Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Военнаякафедра /

Диагностика и профилактика неуставных взаимоотношений в части и подразделении

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


- 2 -

ПЛАН

Введение ......................................... 3

I.Изучение межличностных отношений в коллективе и

диагностика неуставного поведения ..................... 5

II. Профилактика - основное средство предупрежде-

ния неуставных взаимоотношений ........................ 11

Заключение ....................................... 19

Приложения ....................................... 20

Список использованной литературы ................. 24

.

- 3 -

ВВЕДЕНИЕ

Множество проблем существует сегодня в нашей стране и в Воору-

женных Силах. Некоторые из армейских проблем возможно решить только на

Государственном уровне, другие на уровне Министерства Обороны, третьи

возможно решить силами командиров и личного состава. Проблема неустав-

ных взаимоотношений относится к тому типу, которые должны решаться на

всех упомянутых уровнях.

Падение моральных устоев в последнее время усиленное политическим

и экономическим кризисом, вылилось ростом преступности, захлестнуло

волной безнравственности, бездуховности и нигилизма. Особо ранима в

этих условиях молодежь. Эта болезнь, поразившая все наше общество и

нашедшая себе место в армии, в экстремальных уловиях воинской службы,

выразилась в неуставных взаимоотношениях между военнослужащими. Сюда

можно отнести неповиновение, злоупотребление властью, оскорбление, на-

силие, так называемые "дедовщину", ущемление прав и достоинства от-

дельных национальностей и другие негативные явления во взаимоотношени-

ях в воинских коллективах.

Можно ли избежать их ? Если нет, то хотя бы свести до минимума.

Что может сделать каждый командир для утверждения в солдатской казарме

нормальных человеческих отношений ? На эти и некоторые другие вопросы

я попытался ответить исходя из опыта своей службы, на основании наблю-

дений и выводов, сделанных после изучения многочисленной литературы по

данному вопросу.

Решение проблемы, как мне видится, можно условно разделить на два

направления. Во-первых: изучение личности воина, межличностных отноше-

ний в воинских коллективах, диагностика неуставного поведения военнос-

- 4 -

лужащих. Во-вторых: работа по профилактике и предупреждению неуставных

взаимоотношений, реагирование на случаи их проявления и устранение их

последствий.

.

- 5 -

I. ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ И ДИАГНОСТИКА

НЕУСТАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.

Целью диагностики неуставного поведения является профилактика,

ограничения, предупреждения моральных и физических оскорблений личнос-

ти военнослужащего, в интересах создания здоровой нравственной атмос-

феры в воинских коллективах.

1Одно из величайших заблуждений при сужде-

1ниях о человеке в том, что мы называем, опре-

1деляем человека умным, глупым, добрым, злым,

1сильным, слабым, а человек есть все ... 0

1Л.Н.Толстой

Индивидуальность воина, ее естественнонаучные основы, социальная

природа и проявления в повседневной жизни - предмет особого интереса

для каждого командира. Социальные качества человека обнаруживаются в

его личности, которая связывает воедино различные психические процессы

индивида и сообщает его поведению необходимую последовательность и ус-

тойчивость.

Поведение человека, вплоть до простейшего, ближайшего поступка

рождается из потребностей. Отражение мозгом какой-либо актуальной пот-

ребности и вероятности её удовлетворения является эмоцией. Низкая ве-

роятность реализации потребности ведет к возникновению отрицательных

эмоций. Возрастание вероятности по сравнению с ранее имевшимся прогно-

зом удовлетворения порождает положительные эмоции.

Таким образом, потребности представляют основу и движущую силу

человеческого поведения, его побуждения и цель. Для командира это по-

ложение означает: анализ индивидуальности подчиненного начинается с

уяснения его социальных потребностей. При этом особое предпочтение

- 6 -

следует отдавать потребности самоутверждения личности, ибо она являет-

ся стержнем, вокруг которого строится человеческое поведение.

Поскольку эмоции обладают определенным потенциалом влияния на

конкретный выбор в иерархии потребностей, то открывается возможность

целенаправленного воздействия на сферу потребностей, прежде всего на

те, которые представляют наибольшую ценность как для формирования лич-

ности воина, так и для развития, сплочения коллектива. Однако необхо-

димо иметь в виду, что потребности нельзя ни уничтожить, ни насадить.

Как только офицер становится во главе воинского подразделения

возникает чрезвычайно сложный вопрос: как разных, прошедших свою жиз-

ненную школу людей, имеющих неодинаковую подготовку, отличающихся ха-

рактером, темпераментом, физическим развитием, объединиить в боеспо-

собный коллектив. Это задача со многими неизвестными. Одна из них -

профилактика, предупреждение неуставного поведения.

Диагностика в данном случае рассматривается как способность ко-

мандира распознавать предпосылки к неуставным взаимоотношениям, выяв-

лять причины их возникновения и живучести, прогнозировать тенденции в

поведении военнослужащих, предотвращать физические оскорбления, глум-

ления и издевательства. Офицер, диагностируя взаимоотношения, опирает-

ся на глубокие знания индивидуальных особенностей подчиненных, исполь-

зует рекомендации педагогики, психологии, учитывает свой служебный

опыт, практику командиров, начальников, социологов, психологов, юрис-

тов.

При изучении индивидуальных особенностей молодых воинов важно вы-

явить их социальные потребности. Сюда относится потребность военнослу-

жащего в признании его как личности, потребность занимать определенный

статус в официальной структуре подразделения и в неофициальных микро-

формированиях. Такие потребности жизненно важны для каждого воина, а

- 7 -

тем более молодого.

Работа с молодыми воинами свидетельствует о том, что для них с

первого дня службы важно знать, каким масштабом они будут "измеряться"

в этом коллективе.

Первое общение с молодым воином всегда памятно для него. Команди-

ру важно помнить, что он молниеносно анализирует информацию командира

в ходе беседы с точки зрения воздействия на чувство собственного дос-

тоинства: ущемляется оно или поддерживается. По каким из этих двух ка-

налов пойдет информация, зависит в последующем поведение военнослужа-

щего. ущемление чувства достоинства подтолкнет воина на поиск защитни-

ка. Чаще всего таким временным успокоителем является старослужащий.

Он, ссылаясь на свой горький опыт, советует не обращаться в трудную

минуту за помощью к офицерам, а искать защиту у наиболее "авторитет-

ных" "дедов".

В интересах диагностики поведения военнослужащих применяются ме-

тоды: наблюдения, беседы, анализа документов, социалогического опроса,

социометрию и др.

Наблюдение - целенаправленное восприятие поведенческих характе-

ристик военнослужащего, обусловленное задачей выявления предрасполо-

женности к неуставным взаимоотношениям.

Этот метод предполагает регистрацию, фиксацию особенностей пове-

дения военнослужащего в ходе общения, делового взаимодействия с това-

рищами на занятиях по боевой и гуманитарной подготовке, особенно в

нестандартных ситуациях, неофициальной обстановке. Руководствоваться

при наблюдении необходимо следующими критериями: характер взаимодейс-

твия, уровень взаимопонимания, наличие одобрений и упреков, готовность

к взаимопомощи или недоброжелательность.

Оно должно быть планомерным, систематичным и целеустремленным.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»