Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Деньгии кредит /

Центральные банки, их сущность и функции

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра «Финансы и Кредит»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Деньги, Кредит, Банки»

Центральные банки,

их сущность и функции

Выполнил студент

3 курса ФЭФ 4 группа ФиКр

Одиноков А.В.

Научный руководитель:

Хвостенко О.А.

Самара 1999

План

Введение

3

1. Сущность и функции центральных банков

4

1.1. Сущность центральных банков 4

1.2. Независимость центральных банков от исполнительной власти 5

1.3. Функции центральных банков

7

2. Денежно-кредитная политика центрального банка

11

2.1. Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования 11

2.2. Регулирование официальной учетной ставки 12

2.3. Минимальные резервные требования 14

2.4. Операции на открытом рынке 17

2.5. Меры административного воздействия

19

Заключение

22

Список литературы 26

Введение

Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие раз-вития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль цен-трального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуще-ствляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляю-щих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку. В связи с этим большой интерес вызывают различные аспекты дея-тельности центральных банков, являющихся основными проводниками официальной денежно-кредитной политики. Изучение их опыта придает особую актуальность вопро-сам, рассматриваемым в данном учебном пособии, в котором на основе обобщения за-рубежного опыта анализируются статус и формы организации центральных банков, их важнейшие функции.

В первой главе дан подробный анализ правового статуса и форм организации цен-тральных банков, прослежена взаимосвязь между их независимостью от органов госу-дарственной власти и темпами инфляции, что весьма важно для решения главной зада-чи центрального банка каждой страны - обеспечения стабильности цен; приведена классификация выполняемых центральными банками функций; подробно проанализи-рованы все основные функции центрального банка.

Центральное место в курсовой занимает вторая глава, в которой рассмотрены важ-нейшая функция центрального банка - разработка и реализация денежно-кредитной по-литики, а также основные рыночные инструменты денежно-кредитного регулирования: изменение официальной учетной ставки, применение минимальных резервных требо-ваний, операции на открытом рынке, а также некоторые методы административного воздействия.

Сущность и функции центральных банков

Центральные банки в их современном виде существуют сравнительно недавно. На ранних стадиях развития капитализма четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало. Коммерческие банки актив-но прибегали к выпуску банкнот для накопления капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках. Итогом этого процесса явилось закрепление за одним банком монопольного права на выпуск банкнот. Вначале такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным, что соответствовало его главенст-вующему положению в кредитной системе.

Первый центральный банк - шведский «Риксбанк» -был создан в 1668 г, на рубеже перехода от феодализма к капитализму; в 1694 г. был учрежден Банк Англии, Однако они не обладали исключительным правом на эмиссию денежных знаков и их функции отличались от функций современных центральных банков - например, Банк Англии поначалу должен был финансировать торговлю и промышленность, а Банк Нидерлан-дов - внутреннюю и внешнюю торговлю. Центральные банки в их современном виде возникли в XIX в. В настоящее время практически во всех странах мира имеются цен-тральные банки, однако между ними есть существенные различия, обусловленные осо-бенностями политического и финансово-экономического развития стран базирования.

1.1. Сущность центральных банков

Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого - обособленность имущества банка от имущества го-сударства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.

Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной дея-тельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом, ре-гулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно-правовой статус, функции, процедура на-значения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и нацио-нальной банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.

Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми властными полно-мочиями в сфере регулирования кредитной системы.

Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидер-ланды и Испания). Если государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения (Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.

Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами государствен-ной власти существенно различаются в разных странах. Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей:

• центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики;

• центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятель-ность в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны прави-тельственных органов.

Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. В большинст-ве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой используются прин-ципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при определенной степени его независимости.

В законодательстве лишь 5 стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и Гол-ландии - предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерст-ву финансов.

В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых стра-нах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило, консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей и банкиров и находит отраже-ние в подписании представителями министерства финансов и центрального банка со-вместных заявлений.

При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства. В странах, в которых центральные банки непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики.

Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков пе-ред парламентами. Так, федеральная резервная система США (ФРС) представляет Кон-грессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих стран ежегодно.

1.2 Независимость центральных банков от исполнительной власти.

Выполнение юридически возложенной на центральный банк главной цели его дея-тельности - обеспечение стабильности цен - предполагает наличие определенной сте-пени его независимости от исполнительной власти. Причем независимость центрально-го банка от правительства подразумевает две ее формы: политическую и экономиче-скую.

• Политическая независимость - это автономия (самостоятельность) центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы;

• Экономическая независимость - самостоятельность центрального банка в выборе инструментов денежно-кредитной политики.

Условиями политической независимости центрального банка являются определе-ние порядка назначения членов его руководящего органа или управляющего (президен-та), одобрение принятого

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»