←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им.БАУМАНА
АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
СПУСК И ПОСАДКА КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ (КА)
НА ПЛАНЕТЫ БЕЗ АТМОСФЕРЫ
Научный руководитель: Никитенко В.И.
Студент группы АК4-21: Файнштейн И.А.
Москва 1994
Изучение Солнечной системы с помощью космических
аппаратов вносит большой вклад в развитие естественных наук.
Большое внимание к Солнцу определяется вечно живущим в
человеке желанием понять, как устроен мир, в котором он жи-
вет. Но если раньше человек мог только наблюдать движение
небесных тел и изучать на расстоянии некоторые (зачастую
малопонятные) их свойства, то сейчас научно-техническая ре-
волюция дала возможность достичь ряда небесных тел Солнеч-
ной Системы и провести наблюдения и даже активные экспери-
менты с близкого расстояния в их атмосферах и на поверхнос-
тях. Эта возможность детального изучения "на месте" изменя-
ет саму методологию изучения небесных тел, которая уже сей-
час широко использует арсенал средств и подходов, применяе-
мых в комплексе наук о Земле. На стыке планетной астрофизи-
ки и геологии идет формирование новой ветви научного знания
- сравнительной планетологии. Параллельно на базе законов
электродинамики, атомной физики и физики плазмы идет форми-
рование другого подхода к изучению Солнечной системы - кос-
мической физики. Все это требует развития методов и средств
космических исследований, т.е. разработки, проектирования,
изготовления и запуска космических аппаратов.
Главное требование, предъявляемое к КА,- это его на-
- 2 -
дежность. Основными задачами спускаемых и посадочных (ПА)
аппаратов являются торможение и сближение с поверхностью
планеты, посадка, работа на поверхности, иногда взлет с по-
верхности для доставки возвращаемого аппарата на землю. Для
обеспечения надежного решения всех этих задач при проекти-
ровании СА и ПА необходимо учитывать условия в окрестностях
и на поверхности изучаемого тела: ускорение свободного па-
дения, наличие или отсутствие атмосферы, а также ее свойс-
тва, характеристики рельефа и материала поверхности и т.д.
Все эти параметры предъявляют определенные требования к
конструкции спускаемого аппарата.
Спуск является очень важным этапом космического полета,
так как только успешное его выполнение позволит решить пос-
тавленные задачи. При разработке СА и ПА принимаются две
принципиально различные схемы спуска:
с использованием аэродинамического торможения (для
планет, имеющих атмосферу);
с использованием тормозного ракетного двигателя (для
планет и других небесных тел, не имеющих атмосферы).
Участок прохождения плотных слоев атмосферы является
решающим, так как именно здесь СА испытывают наиболее ин-
тенсивные воздействия, определяющие основные технические
решения и основные требования к выбору всей схемы полета.
Отметим наиболее трудоемкие и сложные задачи , решае-
- 3 -
мые при проектировании СА:
исследование проблем баллистического и планирующего
спусков в атмосфере;
исследование динамики и устойчивости движения при раз-
личных режимах полета с учетом нелинейности аэродинамичес-
ких характеристик ;
разработка систем торможения с учетом задач научных
измерений в определенных слоях атмосферы, особенностей ком-
поновки спускаемого аппарата, его параметров движения и
траектории.
Что касается спуска на планеты, лишенные атмосферы
(классическим примером здесь является Луна), то в этом слу-
чае единственной возможностью является использование тор-
мозного двигателя, чаще всего жидкостного (ЖРД). Эта осо-
бенность порождает дополнительные (кроме чисто баллистичес-
ких) проблемы, связанные с управлением и стабилизацией СА
на так называемых активных участках - участках работы ра-
кетного двигателя.
Рассмотрим более подробно некоторые из этих проблем.
Корни проблемы устойчивости СА на активном участке лежат в
существовании обратной связи между колебаниями топлива в
баках, корпуса СА и колебаниями исполнительных органов
системы стабилизации.
Колебания свободной поверхности топлива, воздействуя
- 4 -
на корпус СА, вызывают его поворот относительно центра
масс, что воспринимается чувствительным элементом системы
стабилизации, который, в свою очередь, вырабатывает команд-
ный сигнал для исполнительных органов.
Задача заключается в том, чтобы колебания замкнутой
системы объект - система стабилизации сделать устойчивыми
(если нельзя их исключить вовсе). Заметим, что острота этой
проблемы зависит от совершенства компоновочной схемы СА, а
также от структуры и параметров автомата стабилизации (АС).
Желательно, конечно, этот комплекс вопросов решить уже
на стадии эскизного проектирования СА. Трудность здесь, од-
нако, в том, что на этом этапе практически нет информации о
системе стабилизации объекта, в лучшем случае известна
структура автомата стабилизации. Поэтому проводить анализ
устойчивости СА на данном этапе невозможно.
В то же время ясно, что полностью сформированный конс-
труктивный облик СА целиком (или, во всяком случае, в зна-
чительной мере) определяет его динамику - реакцию на возму-
щение в процессе посадки. Следовательно, задача теоретичес-
кого анализа заключается в выборе математического аппарата,
способного выявить эту зависимость на языке, понятном раз-
работчику. Такой аппарат существует, и он опирается на из-
вестные термины "управляемость", "наблюдаемость", "стабили-
зируемость", характеризующие именно свойства СА как объекта
- 5 -
управления в процессе регулирования.
Этот аппарат дает возможность детально изучить зависи-
мость "качества" конструктивно-компоновочной схемы СА от
его проектных параметров и в конечном счете дать необходи-
мые рекомендации по доработке компоновки объекта либо обос-
новать направление дальнейших доработок.
Обычно для стабилизации СА кроме изменения компоновки
объекта используют также демпферы колебаний топлива, наст-
ройку системы стабилизации и изменение ее структуры.
Итак, применительно к рассматриваемой задаче на этапе
эскизного проектирования инженеру приходится решать целый
комплекс задач по качественному анализу проблемы устойчи-
вости в условиях относительной неопределенности в отношении
целого ряда параметров. Поскольку рекомендации разработчика
должны быть вполне определенными,то единственный выход -
работать с математической моделью СА в режиме диалога "ин-
женер - ЭВМ".
Рассмотрим другой круг задач проектирования - моделиро-
вание процессов ударного взаимодействия посадочного аппара-
та с поверхностью планеты.
Многие достижения отечественной и зарубежной космонав-
тики были связаны с применением посадочных аппаратов (ПА)
для непосредственного, контактного, исследования Луны и
планет Солнечной системы. Использование
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|