Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Военнаякафедра /

Военные суды

←предыдущая следующая→  
1 2 3 



Скачать реферат


в отношении решений и приговоров Военной колле-гии, вступивших в силу.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определе-ния и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по про-тестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда и военных судов, вступив-шие в силу.

ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ СУДОВ

Вступивший в силу Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» создал солидную право-вую базу для деятельности военных судов в Российской Федера-ции. С принятием этого акта на законодательном уровне завер-шено создание самостоятельной и независимой от органов ис-полнительной власти силы, способной быть гарантом законности и справедливости в одном из важнейших государственных меха-низмов России - ее Вооруженных Силах.

Вооруженные Силы государства могут успешно действовать и выполнять стоящие перед ними задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на законах строгий воинский поря-док, когда личность, права и интересы военнослужащих защи-щены правовыми средствами. Выполнение этих задач возложено на государственные органы, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах. Такими органами государственной власти являются военные суды.

Как органы правосудия военные суды выполняют единые для всех судов общей юрисдикции задачи. Однако осуществле-ние правосудия в войсках требует хорошего знания жизни и дея-тельности войск, военного законодательства, воинских уставов, наставлений и приказов, конкретных условий жизни и деятель-ности войск. Судьи военных судов, как и другие военнослужа-щие, должны быть готовы действовать надлежащим образом в чрезвычайных условиях, в том числе в боевой обстановке, иметь для этого знания и соответствующую военную подготовку. Не-обходимость осуществления своей деятельности непосредствен-но в выполняющих боевые задачи войсках, в особой обстановке во время военных действий объективно требует создания судеб-ных органов, особенности организации и комплектования кото-рых позволяли бы эффективно решать задачи осуществления правосудия в таких специфических условиях, при которых дея-тельность других судов общей юрисдикции была бы невозмож-ной.

Однако в совсем недалеком прошлом, а именно в феврале 2003 года группа депутатов от фракции «Яблоко» ( Игорь Ар-темьев, Алексей Арбатов и Сергей Иваненко) намеревалась ини-циировать процесс отмены органов военной юстиции, с тем, чтобы все правонарушения военнослужащих рассматривались гражданскими судами.

«Военные суды и военная прокуратура, будучи формально независимы от органов военного управления и командования, на самом деле находятся в жесткой зависимости от них, поскольку обеспечение социальных гарантий военных судей, прокуроров и следователей, присвоение им воинских званий (а значит и их за-работок), обеспечение их жильем напрямую зависит от Мини-стерства обороны», - говорится в пояснительной записке к про-ектам законов, которые предлагает принять «Яблоко».

По мнению парламентариев, это противоречит нормам по правам человека Совета Европы, членом которого с 1996 года является Россия. Они предлагают не ликвидировать штаты воен-ных судов и прокуратур, а как бы влить их в соответствующие гражданские структуры. Все же должности, которые сейчас за-нимают офицеры, инициаторы законопроекта предлагают сде-лать гражданскими.

Как стало известно из прессы, представители Главной воен-ной прокуратуры и Военной коллегии Верховного суда высказа-лись крайне негативно по отношению к законопроекту партии “Яблоко”. «Действительно офицерам звание присваивает ми-нистр обороны РФ. Но так сложилось в нашем государстве. Ни о какой зависимости от военного ведомства, тем более матери-альной речи здесь не идет. Депутаты накануне новых выборов в Государственную Думу хотят быть замеченными, вот и «пиарят» различные идеи, которые совершенно далеки от жизни», - заявил представитель пресс-службы ГВП, тем не менее попросивший не упоминать его фамилию.

«В 1992 году вопрос легитимности военных судов оценивал-ся комиссией Совета Европы в связи с одним из дел. - рассказы-вает судья Военной коллегии Верховного суда генерал-майор юстиции Владимир Хомчик. - Комиссия сделала вывод, что во-енные суды законны, если судьи назначаются на должности на определенный срок и не могут быть отстранены от должности командиром». «Деятельность наших военных судов, по мнению руководства Европейского суда по правам человека, полностью соответствует мировой судебной практике, прежде всего в плане независимости суда», - считает Хомчик.

В Военной коллегии Верховного суда пояснили, что с при-нятием законов «О судебной системе Российской Федерации» и «О военных судах» все вопросы, которые сейчас пытаются ста-вить члены партии ”Яблоко”, уже решены. В частности, в этих законах четко и ясно сказано, что военные суды являются суда-ми общей юрисдикции. Они не образуют какую-то самостоя-тельную и обособленную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами входят в единую систему, возглавляемую Верховным судом РФ. Военные суды создаются по территориальному признаку и могут быть уп-разднены только федеральным законом. В своей деятельности они руководствуются теми же законодательными нормами, что и другие суды общей юрисдикции, а их решения могут быть обжа-лованы, также как и решения иных судов. Говорить о какой-то зависимости их от военного командования, по мнению военных юристов, тоже не приходится: военные суды выведены из состава Вооруженных Сил, их материально-техническое обеспе-чение и финансирование полностью осуществляются Судебным департаментом при Верховном суде РФ. Судьи и работники ап-паратов военных судов не проходят военную службу в составе Вооруженных Сил РФ или иных воинских формирований.

«В работе военных судов и прокуратур, конечно, есть недос-татки. Тем не менее органы военной юстиции играют положи-тельную роль в деле социальной защиты военнослужащих. И то, что к ним обращаются офицеры и солдаты, а также гражданские люди, говорит о том, что они востребованы в российском обще-стве», - такое мнение высказал известный правозащитник, пре-зидент академии духовного единства народов мира Георгий Тра-пезников. При этом он подчеркнул, что рассмотрение дел воен-нослужащих имеет свои особенности, как например, наличие то-го или иного уровня секретности. Поэтому наличие военных су-дов в системе судебной власти, по мнению Трапезникова, не ка-кая-то обособленная специфика России. Он отметил, что воен-ные суды существуют в 35 странах мира, в том числе и в США, Англии, Испании, Израиле и др. Показательно, по словам Тра-пезникова, и то, что вряд ли они удовлетворили бы взыскатель-ным требованиям Европейского суда: в абсолютном большинст-ве стран военные суды созданы в системе министерств обороны. Они имеют специальное законодательство о судоустройстве и судопроизводстве и полностью подчинены военным ведомствам, как в организационном плане, так и в вопросах осуществления правосудия.

В последствии оказалось, что рассматриваемая инициатива партии “Яблоко” не была рассмотрена в нижней палате россий-ского парламента, а комментарии к данному законопроекту видных правозащитников и чиновников показали его полную не-состоятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в Российской Федерации действуют бо-лее 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Фе-дерации» являются федеральными судами общей юрисдикции. Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и дру-гими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Фе-дерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь федераль-ным законом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ 1993 г. М., 1993.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».// Основные кодек-сы и законы Российской Федерации. – 2-е изд.; перераб. – СПб.: ИД «Весь», 2002.

3. Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федера-ции».// Основные кодексы и законы Российской Федерации. – 2-е изд.; перераб. – СПб.: ИД «Весь», 2002.

4. Федеральный конституционный закон от 29 июня 1999 года «О ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». // Ос-новные кодексы и законы Российской Федерации. – 2-е изд.; перераб. – СПб.: ИД «Весь», 2002.


←предыдущая следующая→  
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»