Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Деньгии кредит /

Государственный долг

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

I. История государственного долга России 4

II. Современная ситуация на рынке государственного долга 8

III. Влияние внешнего долга на национальную экономику 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

ЛИТЕРАТУРА 16

ВВЕДЕНИЕ

В данной контрольной работе рассмотрена тема государственно-го долга. Обозначены следующие вопросы: история государственно-го долга Российской Федерации, современная ситуация на рынке го-сударственного долга, влияние государственного долга на нацио-нальную экономику.

Важность данной проблемы для нашей страны трудно переоце-нить. Внешний долг России достаточно быстро превратился для нее в серьезную проблему. В отличие от внутреннего долга внешний долг России в основном состоит из «наследства» Советского Союза. В последние годы величина внешнего долга России быстро изменя-лась, кроме того, она определялась по-разному разными организа-циями. Зарубежные специалисты считают внешний долг несколько иначе, чем российские. Влияет и условность разделения общего дол-га на внутренний и внешний. Также возрастание величины внешнего долга было связано не только с новыми заимствованиями, но и рос-том суммы процентов по долгу, особенно по просроченному. Кри-зисное состояние всей российской экономики, привело к событиям августа 1998 г., когда Россия объявила о вынужденной отсрочке по выплатам в части внешних долгов. По состоянию на конец 1998 г. объем внешнего государственного долга России равнялся 150,8 млрд. долл. Перед российским правительством возникли огромные проблемы, связанные с обслуживанием внешнего долга. В этих усло-виях было важно поддерживать и развивать сотрудничество, во-первых, с международными финансовыми организациями и, во-вторых, с Парижским и Лондонским клубами кредиторов.

Необходимо отметить, что вплоть до 1999 г. итоговая динамика внешнего долга для России была крайне неблагоприятна, и только со сменой президента и финансовой политики государства, общая кар-тина по выплате внешнего долга стала меняться в лучшую сторону.

В данной работе я постарался отметить наличие возможных средств, позволяющих уменьшить наличие государственного долга России, описал ситуацию на внутреннем и внешнем рынке государ-ственного долга, а также рассказал о возникновении государственно-го долга в Российской Федерации.

I. История государственного долга России

Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с полови-ной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была по-гашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их на-рицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.

На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государ-ства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правитель-ство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.

Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрез-вычайный. Первый пополнялся из традиционных источников дохо-дов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% состав-ляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Имен-но заемные средства шли на финансирование строительства желез-ных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на по-крытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции ца-ря и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению пра-вительства.

По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.

Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории:

• краткосрочные;

• долгосрочные;

• бессрочные;

Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался за-коном и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не долж-ны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обя-зательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на ино-странных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.

Основу государственного долга составляли долгосрочные и бес-срочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на доста-точно длительные сроки — 50–80 лет. Практиковался выпуск бес-срочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рен-той. Правительство оставляло за собой право принудительной скуп-ки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупа-теля и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на россий-ский рынок. Данное деление не имело никакого экономического зна-чения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпус-ков для российских подданных и внутренних иностранцев не суще-ствовало.

В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:

“При обсуждении государственной росписи не подлежат исклю-чению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам” Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.

Российское правительство в результате длительных и кровопро-литных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, ко-торый действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим госу-дарственным статусом.

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда с целью реализации какого-либо кон-кретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позво-ляло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.

Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу новой финансовой культуры (к моменту прихода большевиков к власти сумма взятых займов составляла примерно 15 млрд. руб. по золотому курсу на на-чало 1917 г.). Этот “революционный” способ решения финансовых трудностей в дальнейшем оказал громадное отрицательное влияние на экономическое развитие страны. Так началась новая кредитная история России, которая продолжалась до 1992 г., когда был легали-зован (т.е. узаконен, официально признан) внутренний государст-венный долг путем принятия целого комплекса решений правитель-ства и указов президента по конверсии и обслуживанию долга перед населением и другими инвесторами.

В период советской власти государственный кредит продолжал функционировать в нашей стране в различных формах, поскольку он по-прежнему оставался важным источником пополнения бюджета, финансирования государственных расходов, покрытия бюджетного дефицита. Формы, инструменты, механизмы реализации государст-венного кредита претерпевали существенные изменения. В 20-е гг. еще существовали нормальные кредитные отношения и были некото-рые элементы государственного долга. После установления в начале 30-х гг. режима централизованного планирования, когда все стало государственным, кредит в общепринятом понимании этого термина исчез, остались только денежные расчеты, проводимые через един-ственный на всю страну банк. Но доходы населения оказались отно-сительно независимыми от указаний государства. Вот эти-то доходы и стали объектами государственного кредита. Были введены прину-дительные ежегодные займы у населения в размере не менее месяч-ного фонда оплаты труда. Эти займы выпускались с 1925 до 1956 г. включительно. Затем они были прекращены. Погашение накоплен-ной задолженности было отложено на 20 лет, выплата процентов по задолженности не предусматривалась. Так возник внутренний госу-дарственный долг.

Каким-то подобием государственного долга могла считаться ог-ромная задолженность по кредитам Госбанка, прежде всего аграрно-го сектора, т.е. колхозов и совхозов. Но теоретически она не образо-вывала государственного долга, так как с обеих сторон этого долго-вого отношения выступало государство: оно было и кредитором в лице государственного банка, и заемщиком в лице государственных предприятий, колхозов. Нарастание этой задолженности началось с начала 70-х гг. и продолжалось до начала «перестройки» (середина 80-х гг.).

Падение производства, начавшееся в 1990 г., не было остановле-но с переходом к реформам. Сокращение объема реальных доходов в стране и рост дефицита бюджета вынудили государство обратиться к заемным ресурсам для обеспечения текущих

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»