←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
Франции и России, приступила к строительству девяти мощных броненосцев типа «Маджестик» большего размера и с аналогичным вооружением(четыре 305/35, и по двенадцать 152/40
и 76/30 -мм орудий). Эти корабли начали вступать в строй
с 1895 г, а достраивавшиеся русские броненосцы ждали своих
орудий до 1897-99 гг, когда такое вооружение стало уже стандартным.
Башенные установки ГК для «Полтавы» и «Севастополя» были заказаны Металлическому заводу, со сборкой на месте, а для
«Петропавловска» - Обуховскому заводу, по тем же чертежам.
Когда выяснилось, что «Петропавловск» войдет в строй раньше других, а Обуховский завод не успевает выполнить заказ в срок, то решили собрать на нем установки Металлического завода, предназначавшиеся для «Севастополя». На последний
соответственно поставили башни Обуховского завода.
По первоначальному проекту броневая защита башни ГК весила 446 т, но из-за требования Морского технического комитета (МТК) экономить вес, конструкцию установки изменили,
после чего вес брони составил 328 т, а всей башни без орудий
- 496 т. Установки имели угол обстрела 270°,угол возвышения орудий 15°, гидравлические приводы наводки и заряжания, и
электрическую подачу боезапаса. Заряжались орудия при фиксированном угле возвышения, но при любом положении башни,
что выгодно отличало эти корабли от иностранных современников
(на первых «маджестиках» 305-мм орудия могли заряжаться только при положении стволов вдоль ДП). Однако это преимущество русских установок сводилось на нет плохой конструкцией замка, не позволявшей в большинстве случаев уложиться в контрактную скорострельность один выстрел в 1.5 минуты. Открытие и закрытие замка занимало 14 с(при ручном
заряжании еще больше), причем требовалось строго горизонтальное положение орудия, а не тот угол возвышения,
при котором оно заряжалось. Это вместе с требованием МТК обеспечить возможность заряжания и выстрела одним человеком
привело к тому, что на производство даже неприцельного выстрела из 305-мм орудия требовалось 2-2.5 минуты - почти
вдвое больше, чем на иностранных кораблях того времени. Стремление ускорить процесс заряжания могло привести к печальным последствиям. Так, на имевшем такие же орудия ГК
«Сисое Великом» 15 марта 1897 г во время учебных стрельб у
острова Крит из-за неплотно закрытого замка левого орудия
произошел взрыв в кормовой башне. Силой взрыва расколотая
надвое крыша башни была переброшена на носовой мостик, а из
башенной прислуги и людей, находившихся рядом с ней на верхней палубе, 33 человека были убиты или тяжело ранены.
Из-за спешки с отправкой «Петропавловска» на Дальний Восток испытания его башенных установок ограничили проверкой
возможности их вращения после всех контрольных выстрелов. На артиллерийских испытаниях «Полтавы» в июне 1900 г после выстрелов усиленными зарядами (170 кг) башни перестали поворачиваться - из-за слабых креплений вращающиеся части установки ударялись о неподвижную броню барбета, и в конце концов поворотная платформа осела на барбет. Положение было критическим - готовящийся уйти в заграничное плавание броненосец оказался без главного оружия. В экстренном порядке
решили срезать сверху по 76 мм броню барбета и усилить подкрепление башен. Часть работ на «Полтаве» и «Севастополе» произвели до их ухода на Дальний Восток, а остальные, включая все на «Петропавловске», по разработанному в январе 1901 г Металлическим заводом проекту следовало сделать уже во Владивостоке и Порт-Артуре. Таким образом, вся экономия веса,
достигнутая на стадии проектирования по требованию МТК, была
с избытком поглощена весом подкреплений. Вместе с тем начальнику эскадры Тихого океана было предписано «не производить из 12" (305-мм) орудий броненосцев «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск» и «Сисой Великий» стрельбы залпами». После установки всех положенных подкреплений стрельба разрешалась «в бою при всяких условиях, а в мирное
время стрельбу залпами и боевыми зарядами при углах снижения
производить лишь в крайних случаях».
Башни 152-мм орудий для этих кораблей проектировал и изготавливал Обуховский завод. Их особенностью был поворотный стол круглой формы, а не эллиптической, как на всех последующих аналогичных установках. Углы обстрела бортовых башен были 125-135°(носовые 0-135, кормовые 45-180), а батарейных 152-мм орудий - 100°(по 50° от траверса). Угол возвышения стволов равнялся 18°,снижения 5°. Приводы поворота
башен и подачи боезапаса были электрические и ручные, подъема
и опускания стволов - ручные. Первоначально для 152/45 орудий
Кане предполагалось иметь унитарный патрон, но для удобства заряжания, которое производилось вручную, заряд отделили от снаряда, оставив первый в латунной гильзе. Использование зарядов в гильзах, а не в шелковых картузах, как ранее, повышало взрыво- и пожаробезопасность боезапаса, а также
повышало скорострельность за счет отказа от продувки ствола сжатым воздухом после каждого выстрела.
Палубные установки имели много недостатков и при стрельбе на больших углах возвышения часто выходили из строя, особенно их подъемные дуги и компрессоры. К этим недостаткам у башенных установок, имевшим такие же станки, но без механизмов поворота, добавлялись множество лишних блокировок в подаче, ненадежность электромагнитов, реле, контактов и т.п. В бою из-за непрерывных поломок, для устранения которых привлекалась машинная команда, средняя скорострельность 152-мм орудий падала до одного выстрела в минуту.
Новое противоминное вооружение составляли 12 (на «Петропавловске» 10) 47-мм и 28 37-мм орудий системы Гочкиса
образца 1896 г. Такое вооружение считалось достаточным, учитывая небольшие размеры миноносцев того времени. 47-мм скорострелки стояли по шесть на борт: по бокам боевой рубки
(на «Петропавловске» здесь стояли десантные 63.5-мм пушки на корабельных лафетах), по бокам носовой трубы и грот мачты (все шесть на спардеке), перед якорными кат-балками и кормовым балконом (на главной палубе) и в самой корме под балконом. Десять 37-мм орудий находились на боевом марсе, шесть на навесном мостике, четыре в корме на главной палубе.
Еще два 37-мм орудия предназначались для минных катеров. Во время войны стоящие слишком близко к воде орудия нижней палубы были сняты. Часть из них перенесли на кормовой балкон,
спардек или навесной мостик, а остальные передали на береговые позиции Порт-Артура. Для вооружения десантных партий имелось по две пушки 63.5/19 системы Барановского, которые могли устанавливаться на корабельном или колесном лафете, вести огонь со шлюпок.
Минное вооружение состояло из 6 минных (торпедных) аппаратов: четыре надводных 381-мм Металлического завода образца 1889 г на нижней палубе (2 неподвижных в оконечностях без всякой защиты и 2 бортовых на поворотных станках за броней 127-мм пояса чуть сзади грот-мачты с углами обстрела 35° в нос и 45° в корм) и двух подводных неподвижных калибром 457-мм производства завода Лесснера образца 1892 г, установленных перед носовой башней с наклоном назад от траверса на 10°(на «Севастополе» 12°). Высота расположения надводных и углубление подводных аппаратов на кораблях несколько отличалось (на 8-30 см). 381-мм торпеды образца 1894 г имели вес 462.2 кг, заряд 81.8 кг, скорость хода до 27
узлов и дальность хода от трех до 7 кабельтовых, а 457-мм образца 1892г весили 507 кг и имели максимальную скорость 25 узлов. В минном погребе под отделением подводных торпедных аппаратов хранились 50 сфероконических мин заграждения, предназначенных для постановки с катеров и шлюпок. Корабли несли по два минных катера водоизмещением 6.5 и 6.8 т и скоростью хода 9.6 и 9.2 узла. Каждый катер вооружался аппаратом для метательных мин(торпеда без винтов, двигавшаяся
за счет инерции после выстрела) и 37-мм пушкой.
Все погреба боезапаса, за исключением погребов с небольшим количеством 152-мм снарядов и зарядов под бортовыми башнями, были расположены вокруг оснований башен ГК вне бортовой брони. На каждое 305-мм орудие приходилось по 58 снарядов, на каждое 152-мм орудие - 200. Такое сосредоточение
большого количества взрывчатки в непосредственной близости от бортов и днища при подрыве на мине или попадании торпеды могло привести к детонации боезапаса (что и случилось на «Петропавловске» 31 марта 1904 г).
Энергетическая установка каждого корабля состояла из 14
(16 на «Севастополе») цилиндрических котлов и двух вертикальных паровых машин тройного расширения общей проектной мощностью 10600 л.с., вращавших два 4-лопастных гребных винта диаметром около 4.5 м. Это были последние русские броненосцы с цилиндрическими котлами, на поднятие пара в которых уходило в несколько раз больше времени, чем на появившихся водотрубных. Ожидалось, что скорость составит 16 уз. при нормальной тяге(9000 л.с.) и 17 уз. при форсированной
(10600 л.с.). Продолжительная скорость в море по проекту - не менее 15 узлов.
Запас угля (700 т нормальный и 1050 т полный) должен был обеспечить 4500-мильную дальность плавания 10-узловым ходом
(по другим данным запас угля составлял 900/1500 т).
Из-за загрузки отечественной промышленности машинные установки «Петропавловска» и «Полтавы» пришлось заказать в Англии фирмам «Хоторн Лесли» и «Хамфрейз & Тенант». Машины для «Севастополя» изготавливал Франко-Русский
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|