Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Военнаякафедра /

Военно-промышленный комплекс России

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


госу-дарства), "Пермские моторы" — крупнейший производитель авиацион¬ных двигателей в России (11%), "Авиатор" -крупнейший в Европе авиационный завод (6% госакций) и т.д.

Расходы на оборонные НИОКР в элект¬ронике сократились в 12 раз при общем со¬кращении расходов на науку в 7 раз. А эти НИОКР играют заглавную роль в создании вы-сокоточного оружия, которое на Западе считается важнейшим видом оружия в XXI в. Ра-ботники ОПК в СССР были самой об¬разованной, высокопрофессиональной, со¬циально обеспеченной, организованной, мо¬лодой (37 лет - средний возраст) группой трудящихся промышленности. Их общее число составляло до 8 млн. человек. По сво¬ему положению эту группу можно отнести к среднему классу, если не производственно-промышленной элите.

Работники ОПК ельцинскими реформами из "среднего класса" превращены в нищен¬ствующий, частично занятый, стареющий (средний возраст - 59 лет), не верящий власти

В 1997 году оценки директоров в столичном и остальных регионах страны различались незначительно. Экономическое положение предприятий оценивалось в основном как пло-хое, на грани банкротства ,а хороших оценок было только около 1%.В результате обваль-ного сокращения военного производства в начале 1990-х годов и неудавшейся конверсии они оказались в одинаково тяжелом положении. Но уже к 1998 году, на фоне общего улучшения экономического положения оборонных предприятий,столичные организации явно вырвались вперед. Доля хороших оценок в столичном регионе оказалась в 4 раза выше. То есть в 1997-98годах заметная часть московских предприятий адаптировалась к тогдашним условиям хозяйствования .В 1999 году, после кризиса августа 1998 , экономи-ческое положение оборонных предприятий вновь ухудшилось. В 2000 году положение предприятий улучшилось. Положение от 2/3 до 3/4 предприятий стала оцениваться дирек-торами как среднее. В итоге можно говорить о сокращении разрыва в экономическом по-ложении между столичными и нестоличными оборонными предприятиями в течение 1999-2000 годов. Но при это положение в столичном регионе по-прежнему лучше, чем в других регионах страны. Материально-техническая база столичных предприятий была за-метно лучше, чем нестоличных. Ведь именно на столичные предприятия внедрялись но-вые образцы техники и технологий(около 40% против 15% в регионах).В последние годы , при резком сокращении капитальных вложений, материально-техническая база и столич-ных, и периферийных предприятий, довольно быстро устаревало. В дальнейшем намеча-ется сокращение имеющихся различий за счет большей инвестиционной активности в не-столичных регионах. Правда, в столицах выше активность иностранных инвесторов. Но их вклад в общий объем инвестиций очень невелик.

В январе-марте 2000 г. общий объем продукции на предприяти¬ях комплекса увеличился по сравне¬нию с соответствующим периодом предыдущего года на 35% (в I квартале 1999 г. -на 20%).

Повышение конкурентоспособности гражданской продукции оборон¬ных предприятий на внутреннем рынке, развитие экспорта и импортозамещения способствовало сущест-венному росту в январе-марте 2000 г. производства гражданской продукции в оборонных отраслях - на 23% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

В авиационной промышленности прирост гражданского производства на 18% в I квар-тале 2000 г. по сравнению с уровнем того же периода 1999 г. В промыш¬ленности воору-жений выпуск гражданской продукции превысил уро¬вень I квартала предыдущего года на 21% за счет расширения производ¬ства технологического оборудования для легкой и пи-щевой промыш¬ленности, а также предприятий торговли.

По сравнению с I кварталом 1999 г. в оборонных отраслях промышленно¬сти количество предприятий, получивших прибыль, увеличилось с 59% до 66%. Тем не менее тенденцию к росту неплате¬жей в оборонных отраслях преодолеть не удалось. В течение 1 квартала 2000 г. задолженность государственных заказчиков перед оборонными предприятиями по оплате за поставленные товары, работы и услу¬ги для государственных нужд и по феде¬ральным программам - с 6,8 до 7,9 млрд. рублей.

Задолженность по заработной плате в оборонных отраслях снизилась и составила по данным на 1 апреля 2000 г. 3,1 млрд. рублей (на 1 апреля 1999 г. -5,7 млрд. рублей) . Пре-кратился отток кадров с оборонных предприятии. Численность работников в оборонных отраслях промышленности по сравнению с I кварталом 1999 г. увеличилась на 2,1%. В то же время обостряется проблема старения кадров на предприятиях и в научных организа-циях ВПК. Уровень заработной платы в оборонных отраслях по-прежнему не превышает 70% от средней по промышленности.

Торговля вооружениями и военной техникой (В и ВТ) является одной из наиболее при-быльных областей международных экономических отно¬шений. Экспорт В и ВТ также служит подтверждением лидерства тех или иных стран в области развития высоких тех-нологий — не случайно все великие державы являются также и крупнейшими экспорте-рами оружия и техники двойного назначения. Поставки на мировой рынок продукции оборонного комплекса способствуют сохранению его мобилизационного потенциала и рабочих мест.

При рассмотрении поставок военной, в том числе авиационной, техники за рубеж воз-никает естественный вопрос: а не несет ли это угрозу самой России? Чаще всего при этом подразумевается Китай, имеющий с РФ самые протяженные границы и обещающий стать сверх¬державой XXI века.

К 2002 году на вооружении китайских ВВС будет свы¬ше 300 многоцелевых истребите-лей «Су-27» и «Су-30», и его воздушная удар¬ная мощь многократно превысит мощь рос-сийских авиачастей Приморья и Восточной Сибири. Сейчас на Дальнем Востоке дислоци-рован лишь один оснащенный «Су-27» полк, а у Китая - в 2—2,5 раза больше аналогич-ных самолетов. ВВС России за последние 8—9 лет не заказали авиастроителям практиче-ски ни одного нового истребителя семейства «Су-27», в то время как их число в строевых частях неуклонно сокращается: если в ВВС СССР имелось не менее 513 истребителей это-го семейства, то сейчас — не более 340. Ос¬тальные достались Узбекистану, Беларуси и Украине, 47 истребителей отдано Казахстану, 8 недавно продано Эфиопии. Если китай-ские ВВС на сегодняшний день оснащены самолетами последних лет выпуска, то само¬му свежему отечественному «Су-27» скоро 9 лет, а некоторые машины достигли 15—20-летнего возраста.

Модернизированные самолеты (опытный образец «Су-ЗОКН») приоб¬ретут свойства многофункциональности за счет широкого внедрения высо¬коточного оружия класса «воз-дух — земля» — ракет «Х-31А/П», «Х-29Т», «Х-59М» с телевизионно-командным наве-дением, корректируемых авиа¬бомб калибра 500 и 1500 килограммов, а также перспектив-ной противокорабельной ракеты «Яхонт» с дальностью действия до 300 километров. За счет внедрения новых ракет «Р-77» класса «воздух — воздух» и придания бортовой РЛС свойства многоканальности (то есть способности одновременно отслеживать и поражать значительное число воздушных целей) этим истребителям ,будут приданы новые воз-можности , что позволит модернизированным российским «Су-27/27УБ/30» превзойти по своим возможностям новейшие (в том числе только готовя¬щиеся к производству) запад-ноевропейский «Еврофайтер», французский «Рафаль» и американский «Г-15Е».

Предполагается, что максимальный темп переоборудования истреби¬телей может соста-вить до 70 машин в год. Крайне важным обстоятельством при этом является то, что на средства, затрачиваемые на закупку одного нового «Су-30», можно модернизировать до 30 старых самолетов, что от¬крывает возможность в достаточно короткие сроки обновить российские ВВС и в значительной степени снять опасения по поводу угроз извне. сущест-вует вероятность получения последних разработок путем шпионажа, особенно со стороны представителей иностранных заказчиков на российских авиа¬предприятиях, однако, как известно, это еще не означает возможности их производства за рубежом без получения соответствующих технологий. Классический пример тому — продажа в середине 1990-х годов в США образцов зенитно-ракетных комплексов «С-ЗООВ». В алгоритмах наведения их ракет американцам так и не удалось разобраться. Внешнеполитический курс Китая на протяжении по крайней мере ближайших двух-трех десятилетий обещает быть достаточно стабильным, а быстро растущие торгово-экономические связи, очевидно, сулят боль¬ше выгод, нежели взаиморазрушительные военные конфликты. Террито¬риально-пограничные споры также были практически полностью урегули¬рованы за последние годы.

Разумеется, лучше бы торговать оружием «через соседа» — но, увы, сейчас выбирают не покупателей, а продавцов.

К числу крупнейших контрактов последних лет можно отнести согла¬шение от 1996 года на поставки 200 истребителей «Су-27СК» и его учебно-боевого варианта «Су-27УБ» на сумму порядка 2,2 миллиарда долларов (в КНР самолет полу¬чил обозначение «J-11»). Их поставки в войска рассчитаны на срок до 2008 года. Не менее важным для АВПК «Сухой» стало и подписанное в 1999 году соглашение о прямых поставках в КНР 48 истребителей-бомбардировщи¬ков «Су-ЗОМКК». Большое значение для АВПК «Сухой» представляет и долгосрочность заказов с китайской стороны. Именно начавшееся с первой половины 1990-х годов сотрудничество с КНР (тогда Китаю было поставлено 48 «Су-27» на сумму до 1,5 миллиарда долларов) помогло выжить как самому комплексу предприятий, так и многочисленным смежникам и поставщикам воору¬жений (только для комплектации 24 истребителей потребовалось 288 ракет класса «воздух — воздух» «АА-11 (Р-73)» стоимо-стью в десятки тысяч долларов каждая).КНААПО — едва ли не единственное в Комсо-мольске-на-Амуре процветающее предприятие — работает в три смены для выполнения заказов на истребители для Китая и Индии, внося при этом определяю¬щий вклад в мест-ный бюджет.

В последние годы китайская армия осуществляла закупки ЗРК-Top-M1.Первые кон-тракты на поставки этих ЗРК, превосходящих зарубеж¬ные

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»