←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
валось два сектора экономики. Первый — это децентрализованный
общинный сектор, представленный большим количеством владев-
ших землей, самоуправляющихся соседско-территориальных общин,
свободные и полноправные члены которых вели усилиями патриар-
хальной семьи земледельческо-скотоводческое натуральное хозяйст-
во. Второй сектор — централизованные государственные (царско-
храмовые) хозяйства (как правило, крупные), широко использовав-
шие труд зависимых и полузависимых крестьян-общинников, а также
рабов.
На таком экономическом базисе сложилась и соответствующая
социально-классовая структура, представленная тремя основными
классами. Высший класс — это класс людей, которые непосредствен-
но не занимались производительным трудом, но либо сами владели
средствами производства, либо распоряжались государственной и
храмовой собственностью от имени царя или касты жрецов. Благода-
ря деятельности части представителей этого класса складывается
особая система духовного производства, (относительно) независи-
мая от материального производства. Именно в этой системе духовно-
го производства зарождается протонаучная деятельность.
Второй, средний класс — это класс свободных крестьян-общинни-
ков и городских (или сельских) ремесленников, непосредственно
владевших средствами производства и занятых производительным
трудом.
И наконец, третий, низший класс — зависимые, не обладавшие
собственностью работники, которые подвергались внеэкономичес-
кой эксплуатации. В качестве таких работников выступали лишив-
шиеся собственности и попавшие в зависимость крестьяне, а также
рабы.
Новым историческим явлением становится город. Урбаниза-
ция — неотъемлемая черта цивилизации. Город возник как геогра-
фическое место экономического, политического, военного и куль-
турного притяжения. В городе осуществлялся обмен продуктами
ремесла и земледелия между двумя секторами экономики; в городе
находились органы власти, государственный аппарат; город — это
место нахождения храма главного местного божества, государствен-
ных и храмовых школ; крупные города обносились защитной сте-
ной, в центре города располагалась цитадель, крепость. Немало-
важно, что город нес с собой обычно и высокий уровень бытовой
культуры, был средоточием развлечений, земных радостей и быто-
вого комфорта.
Уже во II — I тыс. до н.э. в крупных городах Месопотамии население
исчислялось не десятками, а сотнями тысяч человек! Так, в 1 тыс. до
н.э. в Ниневии жило свыше 250 тыс. жителей, в Вавилоне — до
100 тыс. горожан. О масштабах градостроительства можно судить по
следующим археологическим данным: еще в VII тыс. до н.э. оборони-
тельная система Иерихона состояла из рва (ширина 8,5 м и глубина
2,1 м), каменной стены (толщина 1,6 м и высота около 4 м) и круглой
каменной башни, сохранившейся до наших дней высотой свыше
8 м (!).
Древневосточный город — это, как правило, открытое «социаль-
ное пространство», в котором есть место людям разных националь-
ностей, этносов, где смешиваются разные культуры, традиции, где
преодолевается консерватизм, традиционность психологии сельско-
го общинника, где быстро развиваются и изменяются ценности, где
требуется высокий уровень критицизма, самоанализа, интеллекта.
Вместе с тем особенности «культурного пространства» ранних
древневосточных цивилизаций обусловлены наличием еще значи-
тельных следов мифологического сознания, для которого характер-
на образность, слабое развитие абстрактных понятий, категорий,
слабое различение закономерного и необходимого, причинно-след-
ственных связей, доминирование ассоциативного мышления по ана-
логии, ориентация на традиционность, а не на новации, антропомор-
физм. Очень медленно шел в сознании процесс различения природ-
ного и человеческого, преодоления слитности человека с природой.
Об этом свидетельствует отсутствие пейзажа в изобразительном ис-
кусстве Древнего Ближнего Востока Ш тыс. до н.э., словесных описа-
ний природы в ранней художественной литературе. Здесь еще мир
вещей не отрывался от мира людей; вещи наделялись качествами
людей, а человек — качествами вещей, которые ему принадлежат.
Только во II тыс. до н'.э. в древнеегипетской живописи появляется,
пейзаж, что свидетельствует о постепенном различении в сознании
людей природного и человеческого.
Пространственным представлениям и категориям (исторически
сложившимся раньше временных) присущи качественная определен-
ность, слитность с оценочными представлениями. Есть пространст-
во «хорошее» и «плохое», пространство «доброе» и «злое», простран-
ство сакральное и профанное; пространство своей страны «лучше»
пространства «чужой» страны. Такими же качественно неоднород-
ными являлись и представления о времени: есть время «хорошее»
(дневное) и время «плохое» (ночное), различные дни, недели и меся-
цы года имели определенные предназначения, были «благоприятны-
ми» или «неблагоприятными» для разных дел.
Человек древневосточных цивилизаций жил в мире, в котором
самым теснейшим образом переплетались земное и божественное,
мир людей и мир богов. По мнению людей того времени, множество
богов постоянно вмешивается в повседневную жизнь людей и чело-
век находится в их полной власти. Поэтому божественными знаме-
ниями интересовались, их боялись, пытались избежать. Единствен-
ное, что может сделать человек — научиться предвидеть божествен- '
ные воздействия на него и защищаться от таких воздействий с помо-
щью своих личных, семейных богов-защитников («личный бог») и
сверхъестественных сил. Этим объясняется важное значение, прида-
вавшееся прорицателям, гадателям, астрологам, которые этой свое-
образной деятельностью попутно накапливали и определенный
опыт объективного познания мира.
Основная тенденция развития духовной культуры древневосточ-
ных цивилизаций — возрастание индивидуализации сознания, нарас-
тание антропоцентризма духовной культуры, что проявлялось в уси-
лении интереса к человеку, его сознанию, психологии, внутреннему
миру, к человеческому телу. Человек начинает осознавать себя как
индивидуальность, как самоценность, как личность, постоянно ре-
шающая проблему выбора оптимальной линии своего поведения,
вопросы координации своих отношений с другими людьми, с коллек-
тивом, с обществом, с природой. Теперь уже не только родовая общи-
на противостоит природе, но складывается еще одно фундаменталь-
ное противоречие — противоречие индивида и рода. Появляется
проблема выбора индивидуальных ценностей, смысла жизни, места
человека в обществе и в системе Космоса. Индивидуальность осозна-
ется часто как одиночество человека, его противостояние судьбе,
року. В этих условиях складывается героический эпос, в центре кото-
рого — образ героя получеловека-полубога. Герой бросает вызов не
только людям, но и самим богам, он может преодолеть все, кроме
одного — своей судьбы. Весьма характерен в этом отношении древне-
вавилонский «Эпос о Гильгамеше» (записан не позже XIX в. до н.э.).
Много опасных приключений подстерегает в странствиях главного
героя эпоса — Гильгамеша, но основная цель странствий — бессмер-
тие — недостижима и недоступна.
Такое противопоставление героя и богов, героя и Космоса, героя
и Хаоса, героя и толпы является показателем того, что рационализа-
ция сознания поднялась на новый уровень — уровень теоретического
осознания отношений человека и мира, уровень самосознания. Миф
трансформируется в рациональный Логос. На этом пути постепенно
зарождается наука, разумеется, сначала в самой простейшей форме-
в форме протонауки.
2.2. Развитие рациональных знаний в эпоху классообразования
и цивилизаций Древнего Востока
2.2.1. От Мифа к Логосу (Науке)
В эпоху классообразования и раннеклассовых обществ духовная куль-
тура находится в состоянии перехода от мифологического первобыт-
ного мышления к новому историческому типу культуры. Радикально
изменяются все три основные составляющие деятельности созна-
ния — нравственная, эстетическая и познавательная. Причем веду-
щей в эту эпоху являлась нравственная составляющая. Утверждение
новых типов отношений людей, способов регуляции их поведения,
p←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
|
|