из Луны свет. И указал им на их место, чтобы знали вы, как считать годы и как рассчитывать время». Эти строчки из 10-й суры Корана, священной книги мусульман, показывают, как построен мусульманский календарь. И главным мерилом времени выступает здесь Луна, а не наше древнее светило - Солнце. Мусульманский календарь вообще единственная значительная система измерения времени, в которой никак не учитывается Солнце. Каждый месяц начинается с новолуния, под которым, однако, арабы и турки понимают, не как мы самое близкое расположение Солнца и Луны, а появление молодого месяца после нашего новолуния. Примерно через 2-3 дня после встречи с Солнцем спутник Земли вновь вечером появляется на западе в виде узкого серпа как «молодая Луна». Это - начало одного из 12 мусульманских месяцев, из которых у нас известен месяц, когда мусульмане постятся, - рамазан. Мусульманский год длится 354 дня, в нём 6 месяце в по 29 дней и 6 по 30 дней. 12 синодических месяца делятся не ровно 354 дня, а 354 дня 8 часов и 48 минут. Обычный мусульманский год был слишком коротким для точного соответствия фазы Луны: начало месяца и новая луна вскоре слишком разошлись бы. По этому приходится использовать високосные годы - 11 високосных годов за 30 лет. Эти високосные годы имеют по 355 дней. Дополнительный день добавляют к 12-му месяцу, который в этом случае насчитывает не 29, а 30 дней. Исходным моментом для отсчёта летоисчисления считается «хиджра» - бегство пророка Магомета из Мекки в Медину в 622 году от Р.Х. мусульманский календарь и теперь часто используется в исламском мире, особенно в религиозных целях. Но для коммерсантов, деловых людей играет наш календарь, например, если речь идёт о сроках международных встреч.

Для древних египтян самой важной из всех дат был ежегодный разлив Нила. Именно это событие определяло их жизнь и составляло основу существования. Разливы, время посева и сбора урожая зависели исключительно от Солнца и никак небыли связанны с Луной. По этому египтяне создали солнечный календарь. В них было 3 больших периода по 4 месяца - время разлива Нила, время посева и время сбора урожая. В каждом из 12 месяцев было по 30 дней. Таким образом, получаем 12 x 30 = 360 дней. Чтобы получить 365, к ним добавляли ещё 5 дней, их называли эпагоменами. Вот и всё описание поразительно чёткого и простого календаря древних египтян. К сожалению год с его 365 днями был слишком коротким. Периоды разлива, посева и сбора урожая все больше «обгоняли» календарь. В 1300 г. до н. э. период наводнения пришелся на первый месяц тот, 500 годами позже на пятый месяц тиби, а еще 500 лет спустя на 9 месяц пахон. И наконец, через 1461 год разлив Нила вновь начался в месяце тот. Хотя в 238 году до Р.Х. было предложено изменить календарь, консервативные египтяне все-таки сохранили традицию, ведь Сириус независимо от календарной даты сообщал о предстоящем разливе Нила. В день, который мы называем сейчас 18 июля, Сириус после периода невидимости вновь появляется на восточном небосклоне незадолго до восхода Солнца. А вскоре после этого выходит из берегов Нил. Зачем же менять простой практичный календарь, если Сириус надежно оповещает о важнейшем событии года.

Было бы не сложно привести Египетский календарь в соответствие с разливами Нила. Уже в 238 г. до Р.Х. фараон Птолемей III Эвергет попытался реформировать календарь. Он издал декрет Канопуса, в котором приказывал, чтобы короткий год через каждые 3 года удлинялся на 1 день, т.е. составлялся 366 дней, как это делаем теперь мы. К сожалению, тогда эта гениальная идея не прижилась. И только римский полководец Цезарь вновь вернулся в 48 г. до Р.Х. к этой мысли и повелел, когда стал римским императором, к каждому 4-му году добавлять по 1-му дню. Такие годы стали называть високосными. Солнечный год длится 365 1/4 дня. 4 солнечных года длятся на 1 день дольше, чем 4 календарных года по 365 дней, что можно скомпенсировать включением одного дня раз в 4 года. Поэтому у нас раз в 4 года - в високосный год - в феврале месяце не 28, а 29 дней. Кто родился 29 февраля, у того день рождения бывает только раз в 4 года!

Современные названия месяцев заимствованы от древних римлян, которые задолго до нашего летоисчисления ввели обычный год с 12 месяцами 365 днями и високосный год с 366 днями. в 46 г. Р.Х. Кай Юлий Цезарь возвратился в Рим. Здесь полководец и диктатор обнаружил беспорядок в делах, в которых отсчет времени не составлял исключения. В последние годы существования Римской республики священники, как только им представлялось это необходимым, вставляли дополнительные месяцы, чтобы календарь привести хоть в приблизительное соответствие с Солнцем. А за хорошую мзду священники просто продлевали год, чтобы чиновники могли подольше сохранить свою должность - ведь это было очень выгодно. Так что исчисление времени находилось в совершеннейшем беспорядке. Для начала, чтобы избежать больших отклонений и ошибок в календаре, Цезарь удлинил год, который мы теперь называем 46-м годом до Р.Х., на 3 месяца. В этом году было 445 дней. Таким образом, он стал самым длинным годом в истории. Затем год должен был длиться 365 дней, а каждый четвертый - 366. Тогда-то и появились известные нам високосные годы, хотя эта идея была высказана еще за 200 лет до того в Египте. Число дней месяца заимствовано в основном из календарей времен Цезаря. Тогда не было 29 февраля. В високосном году 2 раза было 23 февраля. Имя Кая Юлия Цезаря сохранилось в названии июля («юлиус» по - латыни), который до этого называли квинтилисом. Позднее месяц секстилис переименовали в август (поскольку римский император Август также пожелал иметь «свой» месяц).

Названный в честь римского императора Кая Юлия Цезаря «юлианский» год имеет среднюю длину 365 1/4 дня, потому что каждый 4-ый год на 1 день длиннее трех предыдущих. Однако между истинным солнечным годом существует заметное расхождение. Истинный солнечный год длится 365 дней 5 часов и 49 минут, так что юлианский год оказался немного длиннее. Вначале на эту временную разницу не обращали внимания, но постепенно начало весны в календаре все больше смещалось к февралю. В XVI веке астрономическая весна началась не 21-го, а 11-го марта. Необходимо было задуматься о новой реформе календаря!

В 1572-1585 гг. папский престол занимал папа Григорий XIII. Его очень интересовали проблемы календаря. В 1576 г. он создавал комиссию астрономов, которые должны были разработать проект реформы календаря. В 1581 г. работа была завершена. 24 февраля 1582 г. была издана папская булла «Интер грависсимас», которая содержала следующие изменения:

1.Чтобы вновь привести календарь в соответствие с истинным временем, 10 дней опускались. После 4 октября 1582 г. сразу следовало 15 октября.

2. Правила включения високосного года изменялись так, что годы

1700, 1800, 1900, 2100, 2200, и 2300 стали считать обычными, т.е. насчитывающими по 365 дней, хотя они должны были быть високосными. В то же время високосными остаются годы 2000 и 2400. И впредь все годы, которые делятся на 100, должны оставаться простыми, если только этот год не делится на 400. Введением этого правила средняя длина года несколько сокращалась, ведь за 400 лет 3 високосных года выпадают. Теперь у нас принято такое исчисление длины года :

средний юлианский год - 365,2500 дня

средний григорианский год - 365,2425 дня

солнечный год - 365,2422 дня.

Так что григорианский год лишь очень ненамного отличается от подлинного. Лишь в 3300 году разница составит 1 день, но календарное начало весны потихонечку все-таки сдвигается назад, и, скажем в 2000 году, возможно, придется подумать о совершенствовании календаря.

В 1582 году григорианский календарь был введен в Испании, Португалии, Италии, немного позднее во Франции и Голландии. Поскольку эта идея исходила от папского престола, многие протестантские страны сопротивлялись реформе календаря, да и некоторые католические князья не хотели его принимать. Папу упрекали в том, что он хочет украсть у людей 10 дней и обмануть перелетных птиц. Григория XIII обвиняли также в том, что он хочет сбить с толку Иисуса Христа, который теперь не знает, в какой день он должен появиться на Страшном суде. Некоторые возражения высказывали и ученые, но они были опровергнуты в 1603 г. папским астрономом Клавиусом. Постепенно сопротивление было сломлено. Самые длительные споры по этому вопросу происходили в странах, где рядом жили католики и протестанты, особенно в Германии. В Швеции григорианский календарь был принят только в 1844 г., а в 1875 г. он был введен в Египте, на родине солнечного календаря.

В России, где ранее существовал только юлианский календарь, григорианский календарь был введен в 1918 г. После его введения даты (по «новому стилю») изменились на 13 дней, ведь разница между этими календарями к этому времени составляла уже не 10, а 13 дней. Например Новый год в России многие стали праздновать дважды: 1 и 14 января - по старому и новому стилю. Православная церковь все еще пользуется юлианским календарем, так что в России как бы существует 2 типа исчисления времени.

Наше теперешнее исчисление времени, например в 1995 или 2001 год новой эры, ведет свое начало от аббата Дионисия Эксигууса. В VI веке он попытался

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»