←предыдущая следующая→
1 2 3
дизельные подводные лодки «Оберон». Последующие ПЛА серии должны иметь еще меньший уровень первичного акустического поля, поскольку на них вместо обычного семилопастного гребного винта установлен винт в насадке. Кроме того, хотя лодки строятся по единому проекту, годовой интервал между сроками их ввода в строй позволя-ет постоянно совершенствовать технологию и применять новейшие технические решения. Одна-ко в связи с этим неуклонно повышается стоимость лодок этой серии (200 млн. фунтов стерлинг-ов в 1985 году и до 380 млн. фунтов стерлингов в 1990).
ЯЭУ английских атомных подводных лодок первоначально создавались по американс-кой технологии. Для первой ПЛА («Дредноут») в США был закуплен ядерный реактор S5W. Его активная зона, а также главные турбины, редуктор, турбогенераторы, конденсаторы произведе-ны в Великобритании. На последующих лодках устанавливался реактор PWR-1 английской раз-работки. Для испытаний ЯЭУ и подготовки специалистов в Даунри (Шотландия) создан испыта-тельный центр. Одновременно проводить работы по совершенствованию ЯЭУ, направленные на снижение шумности, упрощение конструкции и улучшение условий эксплуатации, повышение надежности и безопасности, увеличение кампании ядерного реактора. Были спроектированы не-сколько типов активных зон. Вместе с тем при создании ЯЭУ для ПЛА «Трафальгар» английс-кие специалисты пришли к выводу, что возможности по совершенствованию ЯЭУ на основе реактора PWR-1 исчерпаны полностью. Со второй половины 70-х годов ведется разработка реактора (PWR-2), который должен иметь повышенную мощность (27 500 л.с.), меньшие массо-габаритные характеристики, увеличенный межремонтный период, улучшенную ремонтопригод-ность, а также меньшую шумность.
Первые ЯЭУ с реактором PWR-2 намечено установить на строящейся ПЛАРБ типа «Вэнгард», а также на перспективные английские ПЛА (SSN-20), которые в конце 90-х годов на-чнут заменять лодки типа «Вэлиант». Строительство лодок новой серии предполагается начать в 1993 году. Их водоизмещение по сравнению с ПЛА «Трафальгар» увеличиться на несколько сот тонн, что позволит провести дополнительные мероприятия по снижению шумности и увеличе-нию боекомплекта, в состав которого войдут модернизированные ПКР «Гарпун» и новые торпе-ды «Спирфиш».
Франция. Строительство французских ПЛА началось в 1976 году. Головной корабль серии из восьми единиц - «Рубис» вошел в боевой состав в 1983 году. Построены еще три ПЛ, а последующие создаются по усовершенствованному проекту. Завершение серии планируется на 1995 год. Период строительства одного корабля достигает шести лет, а срок службы - 30 лет. Общая стоимость восьми лодок составит 14 млрд. франков (в ценах 1986 года).
По конструкции ПЛА «Рубис» однокорпусная с развитой надстройкой и ограждением выдвижных устройств крыльевого профиля, с рубочными рулями. Кормовое оперение состоит из вертикальных и горизонтальных стабилизаторов и рулей. Плоскими поперечными переборками прочный корпус разделен на пять отсеков. В первом (носовом) отсеке расположены четыре тор-педных аппарата и стеллажи для торпед, ракет или мин. Во втором (на трех палубах) находятся центральный пост, пост управления движением, навигационное оборудование, жилые помеще-ния, а также аккумуляторная батарея, компрессоры и другое оборудование. В третьем отсеке ра-змещен ядерный реактор с паропроизводительной установкой, в четвертом смонтированы турбо-генераторы, в пятом - гребной и вспомогательный электродвигатели, а также аварийный дизель-генератор и пост управления ЯЭУ. Особенностью ЯЭУ французских ПЛА, составные компонен-ты которой монтируются на амортизированных платформах, является отсутствие в ней главного турбозубчатого агрегата и применение естественной циркуляции теплоносителя на малых и сре-дних ходах. Оба обстоятельства способствуют снижению шумности.
Основным оружием ПЛА типа «Рубис» считаются торпеды, которые выстреливаются из 533-мм торпедных аппаратов. С 1985 года французские ПЛА (начиная со второго корабля се-рии) оснащаются ПКР «Экзосет» (SM-39). В состав радиоэлектронного оборудования входят ак-тивная (DUUA-28) и пассивная (DSUV-22) ГАС с цилиндрической антенной, пассивная ГАС (DUUX-5) с антеннами, разнесенными по бортам лодки, аппаратура звукоподводной связи, а также РЛС, средства радиосвязи, навигации, радио- радиотехнической разведки. Рабочая глуби-на погружения не менее 300 м, автономность до 60 сут.
Оценивая французские ПЛА типа «Рубис», иностранные специалисты подчеркивают, что этот проект по критерию «стоимость/эффективность» позволяет иметь необходимое количес-тво достаточно современных кораблей стоимость лодки в настоящее время достигает 350 млн. долларов). Хотя «Рубис» уступает всем американским ПЛА по размерениям и водоизмещению, это вовсе не означает, что она соответственно уступает им по основным показателям боевого по-тенциала.
Тактико-технические характеристики ПЛА
Тип подвод-
ной лодки - количество в строю (запла-нировано в серии), борто-вые номера находящихся в строю (строящихся и планируем-ых к построй-ке), годы строительства серии
Водоизмеще-ние, т:
надводное/
подводное
Главные размерения, м:
длина
ширина
осадка
Тип, мощ-ность энерге-тической ус-тановки, л.с. /
скорость под-водного (над-водного) хода
узлов
Экипаж, че-ловек (в том числе офицеров)
Вооружение [1]
1 2 3 4 5 6
США
«Сивулф» -
0 (29)
(SSN21- *),
1995-* * / 9150 99,4
12,9
10,9 S6W, 60 000 /
35 (20) 130 (12) 762-мм ТА - 8, до 50 КР «Томагавк»,
Мк48, ПЛУР и ПКР
«Гарпун»
«Лос-Андже-лес» - 46 (62)
SSN688-725,
750-757
(758-773).
1974-1994 6000 / 6900 109,7
10,1
9,9 S6G, 35 000 /
30 / 20 133 (13) 533-мм ТА Мк67 - 4 26 торпед Мк48 и ПЛУР САБРОК, вместо части тор-пед могут загружа-ться 8 КР «Тома-гавк» (при отсутст-вии УВП) и 4-6 ПКР, УВП Мк45 для 12 КР «Томагавк» (на SSN719 и после-дующих)
«Стерджен» -37,
SSN637-639,
646-653, 660-
670, 672-684,
686,687.
1967-1975 4460 / 4960 89
9,7
8,8 S5W, 15 000 /
30 (20) 107 (12) 533-мм ТА Мк63 - 4
23 торпеды Мк48 и ПЛУР САБРОК, вместо части торпед
могут загружаться 8 КР «Томагавк» и 4 ПКР «Гарпун»
«Пермит» - 12 [2]
SSN594-596,
603-607,612-
615,621.
1962-1968 3750 / 4300 84,9
9,6
8,7 S5W, 15 000 /
30 (20) 127 (13) 533-мм ТА Мк63 - 4
24 торпеды Мк48 и
ПЛУР САБРОК,
вместо части торпед
могут загружаться 4 ПКР «Гарпун»
«Гленард П.
Липскомб» - 1,
SSN685,
1974 5813 / 6480 111,3
9,7
9,5 S5WА, ок. 15000 /
25 (20) 129 (14) 533-мм ТА Мк63 - 4
16 торпед Мк48, ПЛУР САБРОК, 4 ПКР «Гарпун»
«Нарвал» - 1, SSN671,
1969. 5284 / 5830 95,9
11,5
8,2 S5G, 15 000 /
25 (20) 129 (13) 533-мм ТА - 4, 16 торпед Мк48 и 4 ПКР «Гарпун»
«Этен Аллен» - 2 [3] SSN609,611,
1962 6955 / 7880 125
10,1
9,8
S5W, 15 000 /
30 (20) 126 -132
(12) 533-мм ТА - 4, 8 торпед
Великобритания
«Вэлиант» - 5,
S102,103,46,
48,50,
1966-1971 4300 / 4800 86,9
10,1
8,4 PWR-1,15000 /
28 (18) 116 (13) 533-мм ТА - 6, 32 торпеды Мк24 «Тай-герфиш», вместо ча-сти торпед могут за-гружаться ПКР «Га-рпун»
«Свифтшур» - 6,
S126,108,109,
104-106.
1973-1981 4400 / 4900 82,9
9,8
8,5 PWR-1,15000 /
30 (18) 116 (13) 533-мм ТА - 5, 25 торпед Мк24 «Тай-герфиш», вместо ча-сти торпед могут за-гружаться ПКР «Га-рпун»
«Трафальгар» - 6 (7),
S107,87,88,
90-92 (93),
1983-1991 4200 / 5208 85,4
9,8
8,5 PWR-1,15000 /
30 (*) 97 (12) 533-мм ТА -5, 25 торпед Мк24 «Тай-герфиш», вместо ча-сти торпед могут за-гружаться ПКР «Га-рпун»
Франция
«Рубис» - 4 (8),
S601-604
(605-608),
1983-1995 2385 / 2670 72,1
7,6
6,4 CAS-48, 9500/
25 (*) 66 (9) 533-мм ТА - 4, 18 торпед L5 или F17,
вместо части торпед могут загружаться ПКР «Экзосет» (SM-39); возможен прием на борт до 32 мин
1. Условные сокращения: ТА - торпедный аппарат, КР - крылатая ракета, ПКР - противокора-бельная ракета, ПЛУР - противолодочная управляемая ракета, УВП - установка вертикально-го пуска.
2. SSN603 «Поллак» выведена в резерв в январе 1989 года.
3. Бывшие ПЛАРБ, переоборудованные в атомные многоцелевые подводные лодки.
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|