Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Деньгии кредит /

Бреттен-вудское соглашение

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


довольно ли-берально. Однако страна должна предоставить программу, в которой будут указаны меры по ликвидации дефицита внешнего баланса. Средства предоставляются без оцен-ки возможности реализации программы и без рассрочки займа. Что касается следую-щих долей, то здесь все не так; программа в данном случае должна включать оценки ее выполнения, заем предоставляется в рассрочку по этим оценкам. Здесь применяется так называемый принцип условий кредита, который основывается на принципе: финанси-рование внешнего дефицита страна за счет средств МВФ не может быть бесконечным; следовательно, сверх определенного уровня (50 % квоты) использование средств фонда возможно при условии внедрения страной программы восполнения внешнего дефици-та, одобренной фондом. В действительности, сверх второй части заем разрешается только если проводится достаточно жесткая экономическая политика (чем больше сумма займа, тем жестче должна быть политика), цель которой - установление устой-чивого равновесия и, в частности, борьба с инфляцией, которую МВФ старается рас-сматривать как источник всех зол (безработица, особенно внешняя нестабильность) ос-новная причина которой (опять-таки по мнению МВФ) примиренческая денежная по-литика и "экспансионистская финансовая политика" (Жак де Ларозьер, Генеральный директор МВФ, 1982 г.). В этих условиях рассматриваемые страны, т.е. главным обра-зом развивающиеся, должны проводить дефляционную политику, последствием кото-рой является слабый рост, иногда даже спад; эта политика слишком дорога в социаль-ном плане для стран, где большая часть населения находится за чертой бедности. От-сюда происходят выступления населения, иногда с применением насилия (пример: в марте 1989 г. в результате беспорядков погибло более 200 человек в Венесуэлле, что являлось следствием жесткой программы, принятой этой страной для получения до-полнительных займов от МВФ), а также протесты политических деятелей, которые рас-сматривают "требования" (условия) МВФ как недопустимое вмешательство во внут-ренние дела страны. Обязанности, под которые Фонд предоставляет займы, в действи-тельности, иногда оказываются принудительными для данных стран: контроль за про-граммой стабилизации, право наблюдения за денежной и кредитной политикой, за управлением общественными службами, и т.д., все, что прямо или косвенно контроли-рует выбор, производимый страной.

Но может ли это происходить по-другому ?

Займы, на самом деле, являются кредитами. Развивающиеся страны предоставляют фонду свои деньги, которые не представляют никакой стоимости, в обмен на твердую валюту, которая позволит им осуществлять платежи. Кредитор, в этом случае это МВФ будет не безразличен к финансовому положению дебитора, заемщика; он должен оце-нить для себя риск предоставления кредита, т.е. шансы на выплату, которые уменьша-ются с увеличением задолженности. Таким образом, логика кредитной операции требу-ет чтобы получил как можно больше гарантий, чтобы застраховаться от неуплаты. Кроме того, что кажется менее всего необходимым, Фонд гарантирует, что средства, предоставленные таким образом, не будут использованы в других целях, не будут спо-собствовать, например, утечки капитала за пределы страны (см. параграф ниже о за-долженности стран третьего мира).

Тем не менее, модно задать себе вопрос об эффективности мер экономической поли-тики, "навязанной" развивающимся странам, за возможность иметь доступ к средствам МВФ. По оценке, проведенной на основании финансового отчета МВФ (см. Трикман и Стиллон, Staff Papers том 25, N 2, июнь 1978 г.) за период 1963-72 гг. процент успеха программ по борьбе с инфляцией, рекомендованных МВФ составил 24 %, а что касает-ся восстановления равновесия внешнего баланса, то в этой области 38 %. Результаты довольно слабые, если оценивать социальную значимость проводимой политики. При-менимы ли эти программы к рассматриваемым странам (развивающимся) ? В этом сто-ит усомниться; речь идет всего-навсего о применении лекарств, некоторые из них уже были испытаны на развитых странах в ситуации, которая так сильно отличается от по-ложения развивающихся стран.

МВФ и механизм займов не сможет и не должен решать эти проблемы. Задуманный как организация, которая поможет стране (развитой) противостоять временным, но не глобальным трудностям восстановления баланса, позволяя необходимым мерам вос-становления осуществить свое влияние. Права заимствования, несомненно, неприме-нимы к ситуации развивающихся и бедных стран, которым нужны более радикальные и меры, ответственность за которые должны разделяться меду этими (развивающимися и бедными) странами и развитыми странами; (см. параграф, посвященный международ-ной сверхзадолженности).

2- Ограничения на сумму операции:

Первое основное правило было, что Фонд никогда не должен хранить авуары в ва-люте какой-либо страны в размерах, превышающих 200 % квоты этой страны: предпо-ложим, в качестве примера, что квота страны А 100 млн. долларов, из которых 25 % выплачены в золоте или в СДР; авуары Фонда в валюте этой страны при отсутствии займа со стороны указанной страны пусть составят 75 млн. долларов;

страна сможет заимствовать у МВФ максимум 125 млн. долларов (75+125=200 млн. = 100*2).

Однако, возможности займа для страны А увеличиваются если другая (или другие) страны (В, С...) используя свои права заимствования воспользуются валютой страны А. Если, например, страна В получила деньги страны А на 30 млн. долларов (в пределах прав заимствования страны В), тогда страна А может занять максимум 125+30=155 млн. долларов в МВФ. При этом предположении дополнительные 30 млн. составляют резервную супер-долю (или, по-другому, золотую супер-долю), они добавляются к ре-зервной доле и являются безусловным займом.

Это общее правило; однако, здесь есть исключения, связанные с новыми распоряже-ниями, введенными после 1974 г. (см. приложение).

- 3 - Ограничения по продолжительности операций: обязательства выкупа. Страна, использующая права заимствования в МВФ обязуется:

- своевременно производить ежегодные выплаты, т.е. выкуп;

- произвести полный выкуп в срок от 3 до 5 лет.

Отступы от этого правила могут быть только в исключительных случаях по милости МВФ; однако, исключение становится правилом.

Процедура прав заимствования ставит проблему срока получения займа, на практике этот срок длится порядка недели. однако, страна может испытывать потребность в бы-стром получении валютных ресурсов, например, чтобы противостоять спекулятивной продаже или скупке своей валюты; для решения этой проблемы в 1952 г. была создана новая процедура доступа к средствам МВФ.:

б) Соглашения о подтверждении или соглашения о поддержке или соглашения типа "stand-by".

Они заключаются в том, чтобы заранее определить кредитную линию на определен-ную сумму и срок. Эта процедура имеет двойную выгоду:

для МВФ, т.к. он может взять время для изучения ситуации в стране и, возможно, для "обсуждения" условий;

для страны-заемщика, которая таким образом приобретает уверенность, что сможет в любой момент моментально полечить доступ к Фонду в случае необходимости. Зачас-тую рекламы этого соглашения, показывающей готовность страны защитить паритет своей валюты, бывает достаточно чтобы сильно затормозить спекуляцию.

ВОПРОС: Способствуют ли займы, взятые в МВФ увеличению

денежной массы в мире ?

Если заем осуществляется в первой доле (золотая доля или резервная доля), увеличе-ния денежной массы не происходит, т.к. эти займы компенсируются выплатами капи-тала в Фонд данной страной. Сейчас выплаты производятся в СДР, ранее были в золо-те. Даже если бы не было МВФ, они все таки могли бы использоваться странами; впро-чем, центральные банки учитывают их в своих резервах, что более значительно, чем то, что заем в первой доле производится автоматически.

Когда заем предоставляется сверх первой доли, происходит увеличение денежной массы в мире. Действительно, за национальные деньги страна получает международно признанное средство платежа.

Постепенно стало очевидно, что процесс создания международной денежной массы вреден и неконтролируем, в той мере, в которой он значительно зависит от дефицита внешнего баланса США (доллары США) и от международного производства золота, очень большая часть которого происходит из одной страны - Южной Африки.

5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЗАИМСТВОВАНИЯ (СДР)

Причиной их возникновения была потребность в создать новый инструмент, который бы пользовался таким же доверием как золото и должен был его заменить, как возмож-но и доллары, хотя бы частично в резервах центральных банков и в международных расчетах.

Начиная с 1964 г. (т.е. до первого серьезного кризиса доверия к доллару, который был в 1968 г.), встал вопрос о финансировании Международной Денежной Системы, той которая была установлена в Бреттон-Вуде.

Была учреждена группа изучения, так называемая группа Оссала (Ринальдо), кото-рая:

1) установила, что международная добыча золота не могла удовлетворить ее возрас-тающая потребность, вызванную увеличением платежей.

2) выявила резервы возможностей доллара обеспечить возрастающее количество ме-ждународных запасов; из этого следует пожелание этой рабочей группы - создать но-вый актив в рамках МВФ.

Принцип создания СДР был разработан на ежегодном собрании управляющих МВФ в Рио-де-Жанейро 29 сентября 1968 г., окончательно СДР вошли в силу в июле 69 г. в качестве поправки в устав МВФ.

Во время создания СДР амбиции были велики: создать новые деньги, актив между-народного резерва, обеспечить, расширяя их использование, рациональное увеличение

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»