Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Деньгии кредит /

Банки и банковская система

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


-Казначейство;

-12 окружных федеральных резервных банков;

-5000 банков-членов.

И, во-вторых, из кредитно-финансовых институтов, зани¬мающих третий и четвертый ее этажи.

Многоуровневость и сложность взаимосвязей внутри данной структуры создает возможности для ее широкого использования, позво¬ляет своевременно вводить в дествие большой набор различных кре¬дитно-денежных рычагов регу-лирования, воздействовать на экономиче¬ский механизм как на систему. Из чего следует комплексный характер кредитной политики.

1.1. Роль банковской системы в СССР.

До 1987 года в СССР существовало четыре банка: Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк, Гострудсберкассы. Эмиссионные, управленческие и контроль-ные функции, а также краткосрочное кредитование, расчетно-кассовое обслу-живание выполнял Госбанк СССР. В нем автоматически аккумулировались свободные денежные средства, распределяемые между экономическими субъек-тами по заранее утвержденному кредитному плану. Госбанк был, ориентирован в основном на выполнение этого плана своей филиальной сетью и нёс ответст-венность только перед вышестоящими органами, а не клиентурой.

Предельная централизация банковской системы имела и свою притяга-тельную сторону, по крайней мере, для отдельных экономических субъектов. Денежная система находилась в единых руках, что позволяло подавлять инфля-цию, стабилизировать денежное обращение, сдерживать рост государственного внутреннего и внешнего долга. Удавалось осуществлять практически беспро-центное банковское кредитование государственных предприятий, и в особенно-сти совхозов и колхозов, в ряде случаев долги государственному банку просто не возвращались и превращались в дотации.

В период господства командно-административной системы в нашей стране роль банков была предельно сужена. Их функции сводились к проведе-нию безналичных расчетов между предприятиями, кассовому об¬служиванию, а также финансированию капитального строительства за счет средств госбюджета и специальных целевых фондов. Будучи состав¬ной частью государственного аппарата, банки при централизованном об¬щегосударственном планировании осуществляли кредитные операции в рамках строго регламентируемых направ-лений использования денежных средств и лимитируемых фондов кредитования. Внеплановые операции допускались только по решениям партийно-правительственных органов. Для руководителей предприятий и для самих бан-ковских работников фак¬тически не было существенной разницы между бюд-жетным и кредитным финансированием, кредитование проводилось из того же бюджета по ус¬ловным процентам. Государственный банк постоянно занимался воспро¬изведением через кредит финансового образа директивного государст¬венного народнохозяйственного плана и дополняющих его правительст¬венных программ и постановлений. По сути дела Госбанк являлся кассой правительст-ва, осуществляя денежную и кредитную эмиссии для финан¬сирования во мно-гом дефицитных, расточительных, и часто, просто не¬нужных правительствен-ных программ. Введение в дополнение к государ¬ственному сети специализиро-ванных банков не меняло дела по существу, поскольку они стали разделенным централизованным банком, в котором прибавилось число вертикальных струк-тур. Подобная банковская система лишь тормозила развитие товарно-денежных отношений.

В связи с взятым КПСС в середине 80-х годов курсом реформ, возникла необходимость в реформировании и банковской системы. Считалось, что бан-ковский сектор призван обеспечивать максимальную устойчивость денежной системы в период реформ, содействовать стабильному функционированию предприятий.

В 1987 году началась 2-х этапная организация.

1.2. Роль, отведенная банкам в России.

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятель¬ности в РФ". В соответствие с этим законом банки России действуют как универсальные кре-дитные учреждения, совершающие широкий круг опе¬раций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и сро¬кам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и довери¬тельные операции и т.п.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собст¬венности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исклю¬чается возможность создания банков, основанных исключительно на го¬сударственной форме собственности, которые в соответствии с дейст¬вующим законодательст-вом могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для фор-мирования уставных капиталов россий¬ских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под бан¬ками с участием иностранных инвестиций в соответствии с Условиями открытия банков с участием иностранного капитала на территории Рос¬сийской Федерации, утвержденными ЦБ РФ 08.04.93 г., по-нимаются:

- совместные банки, т.е. банки, уставной капитал которых форми¬руется за счет средств резидентов и нерезидентов;

- иностранные банки - банки, уставной капитал которых формиру¬ется за счет нерезидентов;

- филиалы банков-нерезидентов.

Решение об открытии каждого отдельного банка с участием ино¬странных инвестиций принимается Советом директоров ЦБ РФ. ЦБ ус¬танавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения на участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее благоприят-ные условия для становления отечественных коммерческих банков и защиты от экспансии зарубежных банков.

По способу формирования уставного капитала банки подразделя¬ются на акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Возмож¬ность создания банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому) исклю-чается действующим законодательством, согласно которому уставный капитал банка формируется из средств не менее трех участников.

Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерче-ские банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акцио¬нерные и создание но-вых банков в форме акционерных обществ. Для ак¬ционерного общества харак-терно, что собственником его капитала вы¬ступает само общество, т.е. банк. А паевые коммерческие банки собст¬венниками своего капитала не являются, по-скольку каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю ка-питала. Паевые коммер¬ческие банки организованы на принципах общества с ограниченной от¬ветственностью, т.е. общества ответственность каждого пай-щика ограни¬чена пределами его вклада в общий капитал банка. Расширение ус-тавного фонда может осуществляться как за счет внесения участниками допол-ни¬тельных взносов, так и за счет вступления в банк новых участников. Во¬прос о вступлении новых участников и размерах их вклада в уставный фонд банка ре-шается на общем собрании участников.

У банков, функционирующих как акционерное общество, уставный ка-питал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических и физических лиц. Акцио¬неры не вправе тре-бовать от банка возврата этого вклада, что повышает устойчивость, и надеж-ность банка и создает для банка прочные основы для управления, его ликвидно-стью. Акционерные банки бывают закрытого и открытого типов. Акции закры-тых банков могут переходить из рук в руки только с согласия большинства ак-ционеров. Акции банков откры¬того типа могут переходить из рук в руки без со-гласия других акционеров и распространятся в порядке открытой подписки. Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список покупателей цен-ных бумаг не утверждается заранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может приобрести любое лицо. От¬крытая подписка требует от банка широкой информации о своей деятель¬ности.

2. Основные направления реформ.

1) Создание 2-х уровневой банковской системы, состоящей из эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслу-живающих народное хозяйство; перевод специализированных банков на хозрас-чет и самофинансирование, совершенствование форм и методов кредитования. Центральное место в этой системе отводится Государственному банку, с целью отделения эмиссии от кредитования. Он также является координатором дея-тельности специализированных банков и проведения единой кредитно-денежной политики.

В 1987 году, на базе ранее существовавших институтов были созданы Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Агропромбанк, Внешэкономбанк СССР. Это привело к определенному оживлению банковской деятельности, но полноценной банковской реформы не произошло - экономические отношения остались прежними. Стали внедряться договорные отношения с клиентурой, улучшилась структура кредитных вложений. Отсутствие эффективной системы экономического регулирования денежного оборота усугубило товарно-денежную несбалансированность экономики. Директивное закрепление клиен-туры в зависимости от ее отраслевой принадлежности вызвало неравномерное распределение пассивов между банками. Кроме того, следует отметить, что мо-нополия на проведение банковских операций осталась за государством.

2) Создание нового механизма денежно-кредитного регулирования, по-зволяющего экономическими методами воздействовать на макроэкономические пропорции общественного воспроизводства. Создание условий для перелива ресурсов из одной отрасли в другую, например, в сельское хозяйство. Для этих целей Госбанк был выведен из подчинения правительству. Была создана двух-уровневая банковская система.

Но, не было учтено, что новая банковская система должна отражать ре-альности сложившиеся в банковском деле за последние 60 лет

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»