←предыдущая следующая→
1 2 3 4
МЕТОДИКА
проведения лекции по дисциплине
"КОРАБЕЛЬНЫЙ УСТАВ ВМФ"
Тема N 3.2.1.1. "ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРАБЛЯ"
Время - 2 часа Место - кабинет N
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Ознакомить с основами корабельной организации.
2. Убедить в необходимости и важности строгой регламентации
корабельной жизни.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ:
Введение 10 минут
1. Общие положения корабельного устава 10 минут
2. Повседневная организация корабля 20 минут
3. Боевая организация корабля 30 минут
4. Корабельные уставы 15 минут
Заключение 5 минут
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
1. КУ ВМФ-78
2. Книга корабельных расписаний
3. Учебные схемы:
- схема повседневной организации корабля,
- схема боевой организации корабля,
- корабельная боевая схема.
4. Слайды для проектора "Полилюкс" по теме занятия
N 1, 1б, 2, 2а, 5
- 2 -
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Поскольку данная лекция - первая в курсе "Корабельный устав",
вводная ее часть является введением в курс. Раскрыв, как и обычно во
вводной лекции,структуру и содержание курса,преподаватель должен особо
остановиться на общей характеристике Корабельного устава как главного
руководящего документа ВМФ.
Начать эту характеристику следует с вопроса: "Что такое устав ?"
Обратимся к словарю Даля. Кратко остановимся на истории создания и
развития воинских уставов в России. Следует подчеркнуть, что несмотря
на строгий, регламентирующий характер этих документов, они всегда, с
времен Петра I носили творческий характер: "Не держаться устава, яко
слепой стены, ибо там порядки писаны, а времен и случаев нет".
Специфика корабельной службы всегда требовала четкой организации,
строгой регламентации всех видов деятельности. Особое значение это
приобретает в нынешних условиях, поскольку современный корабль
представляет собой боевой комплекс, воплощающий в себе последние
достижения науки и техники - сложный боевой организм, где от каждого
человека зависит выполнение кораблем боевых задач. В подтверждение
этой мысли полезно привести примеры из корабельной жизни. Причем
желательно как положительные примеры, подтверждающие зависимость
успеха от четкого выполнения требований Корабельного устава, так и
отрицательные.
Надо показать, что Корабельный устав имеет много общего с
уставами ММФ, что изучение его поможет в дальнейшей практической
деятельности на судах ММФ и тем более поможет быстрому становлению
офицера Военно-Морского Флота в случае призыва, либо желания посвятить
себя военной флотской службе.
Общие положения Корабельного устава следует привести полностью,
без сокращений. Особо надо подчеркнуть, что ни одно иностранное
правительство не имеет права вмешаться в жизнь военного корабля. В
вопросе классификации военных кораблей необходимо четко разъяснить
критерии деления и напомнить, что более детально эти вопросы будут
изучаться в курсе " Основы тактики ВМФ".
Рассматриваю повседневную организацию корабля, преподаватель
должен ориентироваться на базовый для изучения проект корабля.
Перечислив, например, боевые части и службы корабля вообще, надо
сказать, что на нашей "родной" подводной лодке отсутствуют БЧ-2, БЧ-6,
- 3 -
БЧ-7, а БЧ-4 и Сл-р возлагаются одним офицером. Сл-х замыкается на
старшего помощника, а Сл-с - на помощника командира подводной лодки.
Необходимо напомнить курсантам также, на какую первичную должность они
готовятся как офицеры запаса. Количество команд и отделений на
подводной лодке можно назвать общее, но в зависимости от ВУС курсантов
надо обязательно перечислить команды и отделения своей боевой части.
Боевую организацию целесообразно начать с характеристики понятий
"командный пункт" и "боевой пост". Для " оживления" рассказа можно
сразу же привести пример командного пункта и боевого поста,
ориентируясь на ВУС обучаемых. Надо предупредить курсантов, что эти
вопросы будут на следующем занятии рассмотрены более подробно с
ориентацией на организацию подводной лодки боевого проекта.
В целом весь материал по данному вопросу очень "густ", сложен для
восприятия не знакомым с флотской службой, поэтому в подробности
организации подводной лодки преподавателю вдаваться на этом занятии.
Надо лишь изложить материал в объеме Корабельного устава, лишь кратко
его комментируя и заботясь о надежном освоении этого относительно
небольшого по объему материала.
Подробно объяснив содержание и назначение как боевого номера
вообще, так и книжки "Боевой номер", надо показать эту книжку
курсантам, Желательно, чтобы она была заполнена на боевой номер
матроса (старшины) той специальности, которая относиться к ВУС
обучаемых.
Корабельные расписания следует давать в том же объеме и по той же
методике, что и боевую организацию, акцентировав внимание на
классификации корабельных расписаний. Можно показать связь боевых
инструкций и книжек "Боевой номер".
В заключительной части лекции надо подчеркнуть, что твердое
знание изложенного материала - основа, база для изучения организации
подводной лодки, что является центральной темой всего курса. Задание
на самоподготовку дается в зависимости от варианта проведения
следующего занятия.
- 4 -
ЛЕКЦИЯ N1
по дисциплине "КОРАБЕЛЬНЫЙ УСТАВ ВМФ" для всех ВУС
Тема "ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРАБЛЯ"
Содеpжание:
Введение
1. Общие положения корабельного устава
2. Повседневная организация корабля
3. Боевая организация корабля
4. Корабельные уставы
Заключение
Литеpатуpа:
1. КУ ВМФ-78г. ст.1-19, 20-35, пpиложение N1.
2. Типовые корабельные расписания.
Наглядные пособия и ТСО
1. "Повседневная организация корабля".
2. "Боевая организация корабля".
3. "Корабельная боевая схема"
4. Слайды для проектора "Полилюкс" по теме занятия
N 1, 1б, 2, 2а, 5
- 5 -
ВВЕДЕНИЕ
Корабельный устав ВМФ определяет организацию корабельной службы,
направленную на обеспечение высокой боевой готовности, безопасности
корабля в море и базе, поддержание на корабле твердого воинского
порядка.
Устав ВМФ определяет также обязанности должностных лиц,
организацию боевой подготовки кораблей Военно - Морского Флота и
правил несения службы корабельных нарядов.
Современный корабль представляет собой боевой комплекс,
воплощающий в себя последние достижения науки и техники - сложный
боевой организм, где от каждого человека зависит выполнение кораблем
боевых задач. И лишь четкая организация, строжайшая регламентация всей
корабельной жизни могут обеспечить успешное выполнение всех задач,
безопасность корабля и личного состава.
Вместе с тем Корабельный устав, будучи основным руководящим
документом Военно - Морского Флота, не является догмой, способствует
проявлению творчества, инициативы.
Все уставы русского флота,
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|