< Донаучный этап развития естествознания
  Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Естествознание /

Донаучный этап развития естествознания

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 



Скачать реферат


валось два сектора экономики. Первый — это децентрализованный

общинный сектор, представленный большим количеством владев-

ших землей, самоуправляющихся соседско-территориальных общин,

свободные и полноправные члены которых вели усилиями патриар-

хальной семьи земледельческо-скотоводческое натуральное хозяйст-

во. Второй сектор — централизованные государственные (царско-

храмовые) хозяйства (как правило, крупные), широко использовав-

шие труд зависимых и полузависимых крестьян-общинников, а также

рабов.

На таком экономическом базисе сложилась и соответствующая

социально-классовая структура, представленная тремя основными

классами. Высший класс — это класс людей, которые непосредствен-

но не занимались производительным трудом, но либо сами владели

средствами производства, либо распоряжались государственной и

храмовой собственностью от имени царя или касты жрецов. Благода-

ря деятельности части представителей этого класса складывается

особая система духовного производства, (относительно) независи-

мая от материального производства. Именно в этой системе духовно-

го производства зарождается протонаучная деятельность.

Второй, средний класс — это класс свободных крестьян-общинни-

ков и городских (или сельских) ремесленников, непосредственно

владевших средствами производства и занятых производительным

трудом.

И наконец, третий, низший класс — зависимые, не обладавшие

собственностью работники, которые подвергались внеэкономичес-

кой эксплуатации. В качестве таких работников выступали лишив-

шиеся собственности и попавшие в зависимость крестьяне, а также

рабы.

Новым историческим явлением становится город. Урбаниза-

ция — неотъемлемая черта цивилизации. Город возник как геогра-

фическое место экономического, политического, военного и куль-

турного притяжения. В городе осуществлялся обмен продуктами

ремесла и земледелия между двумя секторами экономики; в городе

находились органы власти, государственный аппарат; город — это

место нахождения храма главного местного божества, государствен-

ных и храмовых школ; крупные города обносились защитной сте-

ной, в центре города располагалась цитадель, крепость. Немало-

важно, что город нес с собой обычно и высокий уровень бытовой

культуры, был средоточием развлечений, земных радостей и быто-

вого комфорта.

Уже во II — I тыс. до н.э. в крупных городах Месопотамии население

исчислялось не десятками, а сотнями тысяч человек! Так, в 1 тыс. до

н.э. в Ниневии жило свыше 250 тыс. жителей, в Вавилоне — до

100 тыс. горожан. О масштабах градостроительства можно судить по

следующим археологическим данным: еще в VII тыс. до н.э. оборони-

тельная система Иерихона состояла из рва (ширина 8,5 м и глубина

2,1 м), каменной стены (толщина 1,6 м и высота около 4 м) и круглой

каменной башни, сохранившейся до наших дней высотой свыше

8 м (!).

Древневосточный город — это, как правило, открытое «социаль-

ное пространство», в котором есть место людям разных националь-

ностей, этносов, где смешиваются разные культуры, традиции, где

преодолевается консерватизм, традиционность психологии сельско-

го общинника, где быстро развиваются и изменяются ценности, где

требуется высокий уровень критицизма, самоанализа, интеллекта.

Вместе с тем особенности «культурного пространства» ранних

древневосточных цивилизаций обусловлены наличием еще значи-

тельных следов мифологического сознания, для которого характер-

на образность, слабое развитие абстрактных понятий, категорий,

слабое различение закономерного и необходимого, причинно-след-

ственных связей, доминирование ассоциативного мышления по ана-

логии, ориентация на традиционность, а не на новации, антропомор-

физм. Очень медленно шел в сознании процесс различения природ-

ного и человеческого, преодоления слитности человека с природой.

Об этом свидетельствует отсутствие пейзажа в изобразительном ис-

кусстве Древнего Ближнего Востока Ш тыс. до н.э., словесных описа-

ний природы в ранней художественной литературе. Здесь еще мир

вещей не отрывался от мира людей; вещи наделялись качествами

людей, а человек — качествами вещей, которые ему принадлежат.

Только во II тыс. до н'.э. в древнеегипетской живописи появляется,

пейзаж, что свидетельствует о постепенном различении в сознании

людей природного и человеческого.

Пространственным представлениям и категориям (исторически

сложившимся раньше временных) присущи качественная определен-

ность, слитность с оценочными представлениями. Есть пространст-

во «хорошее» и «плохое», пространство «доброе» и «злое», простран-

ство сакральное и профанное; пространство своей страны «лучше»

пространства «чужой» страны. Такими же качественно неоднород-

ными являлись и представления о времени: есть время «хорошее»

(дневное) и время «плохое» (ночное), различные дни, недели и меся-

цы года имели определенные предназначения, были «благоприятны-

ми» или «неблагоприятными» для разных дел.

Человек древневосточных цивилизаций жил в мире, в котором

самым теснейшим образом переплетались земное и божественное,

мир людей и мир богов. По мнению людей того времени, множество

богов постоянно вмешивается в повседневную жизнь людей и чело-

век находится в их полной власти. Поэтому божественными знаме-

ниями интересовались, их боялись, пытались избежать. Единствен-

ное, что может сделать человек — научиться предвидеть божествен- '

ные воздействия на него и защищаться от таких воздействий с помо-

щью своих личных, семейных богов-защитников («личный бог») и

сверхъестественных сил. Этим объясняется важное значение, прида-

вавшееся прорицателям, гадателям, астрологам, которые этой свое-

образной деятельностью попутно накапливали и определенный

опыт объективного познания мира.

Основная тенденция развития духовной культуры древневосточ-

ных цивилизаций — возрастание индивидуализации сознания, нарас-

тание антропоцентризма духовной культуры, что проявлялось в уси-

лении интереса к человеку, его сознанию, психологии, внутреннему

миру, к человеческому телу. Человек начинает осознавать себя как

индивидуальность, как самоценность, как личность, постоянно ре-

шающая проблему выбора оптимальной линии своего поведения,

вопросы координации своих отношений с другими людьми, с коллек-

тивом, с обществом, с природой. Теперь уже не только родовая общи-

на противостоит природе, но складывается еще одно фундаменталь-

ное противоречие — противоречие индивида и рода. Появляется

проблема выбора индивидуальных ценностей, смысла жизни, места

человека в обществе и в системе Космоса. Индивидуальность осозна-

ется часто как одиночество человека, его противостояние судьбе,

року. В этих условиях складывается героический эпос, в центре кото-

рого — образ героя получеловека-полубога. Герой бросает вызов не

только людям, но и самим богам, он может преодолеть все, кроме

одного — своей судьбы. Весьма характерен в этом отношении древне-

вавилонский «Эпос о Гильгамеше» (записан не позже XIX в. до н.э.).

Много опасных приключений подстерегает в странствиях главного

героя эпоса — Гильгамеша, но основная цель странствий — бессмер-

тие — недостижима и недоступна.

Такое противопоставление героя и богов, героя и Космоса, героя

и Хаоса, героя и толпы является показателем того, что рационализа-

ция сознания поднялась на новый уровень — уровень теоретического

осознания отношений человека и мира, уровень самосознания. Миф

трансформируется в рациональный Логос. На этом пути постепенно

зарождается наука, разумеется, сначала в самой простейшей форме-

в форме протонауки.

2.2. Развитие рациональных знаний в эпоху классообразования

и цивилизаций Древнего Востока

2.2.1. От Мифа к Логосу (Науке)

В эпоху классообразования и раннеклассовых обществ духовная куль-

тура находится в состоянии перехода от мифологического первобыт-

ного мышления к новому историческому типу культуры. Радикально

изменяются все три основные составляющие деятельности созна-

ния — нравственная, эстетическая и познавательная. Причем веду-

щей в эту эпоху являлась нравственная составляющая. Утверждение

новых типов отношений людей, способов регуляции их поведения,

p

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»