←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
СОДЕРЖАНИЕ
№
п/п Листы
1. Введение 3
2. Основы организации командно-штабных учений 4-7
2.1. Общие положения 4
2.2. Требования, предъявляемые к организации проведения командно-штабных учений 4-5
2.3. Организация руководства 5-7
3. Подготовка командно-штабных учений 7-14
Принятие решения по основным вопросам подготовки и проведения КШУ и постановка задач органам управления и силам на подготовку и участие в нем 7-8
Разработка документов 8-12
Подготовка руководства, штаба руководства и посреднического ап-парата 12-13
Развертывание системы управления руководства учением 13
Подготовка обучаемых 13-14
4. Организация работы в ходе проведения командно-штабных учений 14-18
Общие положения 14-15
Отработка учебных вопросов по этапам учения 15-16
Наращивание обстановки 16-17
Проведение практических мероприятий 17-18
Проведение исследований 18
5. Подведение итогов командно-штабных учений 18-21
Подготовка и проведение разбора 18-20
Обобщение итогов КШУ 20-21
6. Особенности организации и проведения штабных, специальных, ис-следовательских учений и командно-штабных (штабных) тренировок 21-23
7. Участие МЧС России в учениях, проводимых другими федеральны-ми органами исполнительной власти 23-24
8. Заключение 25
9. Приложения 26-41
9.1. Календарный план подготовки КШУ 26
9.2. Организационные указания по подготовке и проведению КШУ 27-28
9.3. Пояснительная записка к замыслу КШУ 29-31
9.4. План-календарь проведения КШУ 32-33
9.5. План наращивания обстановки в ходе КШУ 34-35
9.6. План проведения практических мероприятий на КШУ 36-37
9.7. Оперативное задание 38
9.8. План организации и проведения исследований на КШУ 39-40
9.9. Частный план работы заместителя руководителя КШУ 41
Введение
Успешное решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и терри-тории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций в значительной степени зависит от уровня подготовки руководящего состава, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
В целях повышения уровня подготовки и поддержания высокой степени готовности руководящего состава, органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС к выполнению мероприятий гражданской обороны, решению задач по предупреждению и ликвидации чрезвы-чайных ситуаций проводятся командно-штабные (штабные) учения, командно-штабные (штаб-ные) тренировки.
В настоящих Рекомендациях излагаются основные положения по организации и прове-дению командно-штабных учений, являющихся наиболее важной формой подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств граждан-ской обороны и РСЧС.
Изложенный в настоящих Рекомендациях материал следует применять творчески, со-образуясь с конкретными задачами подготовки. Опираясь на положения данных Рекомендаций, необходимо вести постоянную работу по дальнейшему совершенствованию организации и ме-тодики проведения учений.
1. Основы организации командно-штабных учений
Общие положения
Командно-штабные учения (КШУ) являются высшей формой совместного обучения ру-ководящего состава и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным си-туациям, комиссий по чрезвычайным ситуациям, сил гражданской обороны и РСЧС. Сущность командно-штабного учения заключается в том, что на фоне созданной учебной оперативной (тактической) обстановки обучаемые в составе органов управления выполняют комплекс при-сущих их функциональным обязанностям задач по руководству силами и средствами в соответ-ствии с темой и целями учения.
Основными целями КШУ являются:
совершенствование практических навыков должностных лиц органов управления по де-лам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в организации применения сил и средств, в управлении ими при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и время и реше-нии задач гражданской обороны;
достижение слаженности в работе органов управления и сил различных уровней при ре-шении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий гражданской обороны;
совершенствование вопросов взаимодействия с органами, осуществляющими управле-ние гражданской обороной, а также органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
проверка реальности планов в области гражданской обороны, предупреждения и ликви-дации чрезвычайных ситуаций;
исследование проблемных вопросов гражданской обороны, защиты населения и терри-торий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
КШУ классифицируются: по уровню проведения - федеральные, региональные, терри-ториальные и местные; по назначению - плановые, специальные, показные, опытные (исследо-вательские), проверочные; по методу проведения - на картах, с проведением практических ме-роприятий; по условиям проведения - совместные и раздельные; по числу привлекаемых ор-ганов управления - одностепенными и многостепенными.
На одностепенные учения привлекается руководящий состав одного органа управле-ния, например, областного.
На многостепенные учения привлекается руководящий состав двух и более органов управления, например, областного, городского и районного.
В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планов дей-ствий, определения готовности сил и средств к выполнению задач, на КШУ могут привлекать-ся силы территориальных и функциональных подсистем РСЧС и их звеньев для проведения с ними комплексных и тактико-специальных учений.
В ходе КШУ органы управления размещаются, как правило, на городских пунктах управления и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необхо-димости могут развёртываться дополнительные средства связи. В некоторых случаях (при от-работке вопросов химических и радиационных аварий, а также тем военного времени) органы управления могут находиться на запасных и подвижных пунктах управления.
Требования, предъявляемые к организации проведения командно-штабных учений
КШУ проводятся в соответствии с Планом основных мероприятий по вопросам граж-данской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Феде-рации, Комплексным планом основных мероприятий МЧС России, планами основных меро-приятий региональных центров и субъектов Российской Федерации, организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС, а также указаниями соответствующих должностных лиц.
Характер и особенности каждого учения в решающей степени зависят от экономических, физико-географических, климатических и других особенностей района проведения учения, ве-роятности возникновения и ожидаемых последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, характерных для данного региона, практического опыта их предупреждения и ликвидации, на-личия возможностей (необходимых сил и средств) для защиты населения и территорий от опас-ностей мирного и военного времени.
На учениях создаётся сложная и поучительная обстановка, максимально приближенная к имевшим место или наиболее вероятным в данном регионе чрезвычайным ситуациям. Целесо-образным является некоторое "уплотнение" аварийных ситуаций (т.е. наращивание обстановки с высокой интенсивностью), что вполне оправдано и с методической и с практической точки зрения, так как позволяет в ограниченное рамками учения время приобрести всем органам управления и силам необходимые навыки для действия в реальных условиях.
Практическое проведение мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий даёт возможность более полно проверить реальность планов граждан-ской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, способствует выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения разрушительных последствий военных действий и возможных чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Учения организуются и проводятся по принципу "старший начальник обучает своих подчинённых". Это повышает степень ответственности участников, способствует быстрейшему внедрению в жизнь разработанных в ходе учений мероприятий в области гражданской оборо-ны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также для снижения людских и материальных потерь при применении современных средств поражения в военное время.
При проведении учений важное значение придаётся выполнению его участниками обя-занностей и отработке тех задач, которые им придётся решать в реальных чрезвычайных ситуа-циях и в особый период.
По итогам учений намечаются конкретные мероприятия, которые необходимо дополни-тельно провести для дальнейшего совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|