Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Военнаякафедра /

Броненосцы типа «Бородино» и «Полтава»

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


примерно всего за семь месяцев до сражения.

Головной корабль - «Бородино» в 1903 году находился еще в Петербурге без артиллерии и части брони. «Орел» и «Князь Суворов», спущенные на воду в 1902 году, уступали ему в готовности на 2-3 месяца. Решение об ускорении работ и завершении их к 1 июля 1904 года Ф.К. Авелан принял только 6 февраля - уже после начала русско-японской войны. Настоящий же аврал начался в апреле, когда после гибели

С.О. Макарова стала очевидной неизбежность и срочность снаряжения 2-й Тихоокеанской эскадры. Начальник Балтийского завода К.К. Ратник предлагал к осени 1904 года подготовить к

плаванию и пятый броненосец - «Славу», спущенный на воду в августе 1903 года. Но эта идея не встретила поддержки Ф.К. Авелана и З.П. Рожественского из-за слишком оптимистичного прогнозирования сроков выхода эскадры.

Эскадра покинула Либаву только 2 октября, а уже 30 октября «Слава», на которой в летние месяцы приостановили почти все работы, после швартовных испытаний ушла под своими машинами от завода в Кронштадт.

Постройка «Бородино» и «Суворова» была в основном окончена к августу 1904 года. Они не прошли всех положенных испытаний. На заводской пробе машин головного корабля обнаружились дефекты сборки, не позволившие развить скорость более 16.5 узлов. Уже во время похода, под руководством старшего судового механика В.С. Рябинина и флагманского инженер-механика В.А. Обнорского, механики «Бородино» привели машины в полный порядок.

Механизмы производства Балтийского завода на «Орле» и «Суворове» наоборот, показали прекрасные результаты. «Орел» легко развил скорость 17.8 узлов. Машины и котлы обоих кораблей были приняты в казну по результатам заводских проб. Сам «Орел», пострадавший от затопления, догнал эскадру в Ревеле (Таллинн).

К окончанию постройки выявилась строительная перегрузка всех кораблей типа «Бородино»: для «Орла» она составила 635 т Фактическое нормальное водоизмещение их достигало примерно 14200 т. В мировом кораблестроении того времени строительная перегрузка была скорее правилом, чем исключением. Например, японский броненосец «Сикисима» был перегружен на 510 т,

а «Микаса» на 782 т. Однако на четырех кораблях типа «Бородино» положение усугублялось наличием на борту громадного количества дополнительных запасов, принятых накануне дальнего перехода. Они включали уголь, котельную воду, машинное масло, 20% сверхкомплектных 152 и 75-мм зарядов и т.п.

Составляющие нагрузки «Сикисима» «Бородино»

т; % т; %

Корпус с устройствами и запасами 6078; 42.1 5261; 39.0

Машины и котлы с водой 1243; 8.6 1635; 12.1

Броня 4614; 32.0 3554; 26.3

Вооружение и боезапас 1612; 11.2 1761; 13.0

Уголь (нормальный запас) 700; 4.8 787; 5.8

Команда с багажом и провизией 184; 1.3 273; 2.0

Запас водоизмещения нет 242; 1.8

Итого (нормальное водоизмещение) 14431; 100 13516; 100

Фактическое нормальное водоизмещение 14941 14200

Полная вместимость угольных ям 1722 1235

Перед выходом из Ревеля водоизмещение «Бородино» достигло 15275 т при средней осадке 8.9 м вместо 7.9 по проекту, а главный броневой пояс полностью ушел в воду. Одновременно начальная метацентрическая высота снизилась до 0.76 м против проектной 1.22 м.

Потерпев неудачу в попытках опытного определения остойчивости, руководители МТК вице-адмиралы Ф.В.Дубасов и Н.Е. Кутейников добились циркулярного предупреждения З.П. Рожественскому о предосторожностях в океанском плавании и недопустимости приема новых грузов в помещения выше ватерлинии.

Однако командующий эскадрой в походе с завидным постоянством требовал увеличения угольных запасов, так что корабли вышли в Индийский океан с Мадагаскара при водоизмещении около 16800 т. Правда, накануне в штормовую погоду они показали прекрасные мореходные качества.

Успех перехода, тем не менее, не гарантировал успеха в бою, для которого требовалась радикальная разгрузка кораблей от лишних запасов. К сожалению, этого сделано не было. Броненосцы вступили в бой с суммарной перегрузкой около 1700 т, имея на борту свыше 100 т угля каждый.

В результате над водой у миделя осталось всего около 1.4 м второго броневого пояса (152 мм) и 2.1 м 76-мм брони

каземата 75-мм артиллерии с прорезанными портами. В носовой части второй броневой пояс возвышался над водой примерно на 2 м вместо 2.8 м по проекту, что в условиях 3-4 бального волнения в бою 14 мая приводило к захлестыванию незащищен-ного легкого борта. Впрочем, на японских броненосцах 102 мм пояс в носовой оконечности защищал надводную часть на высоту около 1 м.

Командованием 2-й Тихоокеанской эскадры не были приняты и важнейшие меры по подготовке к бою: на кораблях оставались все гребные шлюпки, паровые и минные катера, обильная деревянная отделка рубок и внутренних помещений (отчасти снятая на «Орле»). Окраска броненосцев в черный цвет с желтыми трубами и шаровыми мачтами облегчала противнику наводку орудий.

Японское командование, напротив, на основе боевого опыта не только избавилось от лишнего дерева и шлюпок, но и позаботилось о снятии громоздких боевых марсов.

Тактическая организация русской эскадры предусматривала выделение четырех эскадренных броненосцев типа «Бородино» в отдельный отряд под личным командованием З.П.Рожественского,

державшего флаг на броненосце «Князь Суворов». Но при этом отнюдь не имелось в виду раздельное маневрирование отрядов:

двенадцати японским броненосным кораблям командующий эскадры предполагал противопоставить двенадцать своих в сомкнутом строю при эскадренной скорости всего 9 уз.

Калибр , мм Отряд "Суворова" Отряд "Осляби" 1-й Японский отряд

305 16 16 16

254 ----- 4 1

203 ----- ----- 6

152 24 29 40

75 40 50 50

Тихоходность русской эскадры, и в следствии этого пассивность маневрирования стала основной причиной поражения

в Цусимском сражении.

1-й броненосный отряд Кол-во попаданий Потери , чел

"Князь Суворов" 100 (?) 935

"Император Александр III" 50 (?) 867

"Бородино" 60 (?) 865

"Орел" 55 128

Всего 265 (?) 2795

В итоге из четырех броненосцев типа «Бородино» уцелел только «Орел».

«Суворов» вышел из строя в 14.30, около 17.30 миноносец

«Буйный» снял с него штаб эскадры вместе с Рожественским.

Около 19.30 броненосец затонул, после попадания3-4 торпед с японских миноносцев, вместе со всем экипажем.

«Александр», получив тяжелые повреждения от артогня ,

в 18.47 не выходя из строя опрокинулся и затонул со всем экипажем.

«Бородино» получил множество попаданий крупными снарядами, но боеспособность мог бы сохранить, однако

последний 305-мм снаряд с «Фудзи» вызвал детонацию погреба

бортовой 152-мм башни. После взрыва корабль перевернулся и затонул в 19.23 почти со всем экипажем (спасен 1 матрос).

«Орел» получил вовремя боя 5 305-мм, 2 254-мм,9 203-мм,

39 152-мм, и 21 более мелкий снаряд. Погибло 43, ранено 85

человек. Боеспособность утратил на 1/3. Сдался японцам с

отрядом Небогатова 15.05.1905 г. Реконструирован с заменой

12 152-мм орудий на 6 203-мм и под именем «Ивами» служил

в японском флоте до 1923 г.

Некоторые крупные пробоины «Орла»

Левое носовое 305-мм орудие повреждено взрывом собственного снаряда в канале ствола.

Японские фугасные снаряды из-за относительно большого

объема взрывчатки взрывались при первом же столкновении с

препятствием. Этим и объясняется: почему на русских кораблях

ни где не была пробита броня.

К тому же такие чувствительные снаряды нередко взрывались в каналах стволов японских орудий. В частности на

«Ниссине» так вышло из строя 3 из 4 203-мм орудий.

Тактико-технические данные броненосцев типа «Бородино»:

Водоизмещение: проектное 13 516 т

фактическое 14 200 т

полное 15 275 т

Длина: между пп 114.8 м

по WL 118.8 м

наибольшая 121.0 м

Ширина: 23.22 м

Осадка: 7.97 м

Механизмы: 2 машины вертикального тройного расширения

20 котлов Бельвиля

16 300 л.с.

18 уз.

Запас угля: нормальный 787 т

полный 1235 т

Дальность хода: 3 200 миль (10 уз.)

Броня: Крупповская

полный пояс по ВЛ (1.66 м) 125-145-194 мм

полный верхний пояс (1.68 м) 102-152-102 мм

башни ГК 254 мм

барбеты 127 мм

батарея 76 мм

переборки батареи 25 мм

рубка 203 мм

котельные кожухи 19 мм

противоторпедная

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»