Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Естествознание /

Донаучный этап развития естествознания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 



Скачать реферат


действующими на сознание были изменения не в формах деятельнос-

ти, а в системе социальных связей и отношений, функционирование

которых обеспечивается именно ценностной сферой сознания.

2. 1.4. Возникновение письменности

Грандиозным по своей исторической значимости и последствиям

событием было возникновение письменности. Письменность по

сравнению с речью — принципиально новое средство общения, по-

зволяющее закреплять, хранить и передавать речевую информацию

с помощью начертательных знаков. Письменные знаки — это матери-

альные предметы-посредники в общении людей между собой.

В отличие от непосредственного речевого общения письмен-

ность способна преодолевать пространственные и временные грани-

цы общения людей, выходить за пределы непосредственного взаимо-

действия субъектов, развертывать содержание общения в простран-

стве и во времени.

С возникновением письменности процесс общения как бы приоб-

ретает два новых «измерения» — историческое и географическое.

Один безвестный египетский писец свыше четырех тысяч лет назад,

размышляя о значении письма, записал на папирусе: «Человек исче-

зает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с поверх-

ности земли, но писания заставляют вспомнить его устами тех, кто

передает это в уста других. Книга нужнее построенного дома, лучше

роскошного дворца, лучше памятника в храме».

В истории письменности (и особенно ее конкретных видов) еще

немало тайн, загадок, нерасшифрованных страниц. Не все детали

этого процесса в полной мере прояснены наукой. Это и не удивитель-

но: ведь процесс становления письменности длился тысячелетия (на-

чиная, возможно, с верхнего палеолита). И тем не менее основные

этапы этого процесса уже достаточно обстоятельно выявлены, изуче-

ны и сейчас мало у кого вызывают сомнения.

Принято считать, что первые, зачаточные формы неречевых (до-

письменных) средств передачи информации связаны с так называе-

мым предметным письмом. предметное письмо — это совокупность npeд-

метов, вещей, которые искусственно создавались (или сочетались из npupoд-

ных вещей) одним человеком (или группой) для передачи какой-либо информа-

ции другому человеку (группе). В качестве таких знаковых предметов

служили воткнутые у тропы ветки, зарубки на дереве, узоры из кам-

ней, информирующие идущих следом соплеменников о направлении

движения, дым от костра как знак опасности, пучок стрел как символ

объявления войны и др. Вполне вероятно, что такое предметное

письмо широко применялось уже в эпоху верхнего палеолита. С по-

мощью предметного письма,' а также магических ритуалов и симво-

лов человечество в течение длительного времени осваивало знако-

вую функцию вещей — способность определенной вещи указывать на

нечто другое, принципиально отличное от самой этой вещи, — на

другие вещи, явления, процессы.

Но предметное письмо носит абстрактный характер и, как пра-

вило, требует предварительной договоренности для своего адекват-

ного понимания. Если ее нет, то информация может быть понята

неверно. Ярким примером здесь может служить рассказ древнегре-

ческого историка Геродота о том послании, которое скифы напра-

вили вторгнувшемуся в их страну древнеперсидскому царю Дарию.

Они составили предметное письмо из птицы, мыши, лягушки и

пяти стрел. Дарий извлек из этого послания смысл, противополож-

ный тому, который вкладывали скифы'. И следствием стала гибель

персидского войска:

Следующий шаг в становлении письменности состоял в переходе

к использованию изобразительных средств закрепления информа-

ции. Первые изобразительные средства представлены рисуночным

письмом — пиктографией.

Пиктография — это фиксация и передача информации с помощью рисун-

ков. Пиктографическое письмо появилось еще в период расцвета

первобытного общества в верхнем палеолите. С помощью. последова-

тельного размещения ряда рисунков, изображающих отдельные кон-

кретные предметы, передается определенная информация о хозяй-

ственных, общественных, военных и других ситуациях. Пиктографи-

ческое письмо имело множество несомненных достоинств, которые

определили возможности его развития в более высокие формы пись-

менности, вплоть до фонетической. К числу этих достоинств следует

отнести:

• возможность вводить новые промежуточные звенья повество-

вательности;

• достаточно высокий уровень абстрагирования, выделения

главного, существенного

• отсутствие необходимости в реалистичности изображения, в

таком письме заложены значительные возможности схемати-

зации и перерастания в условные изображения.

Основные направления исторического развития пиктографии

следующие: выработка единого способа начертания рисунка, понят-

ного для всех (или большинства) представителей данного племени

(рода, общины); закрепление за каждым рисунком более или менее

определенного значения, смысла (иначе говоря, тенденция к обще-

значимости и 'однозначности, хотя, конечно, до полной однознач-

ности было еще далеко); обогащение набора пиктографических ри-

сунков такими знаками, которые позволяют конкретизировать текст

пиктограммы, особенно в том, что касается счета, собственности,

имен и др.

В связи с частой необходимостью передачи имен появился каче-

ственно новый и перспективный прием — изображение имен людей

некоторыми предметами, сходными по звучанию, но имеющими, ра-

зумеется, совсем иную природу. Так постепенно зарождаются зачат-

ки фонетического письма.

В течение нескольких тысячелетий пиктографическое письмо по-

степенно перерастало в идеографическое письмо, где рисунки заменяют-

ся определенными знаками. Идеографическое письмо развивалось в

направлении от изображения определенных представлений (обра-

зов, понятий) независимо от их звучания в устной речи — к иерогли-

фам. Иероглифы одновременно указывали и образы (представления,

понятия), и те звуки, из которых состоят слова, обозначающие дан-

ные образы (представления, понятия). На рубеже IV — Ш тыс. до н.э.

иероглифическое письмо уже широко применялось в Месопотамии,

а в 2400 г. до н.э. оно превратилось в упорядоченное словесно-слого-

вое письмо клинописного типа. Клинописное письмо было достаточ-

но сложной системой, состоящей из нескольких сотен и даже тысяч

специальных знаков. Его усвоение требовало значительной специа-

лизации и профессионализации. В древневавилонском обществе

сформировался целый социальный слой — слой писцов. В течение

III тыс. до н.э. складывается и египетская иероглифика.

Высшей формой письменности, сложившейся во II тыс. до н.э.,

было фонетическое письмо, буквенное, в котором знаки обозначают не пред-

меты, а слоги, звуки и графически передаются отдельные звуковые обозначе-

ния. Первое алфавитное письмо изобрели финикийцы. Финикий-

ское письмо было положено в основу древнегреческого, а также ара-

мейского письма, из которого позднее возникли индийская, персид-

ская, арабская системы письменности.

Благодаря возможности хранения, накопления и передачи зна-

ний письменность оказалась важнейшим стимулом для ускорения

развития духовной культуры, явилась важнейшей предпосылкой ста-

новления науки.

2.1.5. Культурное пространство древневосточных цивилизаций

Первые цивилизации Древнего Востока начали складываться в Дву-

речье и в долине Нила в IV тыс. до н.э. Экономической основой этих

цивилизаций являлось ирригационное земледелие, которое хотя и

требовало колоссальных трудовых затрат, кооперации и особой ор-

ганизации работ, но зато позволяло собирать даже не один, а несколь-

ко богатых урожаев в год. Получение значительного избыточного

продукта стало экономической предпосылкой быстрого развития со-

циальных отношений, классообразования, общественного разделе-

ния труда, возникновения специализированных ремесел (гончарно-

го, ткацкого,кораблестроительного, металлургического, камнерез-

ного и др.), обособления собственности, генезиса соседско-террито-

риальных общин, образования господствующего класса, государст-

венного аппарата, храмового персонала.

В ранних (как правило, относительно небольших по территории

и населению) государственных образованиях постепенно формиро-

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»