владельцам прав на пользова¬ние чеками: специальные банковские автоматы позволяют иметь круглосуточный доступ к депозитным средствам, что повысило лик¬видность сберегательных вкладов;
o срочные вклады - вклады, приносящие процент вклады в депозит¬ных институтах, средства из которых могут быть изъяты без штрафа только по истечении установленного в договоре периода;
o однодневные соглашения об обратном выкупе - краткосрочные лик¬видные активы, представляющие собой договоры о согласии фирмы или другого лица купить у финансового учреждения пенные бумаги, с тем, чтобы перепродать их обратно на следующий день по заранее оговоренной цене. Разность цены пропажи и перепродажи эквива¬лентна процентным выплатам за использование денежных средств.
o однодневные займы в евродолларах краткосрочные ликвидные активы, аналогичные соглашениям об обратном выкупе (RP), служа¬щие для операций с долларовыми фондами, находящимися на ба¬лансах депозитных институтов вне США. Используются широко в международном бизнесе.
В совокупности с наличными деньгами и трансакционными депозитами эти активы представляют собой параметр М2. По объему в США М2>М1 в 4 раза.
Существуют и другие, менее ликвидные, активы:
Параметр М3 - денежный агрегат, включающий в себя М2, а также депозитные сертификаты, крупные (более 100 тыс. долл.) срочные согла¬шения об образном выкупе и срочные (более 24 часов) евродолларовые депозиты резидентов США в зарубежных филиалах американских банков, акции взаимных фондов денежного рынка. Список всех ликвидных активов этим не ограничивается. Параметр L - самый широкий из всех используемых на сегодняшний день денежных агрегатов, включающий в себя М3, а также банковские акцепты, коммерческие бумаги, казначейские векселя и сберегательные облигации США.
В Украине публикуется 4 показателя денежной массы, в России столько же, в Англии публикуется 5, в Италии-4, в Швейцарии и Германии-3, Во Франции-10 и т.д. С учетом национальных особенностей денежно-кредитных систем они различны по своему составу, однако отчетливая тенденция к универсализации финансовых рынков и инструментов в последнее десятилетие привела к тому, что денежные агрегаты постепенно начинают сближаться. К тому же принцип, который кладется в основу разграничения денежных агрегатов в официальной статистике всех стран, в наиболее общем виде можно сформулировать как "принцип ликвидности". И Международный валютный фонд рассчитывает общин для всех стран показатель М1 (наличные деньги и все виды чековых вкладов) и более широкий показатель "квази-денег", куда включаются срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке.
В России с 1992г. предусмотрены следующие денежные агрегаты:
М0 - наличные деньги;
М1-М0+ расчетные, текущие и прочие счета и вклады в коммерческом банке + депозиты до востребования в сбербанке;
М2-М1+срочные вклады в сбербанке;
М3-М2+депозитные сертификаты и облигации государственных займов;
На Украине компоненты денежной массы следующие:
М0 - наличность и деньги вне банков. За один год посте денежке реформы 2- 16 сентября 1996г. наличная денежная масса выросла с 8 млрд. грн. до 11,5млрд.грн. с учетом индекса инфляции;
М1-М0+ средства до востребования на расчетных и текущих счетах национальной и иностранной валюте:
М2-М1+ срочные депозиты и другие средства в национальной и иностранной валюте;
МЗ-М2+ ценные бумаги.
Оптимальные размер денежной массы во многом определяются интенсивностью использования денег в платежном обороте или скоростью обращения денег. В промышленно развитых стропах в основном исчисляются два показателя скорости оборота денег - показатели интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и платежа: 1)показатель скорости обращения в кругообороте доходов и продуктов – это отношение реального валового национального продукта (национального дохода) к денежной массе, а именно к средним размерам М1 или М2. Этот показатель раскрывает взаимосвязь между денежным обращением и процессами экономического развития; 2) показатель оборачиваемости денег в платежном обороте - отношение суммы переведенных средств по банковским текущим счетам к средней величине денежной массы.
При сравнении показателей скорости обращения денег по странам можно заметить довольно существенные расхождения: так, в Японии, Франции, Италии денежная единица за год оборачивается в процессе про¬изводства и обращения конечного продукта в среднем от 2 до 4 раз, тогда как в США, Германии, Великобритании - 5-6 раз.
Эти расхождения отражают не только различия в классификации рас¬сматриваемых денежных агрегатов, но и неодинаковые формы хранения сбережении и методы „управления наличностью” и определяются действи¬ем ряда факторов:
1). общеэкономических (степенью развития экономики, темпами эко¬номического роста, движением цен);
2). чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кре¬дитных операций, взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке).
Банкноты, монеты и средства депозитных учреждении США на ре¬зервных счетах в центральном банке образуют денежную базу или деньги повышенной мощности. Причем прирост монетарной базы на 1 доллар влечет за собой мультиплицирующее увеличение денежной массы М1 на 2,4 доллара. Регулирование суммы денег повышенной мощности позволяет воздействовать не на один компонент денежной массы, а в целом на мас¬штабы денежного обращения.
III. Контроль за денежной массой.
Изменение количества денег, циркулирующих в экономической сис¬теме, может оказывать существенное воздействие на реальный выпуск продукта, уровень цен, занятость и другие экономические переменные. Существование определенного соответствия между долгосрочной динами¬кой денежной массы и движением уровня цен было замечено еще в давние времена. Оно и легло в основу количественной теории денег, которая су¬щественно модифицировалась в XX в. благодаря исследованиям монетаристов. В центре внимания – механизм воздействия денежной массы на цены, структура самой денежной массы, ее агрегаты. Для экономической ста¬бильности очень важен контроль за количеством денег, а экономисты, аналитики и политики должны обладать адекватными возможностями для из¬менения денежной массы. К инструментам государственного регулирования денежного обращения относятся: проведение эффективной денежно-кредитной политики; управление государственным долгом; реализация налоговой политики; формирование финансового рынка; контроль за де¬нежной массой в ходе проведения монетарной политики.
Для осуществления эффективного контроля за состоянием денежной массы необходимо:
~ полностью отказаться от разграничения принципов и сфер обращения наличных денег и безналичных денежных средств;
~ строго соблюдать монополию центрального банка на осуществление эмиссии денег, выпуска в обращение денежных знаков во всех формах; что ведет к увеличению денежной массы;
~ регулировать единый денежный оборот на следующих принципах:
~ прогнозирование потребности в денежных средствах на макро уровне, в отдельных отраслях и регионах;
~ разработка системы и внедрение контрольных цифр и нормативов (минимальные и максимальные границы прироста денежной массы и объема кредитования; лимиты наличности и резервов в банках);
~ разработка и использование экономико-математического аппарата и функций спроса и предложения денег.
~ внедрение в практику учета, анализа и регулирования денежного обращения системы коэффициентов мультипликации денежные средств. Эти коэффициенты отражают степень трансформации на личных и безналичных средств.
~ разработка показателей совокупной денежной массы, расчет соответствующих агрегатов и проведение мероприятий денежно-кредитной политики.
В настоящее время в связи с тем, что денежная политика тесно связана с кредитной, осуществляется государственное денежно-кредитное регулирование экономики. С 70-х годов во многих странах было введено таргетирование - установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки. С 1975 г, в США Федеральная резервная система отчитывается перед Конгрессом о планируемых темпах роста или сокращения в обращении денежной массы; регулярно публикует целевые ориентиры на 12 месяцев, темпы прироста денежных средств.
IV. Инструменты регулирования денежной массы.
В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
1. Операции на открытом рынке, являющиеся самым основным инструментом в мировой практике, и влияющие на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов (купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Если ЦБ продает ценные бумаги на открытом рынке, а комбанки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк представляет им дополнительные ресурсы.
2. Девизные операции, то есть покупка и продажа Центральным банком иностранной валюты для поддержания курса национальной валюты и предотвращения его резких
|
|