Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Военнаякафедра /

Варяг

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


27 января 1904 г., в первый день русско-японской войны, крейсер «Варяг» и канонер-ская лодка «Кореец» вступили в неравный бой с целой эскадрой противника.

Корабли погибли, но не сдались. Воспитанные на вековых традициях русской воин-ской доблести, моряки «Варяга» и «Корейца» вписали новую страницу в книгу славы отече-ственного флота, поддержав, как того требовал Морской устав, «честь русского имени и дос-тоинство русского флага».

Героический бой «Варяга» и исключительный драматизм предшествующих ему собы-тий не перестают волновать и сегодня. Подумаем хотя бы о положении командира В.Ф.Руднева, ответственного за судьбу своих кораблей и охрану русской миссии в Сеуле. Ощущение неотвратимо нарастающей военной угрозы и отсутствие какой-либо связи с ко-мандованием, так и не удосужившимся отдать соответствующие моменту распоряжения; на-глость врага, оккупирующего нейтральный порт, и вынужденное бездействие русских кораб-лей ввиду строжайшего приказа сверху «не мешать и не уходить»; удивительная пассивность перед лицом агрессора внушительной международной эскадры, находившейся в гавани Че-мульпо, - вот только далеко не полный перечень проблем, с которыми пришлось столкнуться Рудневу. Окруженный коварным врагом и лицемерными друзьями, – сколько мужества и са-мообладания должен был проявить командир в ожидании развязки событий, изменить кото-рые он был не властен!

Почти столетие отделяет нас от тех дней. Великие перемены произошли за это время в судьбенашей Родины, величайшие в истории человечества сражения отгремели на её по-лях, но в буре огненных лет подвиг «Варяга» не забылся. Он живет в душе народа, в его пес-нях. «Плещут холодные волны…» - кто не знает этой мелодии, которая прошла все испыта-ния времени и сегодня так же молода, как и сама слава «Варяга». Слава «Варяга» и «Корей-ца» перешагнула границы России. Их подвиг взволновал весь мир, и эти чувства прекрасно передал немецкий поэт Рудольф Грейнц в стихотворении, которое уже в марте 1904 г. в за-мечательном переводе Е.М.Студенской стало известно всей России и дало жизнь ныне на-родной песне «Наверх, вы, товарищи, все по местам…»

Воплотивший многие самобытные идеи русских инженеров и моряков, «Варяг» был спущен на воду в начальный период технической революции, поэтому в нем неизбежно от-разились многие противоречия того периода в судостроении, отличавшегося неустойчиво-стью и крайностями в постановке задач, выборе способов их осуществления и в оценках многих технических решений. Головной корабль новой серии легких крейсеров, создавае-мых для нужд «Дальнего Востока», «Варяг», по существу, оказался экспериментальным ко-раблем, на котором был применен ряд непроверенных и мало испытанных технических нов-шеств, сыгравших крайне неблагоприятную роль в его судьбе.

В последнее десятилетие прошлого века перед Россией вста¬ла задача резкого усиле-ния своих морских сил на Дальнем Востоке. Виной тому была империалистическая Япония. Отка¬завшись от традиционной политики изоляции и вступив на путь капиталистического развития, японские милитаристы вооружи¬лись новейшей европейской техникой и взяли от-крытый курс на создание собственной колониальной империи в Восточной Азии. Победа над Китаем в войне 1894—1895 гг. создала пря¬мую угрозу русским интересам на материке, и для противодей¬ствия японской экспансии в китайском порту Чифу сосредото¬чиваются со-единенные Средиземноморская (контр-адмирал С. О. Макаров) и Тихоокеанская (контр-адмирал Е. И. Алек¬сеев) эскадры под общим командованием вице-адмирала С. П. Тыртова. Под давлением России, Франции и Германии Япония была вынуждена отказаться от всех территориальных захватов, в том числе и от взятого штурмом Порт-Артура. Вскоре этот не-замерзающий порт по договору с Китаем пере¬шел к России и стал главной базой русского флота на Тихом океане. Увидев в России главное препятствие в осуществлении своих завое-ваний на материке, Япония, получив громадную контрибуцию с Китая и займы в Англии и США, развернула энергичную подготовку к войне.

Подготовка Японии к боевым действиям на море опиралась на опыт войны с Китаем и сделанные из него правильные вы¬воды. Преимущество в скорости новых японских легких крей¬серов («Нанива», «Такачихо», «Иошино», «Акитсусу»), со¬ставивших знаменитую «ле-тучую эскадру», позволило им в бою при Ялу, маневрируя отдельно от главных сил, неодно-кратно охватывать фланги противника и уничтожать отдельные группы его кораблей сосре-доточенным огнем обоих отрядов. Правильно было понято и значение бронирования, дока-занное высокой живучестью участвовавших в бою китайских броненосцев («Тинг-иен» и «Чин-иен» сохранили боеспособность, несмотря на 400 попаданий в каждого) и тяжкими повреждениями или полной гибелью сильно уязвимых легких крейсеров.

Идея использования «летучей эскадры», наряду с резким усилением бронирования кораблей, получила дальнейшее раз¬витие в программе строительства нового японского фло-та. От флота, состоявшего лишь из крейсеров, Япония решительно

переходит к созданию первоклассных броненосных кораблей по английскому образ-цу: шести эскадренных броненосцев (про¬граммы 1894 и 1895 гг.) и шести броненосных крейсеров (до¬полнительная программа 1896 г.). Готовность этих кораблей, которые должны были стать ядром нового флота, намечалась на 1902 г. Все корабли были заказаны на евро-пейских заво¬дах, причем большинство — в Англии. Первые два из серии броненосных крей-серов типа «Асама» были спущены на воду в 1898 г., три—в 1899 г. и последний—в 1900 г. По сравнению с быстроходными английскими крейсерами типа «Кент», имев¬шими одинако-вое с японскими кораблями водоизмещение, ско¬рость японских крейсеров была меньше на два узла, но зато, за счет уменьшения мощности машин и запасов топлива, они имели более мощную артиллерию и увеличенные площадь и толщину бронирования. К шести таким ко-раблям уже перед самым началом войны присоединились еще два близких по типу крейсера «Ниссин» и «Кассуга», купленные с помощью Англии у Аргентины. Все они полностью от-вечали поставлен¬ным задачам решительных военных действий в условиях огра¬ниченного театра прибрежья Кореи и Японии.

Какова же была ответная программа России по созданию флота, которому ставилась цель не допустить высадки японцев на материк?

В отличие от островной Японии, планомерно и целенаправ¬ленно создававшей мощ-ный броненосный флот для обеспечения господства на ограниченном прибрежными морями Дальневос¬точном театре, положение России было значительно сложнее. Обширность терри-тории, разобщенность морских театров и раз¬личие политических целей на каждом из них из-давна вынужда¬ли иметь на Балтике, в Черном море и в Тихом океане само¬стоятельные мор-ские силы, которые в случае необходимости трудно было собрать в кулак.

В этих условиях на Особом совещании в конце 1897 г. было решено ограничиться в Балтийском море оборонительным фло¬том и, не сокращая пополнения Черноморского флота по про¬грамме 1895 г., сосредоточить основные силы флота на глав¬ном теперь Тихоокеан-ском театре. В начале 1898 г. для усиле¬ния Тихоокеанской эскадры было выделено 90 млн. руб. и была принята дополнительная судостроительная программа «для нужд Дальнего Вос-тока». Объединенная с программой 1895 г. единым сроком исполнения (1905 г.), она должна была обес¬печить существенное превосходство рус¬ского Тихоокеанского флота над япон-ским. Но, как часто бы¬вает, последующие корректировки и ряд допущенных ошибок свели на нет почти все ее достоинства.

Уже в начале 1901 г. выяснилось, что для своевременного выполнения программы Морскому министерству, помимо уже выделенных сверх бюджетных 90 млн. руб., необхо-димо еще около 100 миллионов. Ассигновано было лишь 40 млн. руб. с распределением рав-ными долями на 1901—1905 гг. Пришлось сдвинуть сроки готовности и исключить из про-граммы ряд кораблей. Тем самым было сорвано предус¬матривавшееся уже на 1902 г. обеспе-чение превосходства над японским флотом по броненосцам. Сокращение кредитов на плава-ния задержало сосредоточение сил в Тихом океане и по¬низило боевую готовность самой эс-кадры. Наконец, из-за сла¬бости ремонтной базы на Дальнем Востоке силы эскадры в 1901 г. были даже уменьшены ввиду возвращения в Россию отряда кораблей, составлявших ее прежнее боевое ядро.

Но в Морском министерстве считали, что Япония не спра¬вится с выполнением своих программ к 1902 г. и потому не ре¬шится на развязывание войны. Это же неверие в возмож-ность войны вместе с недооценкой роли броненосных крейсеров про¬явилось, по-видимому, и в заданиях на проектирование новых кораблей по программе 1898 г., в которой не нашлось места броненосным крейсерам. Создание их планировалось лишь в будущем—по разрабо-танной в 1903 г. новой 20-летней про¬грамме.

Просчеты русского правительства в оценке готовности япон¬ского флота имели роко-вые последствия. Развязанная Японией война застала на Дальнем Востоке четыре из строив-шихся 10 броненосцев и лишь 10 крейсеров (вместо 24, как это было запланировано на Осо-бом совещании 1897 г.). Эти корабли на¬ряду с тремя построенными ранее броненосцами ти-па «Петро¬павловск» и приняли на себя первый удар превосходящих сил японского флота.

РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ КРЕЙСЕРА НОВОЙ СЕРИИ

Программа для проектирования крейсеров водоизмещением 6000 т, первым из кото-рых стал «Варяг», разрабатывалась в то переломное время, когда крейсерская доктрина вступила в очевидное противоречие с идеей эскадренного сражения. При¬ходилось признать, что находившиеся в строю «Адмирал На¬химов», «Рюрик», «Россия» и «Громобой» уступали шести за¬казанным Японией новым броненосным крейсерам, в проектах которых уже была воплощена идея участия крейсеров в эскад¬ренном бою. Наши крейсера отличались хорошей мореходно¬стью, большими дальностью плавания и автономностью, но эти важнейшие в океане преимущества не могли быть эффектив¬но

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»