Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Деньгии кредит /

Анализ хозяйственной деятельности

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


плановую и условную, исчис¬ленную исходя из фактического объема и ассортимента продук¬ции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продук¬ции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

П vрп, уд = 2254 - 2300 = -46 руб.

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходи¬мо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке плановой себестоимости или в натурально-условном исчисле¬нии (720 / 800 * 100 - 100 = -10%) и результат разде¬лить на 100:

Пvрп = 2300 * (-10%) / 100 = -230 руб.

Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй):

Пуд = -46,00 – (-230) = 184 руб.

Влияние изменения полной себестоимости на сумму при¬были устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

Пс = 17676 - 17530 = 146 руб.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на про¬дукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

Пц = 19770 - 19930 = -160 руб.

Эти же результаты можно получить и способом цепной под¬становки, последовательно заменяя плановую величину каждо¬го факторного показателя фактической.

Таблица 21.

Показатель Условия расчета Порядок расчета Сумма прибыли,

руб.

VВП УД Цена С

План

Усл.1

Усл.2

Усл.3

Факт П

Ф

Ф

Ф

Ф П

П

Ф

Ф

Ф П

П

П

Ф

Ф П

П

П

П

Ф ВРпл – Спл

Ппл * Крп

Врусл – Сусл

ВРф – Сусл

ВРф - Сф 2300

2070

2254

2094

2340

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать коэффициент выполнения плана по реализации продукции (Крп), а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот коэффициент.

Выполнение плана по реализации рассчитывают сопоставле¬нием фактического объема реализации с плановым в натураль¬ном (если продукция однородная), условно-натуральном (в дан¬ном примере тысячи условных банок) и стоимостном выраже¬нии (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себесто¬имости отдельных изделий, так как себестоимость меньше под¬вержена влиянию структурного фактора, чем выручка. На дан¬ном предприятии выполнение плана по реализации составляет:

Крп = = 720 / 800 = 0,9

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сум¬ма прибыли должна была бы уменьшиться на 10 % и соста¬вить 2070 руб. (2300 * 0,83).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от ус¬ловной выручки вычесть условную сумму затрат. Прибыль при таких условиях соста¬вит 2254 руб. (19930 - 17676).

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие мог¬ло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сум¬му затрат. Сумма прибыли в данном случае составит 2094 руб. (19770 - 17676).

По данным таблицы 21 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

Изменение суммы прибыли за счет:

• объема реализации продукции

Пvрп = Пусл1 – Ппл = 2070 - 2300 = -230 руб.;

• структуры товарной продукции

ΔПстр = Пусл2 – Пусл1 = 2254 - 2070 = 184 руб.;

• средних цен реализации

ΔПцен = Пусл3 – Пусл2 = 2094 - 2254 =-160 руб.;

• себестоимости реализованной продукции

ΔПс = Пф – Пусл3 = 2340 - 2094 = 246 руб.

Итого: 40 руб.

Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевы¬полнен в основном за счет структуры продукции и за счет увеличения среднереализационных цен. Отрицательно на сумму прибыли повлияли: повышение себестоимости продукции и объема реализации продукции.

2. Анализ рентабельности производственной деятельности, продаж, инвестиционного капитала.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направле¬ний деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйство¬вания, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их использу¬ют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек про¬изводства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) - отношение валовой (Прц) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

Rз = , или Rз =

Rз = 2300 / 18000 = 0,1278 руб.

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каж¬дого рубля, затраченного на производство и реализацию про¬дукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, от¬дельным его подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) - отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой при¬были к сумме полученной выручки (В):

Rз = , или Rз =

Rз = 2300 / 20300 = 0,113 руб.

Характеризует эффективность предпринимательской дея¬тельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля про¬даж. Широкое применение этот показатель получил в рыноч¬ной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и от¬дельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала - отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимос¬ти всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:

Rк = ; Rк = ; Rк =

Rк = 2420 / 16514 = 0,1465 руб.

Уровень рентабельности производственной деятель¬ности. (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого по¬рядка: изменения структуры реализованной продукции, ее се¬бестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выпол¬нить способом цепной подстановки, используя данные таблиц 20 и 21.

= 2300 / 18000 * 100 = 12.78 %

= 2070 / 18000 * 100 = 11,5 %

= 2254 / 17676 * 100 = 12.75 %.

= 2094 / 17676 * 100 = 11.85 %

= 2340 / 17530 * 100 = 13.35 %.

ΔRобщ = Rф – Rпл = 13,35 - 12,78 = 0,57%, в том числе:

ΔRvрп = Rусл1 – Rпл = 11,5 - 12,78 = -1,28 %

ΔRуд = Rусл2 – Rусл1 = 12,75 - 11,5 = 1,25 %

ΔRц = Rусл3 – Rусл2 = 11,85 - 12,75 = -0,9 %

ΔRс = Rф – Rусл3 = 13,35 - 11,85 = 1,5 %

Полученные результаты свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности перевыполнен в связи с повышением среднего уровня цен и удельного веса более рентабельных ви¬дов продукции в общем объеме реализации. Рост себестоимос¬ти реализованной продукции вызвал сниже¬ние уровня рентабельности.

Факторный анализ рен¬табельности продаж.

Детерминированная факторная мо¬дель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

Расчет влияния данных факторов способом цепной подстановки:

= 2300 / 20300 * 100 = 11,33 %

= 2254 / 19930 * 100 = 11,31 %

= 2094 / 19770 * 100 = 10,59 %

= 2340 / 19770 * 100 = 11,84 %

ΔRобщ = Rф – Rпл = 11,84 – 11,33 = 0,51 %, в том числе:

ΔRуд = Rусл1 – Rпл = 11,31 - 11,33 = -0,02 %

ΔRц = Rусл2 – Rусл1 = 10,59 - 11,31 = -0,72%

ΔRс = Rф – Rусл2 = 11,84 - 10,59 = 1,25 %.

Аналогично осуществляется факторный анализ рента¬бельности совокупного капитала. Балансовая сумма при были зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структура

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»