Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Военнаякафедра /

NATO

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Содержание

1. Структура им организация НАТО

2. Основные документы НАТО.

3. Структура и механизм принятия решении

4. Экономическая политика в отношении других стран

5. Отношения между НАТО и СССР

6. Агрессивная политика НАТО на Балканах

7. Список используемых документов и литературы.

Структура и организация НАТО

Североатлантический альянс (блок НАТО) был образован в 1949 году представителями 12 стран: Соединенные Штаты Америки, Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания. Договор северного Атлантического Альянса, подписанный в Вашингтоне, 4 апреля 1949 года, предусматривал взаимную защиту и коллективную безопасность, первоначально против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. США являлись организаторами этого союза, который был создан в период послевоенного времени, когда только начиналась холодная война и большинство стран признавало свою слабость в отношении Советского Союза. Это был первый союз послевоенного времени, созданный Соединенными штатами Америки, и представлявший собой союз капиталистических стран. Поэтому стоит рассмотреть историю создания Соединенными Штатами Америки этого союза.

Итак, в США второе президентство Трумэна проходило под флагом усиления международной напряженности, обострения советско-американских отношений.

«План Маршалла», вступивший в силу в апреле 1948 г., рассматри¬вался в Вашингтоне как экономическая основа и подготовка к объеди¬нению капиталистических стран Европы в военном союзе с Соединенными Штатами Америки для неизбежной, как тогда считали во влиятельных кругах США, войны с СССР. Еще до принятия «плана Маршалла» Западноевропейские страны в 1947 году начали создавать структуру для сотрудничества в защите, поскольку чувствовали себя слишком слабыми для индивидуальной защиты от советского союза. Результатом этого в марте 1948 года, 5 стран: Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, который впоследствии стал основой для организации НАТО.

В это время в Вашингтоне обсуждались про¬екты военного союза с будущими «маршаллизованными» государствами. Без такого союза, твердили его поборники в США, Западной Европе угрожает включение в орбиту СССР, и тогда ресурсы и мощь Советского Союза настолько увеличатся, соотношение сил настолько изменится, что США окажутся в очень опасном положении.

В разгар выборной кампании в июне 1948 г., сенат большинством 64 против 4 при¬нял резолюцию А. Ванденберга, одобрявшую оказание помощи регио¬нальным военным союзам. Впервые в истории сенат США одобрил предо¬ставление в мирное время военной помощи иностранным государствам, расположенным за пределами Западного полушария.

В сенате большинство принадлежало респуб¬ликанцам. Одобрение этим большинством подобных резолюций в июне 1948 г. свидетельствовало о том, что республиканцы в кон¬грессе, как и на национальном конвенте, желают демонстрировать перед выборами, что они всячески открещиваются от изоляционизма. По суще¬ству эти резолюции санкционировали участие США в военных союзах.

Они служили прелюдией к заключению Соединенными Штатами военно¬го союза со многими капиталистическими странами.

После выборов правительство США действовало более энергично и открыто. 20 января 1949 г. в речи, посвященной началу второго срока своего президентства, Трумэн заявил: «Мы сейчас вырабатываем с рядом государств общее соглашение, предназначенное для укрепления безопас¬ности района Северной Атлантики... Мы уже создали такой оборонитель¬ный пакт для Западного полушария договором в Рио-де-Жанейро... Я на¬деюсь скоро послать в сенат договор, содержащий план обеспечения безопасности Северной Атлантики».

Через два с половиной месяца 4 апреля 1949 г. представители 12 правительств подписали в Вашингтоне договор о Северо-Атлантиче¬ском военном союзе, названном НАТО. Его подписали США, Канада, Бельгия, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания. Вашингтон оказывал сильное давление на Стокгольм. Но Швеция, сохранившая нейтралитет в двух мировых войнах, предпочла не вступать в военный союз, созданный для подго¬товки третьей мировой войны. Спустя некоторое время США объявили Грецию и Турцию североатлантическими государствами и добились включения их в НАТО в 1952 году. Впоследствии в 1955 г. по настоянию амери¬канцев полноправным членом этого военного союза официально стала и Федеративная Республика Германия. А еще позже в 1982 году и Испания. И вот совсем недавно в январе 1999 Польша, Чехия и Венгрия.

В дальнейшем США заключали другие военные союзы. Но НАТО продолжала оставаться центральным, самым важным из них, приковав¬шим к себе основное внимание госдепартамента США, олицетворявшим послевоенную глобальную политику Вашингтона, направленную на борь¬бу с мировой социалистической системой, с национально-освободитель¬ным и революционным движением во всем мире.

Подписание 4 апреля 1949 г. в мирное время военного союза с евро¬пейскими державами — неслыханный акт в истории США. Конституция США, выработанная еще в 1787 г., по существу лишила возможности правительство США заключать военные союзы с иностран¬ными государствами. Вернее, она лишила военные союзы той надежно¬сти, которую обычно им придают в Европе. Прерогативу объявления вой¬ны конституция США сохранила только за конгрессом. Каждый засе¬дающий в данное время конгресс обязан руководствоваться конституцией. Но акты правительства и решения прошлых конгрессов для него необя¬зательны. Правительства Англии и Франции, например, могут заключать союзные договоры, обязывающие будущие правительства их стран всту¬пать в войну, если создадутся условия, предусмотренные в этих догово¬рах. Правительство США может заключить договор о военном союзе. Сенат может его ратифицировать. Но подобные акты правительства и сената отнюдь не обязывают конгресс объявлять войну. Конечно, если господствующий в США монополистический капитал выступает за войну, то большинство в обеих палатах конгресса за нее голосует. Но автоматически на основании заключенного правительством военного союза конгресс войну не объявляет. Во всяком случае нет уверенности в том, что конгресс поступит так, как предусмотрено дого¬вором о союзе. Поэтому ни у кого не было уверенности в прочности военных союзов США.

Совершенно другое положение создалось после второй мировой вой¬ны. США не только заключали военные союзы с иностранными госу¬дарствами, но и выступали как инициатор и создатель таких союзов. Более того, в отличие от военных союзов в прошлом НАТО создала свои штабы и свои вооруженные силы, куда входят сухопутные войска, военно-морские и военно-воздушные силы ряда государств. В соответст¬вии с этим договором суверенные государства Западной Европы позволи¬ли Соединенным Штатам содержать в мирное время вооруженные силы на своей территории. В 1953 г. вооруженные силы США в Западной Европе насчитывали 427 тыс. человек.

Президент США и его ближайшие сотрудники сравнивали НАТО с договором о защите Западного полушария, подписанным в сентябре 1947 г. в Рио-де-Жанейро. Об этом говорил Трумэн в речи, произнесенной в связи с началом второго срока его президентства. Оба договора сходятся в одной формуле: в Рио-де-Жанейро было объявлено, что нападение на одну американскую страну будет рассматриваться как нападение на все американские государства; ст. 5 Северо-Атлантического пакта гласит: «Договаривающиеся стороны считают, что вооруженное нападение против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против них всех».

Однако договор, подписанный 2 сентября 1947 г. в Рио-де-Жанейро, существенно отличается от пакта, заключенного 4 апреля 1949 г. в Ва¬шингтоне.

Договор американских государств 1947 г. предусматривал немедленную консультацию его участников в случае нападения или угрозы напа¬дения на кого-либо из них. Но он не предусматривал немедленного, автоматического применения вооруженной силы. Более того, ст. 20 догово¬ра отмечает, что ни один из его участников без своего согласия не обязан принимать участие в применении вооруженной силы. Каждый из участ¬ников сохраняет суверенное право решать — воевать или нет.

В договоре об образовании НАТО такой оговорки нет. НАТО отлича¬ется также от договора американских государств 1947 г. тем, что этот договор не региональный пакт.

Формально в преамбуле договора от 4 апреля 1949 г. говорится, что НАТО имеет своей целью коллективную оборону. Фактически США созда¬ли Северо-Атлантический пакт как агрессивный, наступательный воен¬ный союз.

Так называемый оборонительный Северо-Атлантический пакт сразу после его возникновения в 1949 г. выработал стратегический план на¬ступательных военных операций, предусматривавший нападение воздуш¬ных сил США на СССР с применением атомных бомб .

Осведомленный лидер республиканской партии сенатор Тафт, коммен¬тируя стратегические планы Пентагона, создававшиеся в соответствии с образованием НАТО, пришел к следующему заключению: «Отсюда явст¬вует, что предусматривается использование американских армий в сухо¬путной войне против России на континенте Европы, как только начнется война. В дальнейшем предполагается предпринять вторжение по тем на¬правлениям, которые для Наполеона и Гитлера оказались роковыми».

Даже Тафт отмечал, что напрасно правительство США, создавая Севе¬ро-Атлантический союз, ссылается па ст. 51 Устава ООН о «праве на индивидуальную и коллективную самооборону, если вооруженное нападе¬ние

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»