Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Деньгии кредит /

Государственный долг

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


текущих расходов бюджета. Это произошло в форме организации рынка государственных ценных бу-маг в 1993-1994 гг. До этого практиковалась прямое кредитование дефицита бюджета Центральным банком России. Замену банковского кредитования выпуском ценных бумаг, несомненно, следует рас-сматривать как успех государственной финансовой политики в 1994-1995 гг. Но в дальнейшем развитие рынка государственных ценных бумаг вышло из-под контроля.

II. Современная ситуация на рынке государственного долга

Определение. Общая сумма обязательств государства по выпу-щенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям, представляет собой государственный долг.

В зависимости от рынка размещения, валюты и других характе-ристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международ-ных финансовых организаций; государственные займы, деноминиро-ванные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рын-ках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; госу-дарственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Внутренний госу-дарственный долг регулируется законом “О государственном долге Российской Федерации”

Рынок внутреннего долга Российской Федерации.

На сегодняшний день существуют 3 основные формы покрытия государственного долга:

1) Добровольный, рыночный кредит — размещение ценных бу-маг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные кратко-срочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ);

2) Вынужденный квазирыночный кредит — рыночное оформле-ние фактического государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обя-зательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин за-долженность предприятий по банковским кредитам, предоставлен-ным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях под-держки собственно рынка;

3) Дружеский (административный) кредит ЦБ Минфину.

На начало 1996 года внутренний государственный долг (ГД) со-ставлял приблизительно 180 трлн. руб., к концу же 2003 г. объем государственного внутреннего долга прогнозируется в размере – 815,1 млрд. рублей.

Оценка емкости рынка государственных долговых обязательств

Официальные подходы и оценки емкости рынка государствен-ных долговых обязательств, если таковые существуют, не опублико-ваны ни в каких источниках.

Поэтому, при оценке емкости рынка возможны два принципи-альных подхода. Первый направлен на получение абсолютных, вто-рой — относительных (индикативных) оценок емкости рынка.

Абсолютные оценки могут быть получены на базе анализа со-стояния и динамики следующих экономических параметров:

2. Доходов субъектов экономики, в итоге агрегируемых в ВВП;

3. Ликвидности субъектов экономики, получающей обобщенное выражение в денежных агрегатах, или, как вариант, в ресурсах кредитной системы.

Относительные оценки, призванные дать представление об ис-пользованных и резервных возможностях рынка, могут базироваться на состоянии следующих показателей:

2. Величины и динамики относительной доходности ры-ночных инструментов государственного долга. Базо-выми для исчисления показателей относительной до-ходности инструментов ГД должны выступать уро-вень рационально ожидаемой инфляции, а также уро-вень ставок по кредитным и депозитным операциям со сроком, аналогичным периоду обращения инструмен-тов ГД;

3. Динамики коэффициента прироста государственного долга к приросту объема заимствований: КПД= (К-В)/К, где КПД — коэффициент прироста долга; К — объем заимствований, брутто; В — объем средств, возвращенных кредиторам (таким образом, разница К-В представляет собой объем нетто-заимствований);

4. Динамики портфеля Банка России в общем объеме ГД.

Относительные показатели непосредственно не дают возможно-сти оценить емкостные (спросовые) параметры рынка, однако они служат хорошими индикаторами для установления фактов выхода рынка на или за границы нормальных спросовых возможностей и, таким образом, весьма существенно помогают определить базовые параметры абсолютных оценок. Особенно это касается начальной фазы развития рынка, когда индикативные показатели играют, воз-можно, решающую роль для формирования исходной базы критериев абсолютных оценок.

Экономическим итогом функционирования рыночной системы ГД выступает общее существенное сужение инвестиционных воз-можностей экономики.

Рынок внешнего долга Российской Федерации

Лет десять тому назад вряд ли кто-нибудь мог предположить, что Россия окажется в весьма неприглядном положении ненадежного должника, вынужденного просить отсрочки по непосильным для нее долговым платежам, и что проблема управления внешним долгом станет постоянной заботой ее экономических и финансовых органов. С одной стороны, подтвердились опасения ненадежной платежеспо-собности наших должников их развивающихся стран и стран СЭВа, а с другой — по ряду причин оказалось невозможным избежать быст-рого нарастания валютной задолженности западным кредиторам. Связано это было в основном с дефицитностью платежного баланса и государственного бюджета, ухудшением ценовых условий внешней торговли, общим сокращением товарного экспорта и поставок воен-ной техники.

После распада СССР в конце 1991г. России в срочном порядке пришлось взять на себя долговые обязательства перед иностранными кредиторами. В итоге внешний долг увеличился с 22,5 млрд. долл. в 1985 г. до 119 млрд. долл. в 1994 г. и в 1995 г. — 130 млрд. долл. По состоянию на конец 1998 г. объем внешнего государственного долга России равнялся 150,8 млрд. долл., или около 55% ВВП в долларо-вом исчислении. На конец 2003 г. общий объем государственного внешнего долга РФ с учетом предельного размера гарантий прогно-зируется на уровне 123,4 млрд. руб. (39,6% ВВП). На лицо видна, в последние годы, положительная динамика обслуживания внешнего долга.

Приняв на себя все внешние долги, Россия по условиям “нулево-го варианта” стала одновременно правопреемником и по всем зару-бежным финансовым активам СССР. Вроде бы общие размеры этих активов превышают сумму контрактных обязательств по получен-ным иностранным кредитам, однако реальная ситуация сейчас скла-дывается таким образом, что с позиций текущего платежного балан-са России весьма незначительные поступления от указанных финан-совых активов далеко не равнозначны крупным платежам по обслу-живанию внешней задолженности. И дело здесь отнюдь не в расхож-дении графиков соответствующих поступлений и платежей.

Общая задолженность третьих стран по государственным креди-там бывшего СССР оценивается ориентировочно в 140 млрд. долл. При этом следует учитывать, что подавляющая часть кредитов вы-ражена в прежних инвалютных рублях, и их пересчет в современные доллары связан с немалыми сложностями и противоречиями. Поэто-му иногда предлагается считать, что нам должны по этим кредитам примерно 100 млрд. инвалютных рублей и 7 млрд. долл. По некото-рым оценкам, более половины долгов можно отнести к безнадежным. По различным оценкам, Россия может получить от своих должников лишь от 15 до 20 млрд. долл., да и то в течение 20-25 лет. Как видно, взятые на себя Россией союзные долги намного весомей противо-стоящих им финансовых активов. Если принять ориентировочно эту разницу на уровне 50 млрд. долл., то при реальной доле России в кредитных обязательствах СССР около 60% убыток от нулевого ва-рианта определяется в 20 млрд. долл. (40% от 50 млрд. долл.). Ре-альная цифра может оказаться еще более весомой.

Кредиторы государства объединены в Парижский клуб, в кото-ром все вопросы решаются исходя из политической точки зрения, в отличие от чисто коммерческого подхода участников Лондонского клуба, куда входят в основном зарубежные банки-кредиторы.

До 1991г. Внешэкономбанк считался первоклассным заемщиком, ему давали кредиты крупные банки Японии, США, Швейцарии и, особенно, Германии. В итоге они оказались обладателями крупных просроченных задолженностей на миллионы долларов. Естественно, что многие из них захотели продать эти долги. Другие же, рассчиты-вая на погашение в ближайшем будущем этих задолженностей, при-обретали их. Возникновению рынка способствовало обезличивание долгов, т.е. вне зависимости от срока погашения и процентной став-ки они стали представлять собой единый инструмент.

Некоторые банки стремились избавиться от этих кредитных со-глашений, другие их покупали с большим дисконтом от номинальной стоимости, по которой выдавался этот кредит. Солидный объем внешнего долга и достаточно большое количество банков, желающих купить и продать долговые обязательства, обусловили высокую лик-видность инструмента внешних долгов.

За четыре года функционирования рынка внешнего долга России выработан механизм торговли.

Заключенная дилерами сделка оформляется соглашением между покупателем и продавцом. Затем происходит переоформление долга Внешэкономбанка с одного кредитора на другого. ВЭБ ведет реестр кредиторов и дает согласие на подобную перезапись. И хотя случаев отказа в таком переоформлении зафиксировано не было, сам процесс занимает длительное

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»