Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Естествознание /

Донаучный этап развития естествознания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Скачать реферат


фиксировать лишь качественные (а не количе-

ственные) свойства предметов. При этом, очевидно, важную роль

играла образная память. Для нормальной жизнедеятельности в узких

рамках потребностей и возможностей нижнепалеолитического хо-

зяйства (на достаточно длительном историческом промежутке вре-

мени — около 2 млн лет) было вполне достаточно выделения и запо-

минания качественных признаков вещей. (По этнографическим сви-

детельствам, оленеводы Северной Азии, не умея пересчитать количе-

ство оленей в стаде, состоящем из нескольких сотен голов,тем не

менее знали индивидуальные признаки каждого оленя в стаде.) Исто-

рически первой формой становления количественных представле-

ний являлась, очевидно, абстрактная фиксация качественного свое-

образия некоторого множества, состоящего из отдельных предме-

тов, свойства которых хорошо усвоены субъектом. Так, первобыт-

ный oленевод сразу же определял отсутствие в стаде оленей

нескольких особей, индивидуальные признаки которых ему хорошо

известны.

Важнейший этап (и условие) выработки понятия о счете связан с

ситуациями, в которых человек вынужден соотносить элементы'

одного множества однотипных вещей (предметов) с элементами дру-;

гого, качественно иного множества. Цель такого соотнесения — кон-

статация равенства (или неравенства) этих множеств (групп) предме-

тов. Такие процедуры постоянно возникали в условиях уравнитель-

ного распределения внутри общины, а также в условиях межобщин-

ного обмена (например, аборигены Австралии меняли определенное

число рыб на определенное число съедобных кореньев).

Революционным по своей значимости шагом в развитии систем

счета (понятия количества) стало введение в процедуру соотнесения

элементов двух различных множеств некоторого третьего множест-

ва, являющегося опосредующим звеном между двумя исходными (т.е.

подлежащими сравнению). В качестве такого третьего опосредующе-

го звена могли выступать самые различные естественные вещи, на-

пример, природные предметы: четыре части света, простейшие пар-

ные отношения (тепло и холод, день и ночь, восход и заход и др.),

раковины, палочки, камешки и др. Для измерения времени наиболее

удобны природные ритмы, их совпадение с ритмами человеческого

организма, ритмами хозяйственной жизни. Такая опосредующая сис-

тема должна быть удобной для коллективного пользования, т.е. по-

нятна и приемлема для всех членов первобытных родовых общин.

Этнографическими исследованиями зафиксировано множество при-

меров использования племенами Австралии и Африки приемов

счета, построенных на подобного рода «естественных» системах от-

счета. Заметим, что в каждой родовой общине складывались свои

системы счета.

Следующий исторический этап развития количественных поня-

тий (систем счета) связан с заменой естественных посредников ис-

кусственными. В качестве их выступали зарубки, нарезки, насечки на

палках, костях или других предметах, узелки, полосы краски и т.п.

Так исторически формируется система искусственных «предметов-

посредников», выражающая собой значения абстрактных количест-

венных отношений. Этот этап развития счета хорошо изучен архео-

логией, историей первобытного общества, этнографией. Известно

достаточно много знаково-символических изображений эпохи верх-

него палеолита, имевших, по-видимому, математическое значение.

Одна из характерных особенностей данного этапа состояла в том,

что он непосредственно способствовал зарождению древнейших аст-

рономических представлений, первобытной астрономии.

И наконец, завершение становления систем счета (количествен-

ных представлений действительности) связано с разработкой поня-

тия числа. Абстрактное понятие числа выражает количественные

отношения уже независимо от реального содержания, от конкрет-

ных, вещественных признаков совокупностей предметов.

Весьма интересен вопрос о зарождении астрономических знаний.

В последнее время в понимании истоков первобытной астрономии

произошли значительные изменения. Ранее истоки развития астро-

номии связывали лишь с древними цивилизациями Востока (IV—

Ш тыс. до н.э.). Но за последние 20 — 30 лет археологами накоплен

значительный материал, позволяющий утверждать, что еще в палео-

лите происходило накопление астрономических знаний. В верхнепа-

леолитических стоянках в разных частях Европы и Азии найдены

наскальные изображения, браслеты, пряжки, изделия из бивня ма-

монта и т.п., которые содержат ритмически повторяющиеся нарезки

и ямки. Анализ этих изображений показал, что их структура и подраз-

деления соответствуют лунным циклам, т.е. они представляют собой

древнейшие формы первобытного календаря (10 лунных месяцев—

около 280 суток). Например, браслеты устроены так, что особым

образом выделяется число 7. (Ведь 7 суток — длительность одной

фазы Луны.)

Еще в эпоху мустье (около 100 — 40 тыс. лет назад) зародилась тра-

диция наблюдения за небесными явлениями, порожденная практи-

кой сезонных промыслов. На стоянках неандертальцев (в пещерах)

результаты этих наблюдений фиксировались в разного рода астраль-

ных рисунках (круг, крест, группы ямок и др.). В верхнем палеолите

(40 — 10 тыс. лет назад) астральные рисунки усложняются, отражая

довольно сложные закономерности поведения Луны, Солнца и др.

Около 20 тыс. лет назад существовали определенные приемы счета

времени по Луне и Солнцу. Большое значение в фиксации регулярно

повторяющихся небесных явлений имело совпадение ритмов при-

родных процессов и общественной жизни, ритмов природы и физио-

логии человеческого организма. При этом зачатки биологических,

астрономических и математических знаний возникают в синкрети-

ческом единстве.

Календарь для людей верхнего палеолита был не самоцелью, а

средством решения практических задач, концентрировавшихся во-

круг промысла, быта и воспроизводства родовой общины. Ритмика

природы (астрономических явлений), ритмика организма человека

и ритмика производственной деятельности первобытного социаль-

ного коллектива связывались между собой. Периоды интенсивного

промысла требовали единой регламентации поведения членов родо-

вой общины. Эти периоды чередовались с периодами снятия запре-

тов и сезонными празднествами, т.е. с другой формой поведения.

Жизнь охотничьей общины была тесно связана также с циклически-

ми изменениями живой природы, одним из которых были сроки

беременности основных видов промысловых животных. Для перво-

бытного человека фундаментальными основами бытия выступали

циклическая динамика промысловой, производственной деятельнос-

ти и динамика воспроизводства человеческого коллектива. Причем

природные ритмы выступали наиболее удобным мерилом (единицей

отсчета), позволяющим разграничивать качественно различные пе-

риоды жизнедеятельности первобытного человека.

Процессы воспроизводства человека (само существование перво-

бытного коллектива) и процессы воспроизводства животных (как

главного предмета промысловой деятельности) соотносились с дина-

микой, цикличностью в движении небесных тел. В этом отождествле-

нии, пожалуй, и кроются корни олицетворения небесных тел в обра-

зах животных. Сейчас у нас широко известны традиции восточного

календаря связывать каждый год с названием одного из зодиакальных

созвездий, обозначаемых именами животных. Образные (как прави-

ло, зооморфные) обозначения многих созвездий сложились еще в

палеолите. Об этом свидетельствует, в частности, одинаковые наиме-

нования ряда созвездий у народов Австралии, индейцев Америки,

коренного населения Сибири и в античном Средиземноморье.

астрономическое познание зарождалось не только в единстве с

биологическим, но и в единстве с математическим знанием. Число не

имело тогда еще своего самостоятельного, абстрактного значения.

Оно обязательно связывалось с неким конкретным природным про-

цессом, множеством. Отсюда, в частности, и истоки числовой магии,

мистификации чисел в их связи с какими-либо природными события-

ми, процессами. Интересно, например, отметить, что число 7 («ма-

гическая семерка») вообще имело в первобытной культуре особое

значение: оно связывалось с лунными ритмами (которые трактова-

лись как «рождение» и «умирание» Луны на небе); со структурой

Космоса

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»