Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Деньгии кредит /

Роль Центрального банка в рыносной экономике

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ИНСТИТУТ КОММЕРЦИИ И ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: Деньги, кредит, банки

На тему: Роль Центрального Банка в рыночной экономике

Выполнила: студентка IV курса Власова Е.В.

Специальность: менеджмент

Руководитель: проф. Корчагин В.В.

Москва 2004 г.

Введение……………………………………………………………………...3

Общая характеристика Центрального Банка………………………………5

Роль Центрального банка в рыночной экономике………………………..10

Центральный Банк РФ…………………………………………………..…12

Заключение…………………………………………………………...……..20

Список литературы………………………………………………………....21

Введение.

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц. По существу, банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страны.

Банки прочно вошли в нашу жизнь. Они обеспечивают жизнедеятель¬ность экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Однако это не повод забывать об их проблемах и потребностях, которые нужно решать и обеспечивать. Только таким путем можно создать благоприятные условия для развития и деятельности банковской системы - необходимого компонента для эффективной деятельности рыночных механизмов.

Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно – кредитной политики. В свою очередь, денежно – кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики. Центральные банки имеют достаточно широкие и разнообразные полномочия в областях:

- регулирования и контроля за деятельностью банков на рынке ценных бумаг;

- валютного контроля;

- информатизации банковской деятельности;

- экономического анализа и статистики;

- обеспечения безопасности и защиты информации и др.

В данной работе будут рассмотрены задачи и функции центрального банка, а также раскрыта основная тема о роли центрального банка в рыночной экономике.

Общая характеристика Центрального Банка.

В эпоху стихийного развития рынка и обращения настоящих (золотых и серебряных) денег банки выступали преимущественно в роли простых посредников в осуществлении торговых операций. Но и тогда какой-нибудь банк выделялся из общего числа как наиболее крупный или обслуживающий нужды властей. В течение многих веков подобную роль выполняли известные, обладающие значительным состоянием и внушавшие доверие конкретные банкиры (банкирские дома). Но в целом в тех исторических условиях (чисто стихийное развитие плюс то, что государство стояло в стороне от экономики) банки отличались друг от друга размерами, а не специализацией. Даже близость к правительству не делала какой-либо банк центральным в современном понимании.

Идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых капиталистически - рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность.

Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального означало начало формирования в соответствующей стране двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк.

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находившейся в центре системы. Затем такие банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали их. В большинстве случаев капитал центрального банка полностью принадлежит государству, но, как показывает опыт некоторых стран, у него могут быть и другие акционеры - коммерческие банки и иные финансовые институты.

Выделившись из числа коммерческих банков значительными размерами капитала и большими объемами проводимых операций, центральные банки утратили свои позиции, уступив лидерство в этой сфере коммерческим банкам. Их функции и методы воздействия на финансовую систему модифицировались, а степень влияния на состояние денежно – кредитной системы страны неизмеримо возросла. При этом степень влияния центрального банка на формирование денежно – кредитной системы в различных странах неодинакова и зависит от степеней свободы, какими обладает центральный банк и его руководство.

Центральный банк – главный государственный банк страны, наделенный особыми функциями, в особенности правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Центральный банк является «банком банков», органом, помогающим государству, правительству налаживать денежное обращение, управлять бюджетом.

Центральный банк часто выступает в качестве «фирменного банка» государства: ведет счета государства, предоставляет ему кредиты в рамках, предписанных законом, продает на счет государства государственные займы и облигации, занимается поддержанием их курса и т.д.

Правда, государство, как правило, вольно брать ссуды в коммерческих банках, а также за рубежом, так что центральный банк не обладает в отношении этого монопольным положением.

Чаще всего центральный банк подотчетен непосредственно законодательному органу власти страны или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий центральным банком не входит в правительство, и его назначение на должность не совпадает по срокам с формированием нового кабинета министров.

Как правило, во главе центрального банка стоит директорат со штатными и (или) нештатными его членами, которые назначаются соответствующим правительством (президентом государства) на определенный период времени. Председателем директората является губернатор (президент центрального банка), который в большинстве случаев функционирует только как первый среди равных и в такой мере интегрирован в коллегиальное принятие решений.

Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.

Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:

• участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;

• процедура назначения (выбора) руководства банка;

• степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;

• права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;

• правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.

Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.

В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления.

Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банка; с другой - его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.

От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего зависит политическая независимость центрального банка.

Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»