Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Естествознание /

Донаучный этап развития естествознания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 



Скачать реферат


Космоса (четыре стороны света + три части «мирового дерева», т.е.

корень, ствол, верхушка); с ритмами деятельности самого человека.

Фундаментальные свойства физиологии и психики человека

также нашли свое отражение в формировании первичных абстрак-

ций и количественных понятий первобытного человека. В частнос-

ти, важная роль числа 7 в астральных мифах и ритуалах палеолита

определяется закономерностями психики человека: в эксперимен-

тальной психологии постоянство границ оперативной памяти и вни-

мания определяется обычно числом 7 (или 7+ 2). Кроме того, целая

серия прямоугольных фигур в искусстве палеолита имеет пропорции

1:0,62. Это соотношение то же, что и экспериментально установлен-

ное в психологии пороговое отношение в процессе восприятия

(закон Вебера — Фехнера).

Среди множества разнообразных систем счета (после длительно-

го предварительного их отсева) в итоге преимущественно закрепля-

ется десятеричная система. Это, безусловно, нельзя считать случай-

ным: 10 лунных месяцев беременности, что для эпохи матриархата

было очень важным природным ритмом; 10 пальцев рук как главного

естественного орудия труда, связывающего предмет труда и цели

деятельности человека, и др.

Таким образом, в системе сознания первобытной родовой общи-

ны на уровне повседневного стихийно-эмпирического знания был

накоплен значительный массив первичных сведений о мире, сложи-

лись важные исходные абстракции (и среди них — абстракция коли-

чества), разработаны системы счета, календари, зафиксированы про-

стейшие биологические, астрономические, медицинские и другие

закономерности. Рациональное знание,, накопленное в эпоху перво-

бытной родовой общины, было тем пьедесталом, на котором надстра-

ивалась и развивалась протонаука древнего мира.

1.З. Мифология

Мифологическая картина мира. Высшим уровнем первобытного

сознания являлась мифология. Мифология — это некоторый «дотео-

ретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпири-

ческих, обыденных знаний.

Миф естть прежде всего способ обобщения мира в форме наглядных образов.

В первобытности отдельные стороны, аспекты мира обобщались не

в понятиях, как сейчас, а в чувственно-конкретных, наглядных обра-

зах. Совокупность связанных между собой таких наглядных образов

и выражала собой мифологическую картину мира.

В качестве оснований, связывающих между собой наглядные об-

разы в мифологии, выступали аналогии с самим человеком, с кровно-

родственными связями первобытной общины. Человек переносил на

окружающую его действительность собственные черты. В мифе оче-

ловечивалась природа. Для мифа природа есть поле действия челове-

ческих сил (антропоморфизм). В мифологическом сознании мир

мыслился как живое, одушевленное существо, живущее по законам

родовой общины; мир представлялся некоторой общинно-родовой

организацией. Картина мира выступала аналогией картины того

рода, в котором сложился данный миф.

В мифологическом сознании человек не выделяет себя из окру-

жающей среды. Для мифа характерно неразличение объекта и мысли

о нем; вещи и слова; вымысла, фантазии и действительности; вещи и

свойств; пространственных и временных отношений; правды и «поэ-

зии» и др. Миф нес в себе не только определенное обобщение и

понимание мира, но и переживание мира, некоторое мироощуще-

ние. Миф всегда сопровождается переживаниями, открытыми чувст-

венно-эмоциональными состояниями. В мифе обобщались и выража-

лись желания, ожидания, страдания человека, его эмоциональные

порывы. Для мифа свойственны не только высокая эмоционально-

аффективная напряженность, но и значительный динамизм вообра-

жения, иконическая полнота воспроизведения содержания памяти,

синкретичность и полифункциональность наглядно-чувственных об-

разов.

Своеобразие мифологии в том, что она не нацелена на выявление

объективных закономерностей мира. Миф выполняет функцию уста-

новления идеального (не осознаваемого как реальное) равновесия

между родовым коллективом и природой. В мифе нет различия между

реальным и сверхъестественным. И поэтому миф как бы достраивает

реальные родовые отношения в общине идеальными мифологичес-

кими образами, заполняя ими «пропасть» между человеком и приро-

дой. Этим самым между природой и человеком как бы поддерживает-

ся некоторая гармония, равновесное отношение.

В мифологическом понимании мира случайное, хаотическое, еди-

ничное, неповторимое не противостоит необходимому, закономер-

ному, повторяющемуся. В мифологии выделение черт предмета оп-

ределяется не его объективными характеристиками, а субъективной

позицией хранителя мифа (шамана, колдуна и др.), в русле его инди-

видуальных ассоциаций. Способ обобщения строится на основе под-

ражания увиденному. Главным средством обобщения выступают умо-

заключения по аналогии (учитывающие не столько объективные

черты предмета, сколько субъективные особенности ситуации пове-

дения). В мифологии имеет место неполная обратимость логических

операций (если А + В = С, то для первобытного сознания (С — В) может

быть и не равно А). Как следствие этой черты — нечувствительность

мифа к логическим противоречиям.

Таким образом, мыслительная деятельность на уровне мифологи-

ческого сознания качественно отлична от понятийно-мыслительной

деятельности эпохи цивилизации. Основные черты наглядно-образного

мифологического мышления:

• преобладание умозаключений по аналогии;

• обобщение на основе подражания;

• недецентрированность (или эгоцентризм) отражения;

• неполнота обратимости логических операций и нечувстви-

тельность к логическому противоречию;

• неразличение случайного, единичного, неповторимого и не-

.обходимого, общего, повторяющегося.

К этим чертам можно добавить и еще ряд черт — трансдуктивный

характер связи абстракций (наряду с дедукцией и индукцией); опре-

деление предмета по одной его несущественной характеристике; ха-

рактеристика объекта не на основе выявления соподчинения и ие-

рархической организации его свойств, а посредством простого со-

единения, связывания известных его свойств (вперемешку как суще-

ственных, так и несущественных) и др.

Этнографические исследования показали, что в системе нагляд-

но-образного мышления предметы классифицировались не путем ло-

гических операций, а через наглядные представления об участии

предметов в практической ситуации. Так, в наглядно-образном мыш-

лении, во-первых, имело место недоверие к исходной посылке силло-

гизма, если она не воспроизводит наглядный личный опыт; во-вто-

рых, посылка силлогизма не имела для испытуемых всеобщего харак-

тера и трактовалась как частное положение; в-третьих, силлогизм

легко распадался в испытуемых на три независимых, изолированных

частных положения, не связанных в единую логическую систему;

в-четвертых, вопросы, направленные на анализ личных качеств ис-

пытуемых, либо вовсе не воспринимались, либо относились к мате-

риальному положению или бытовым ситуациям, в которые был вклю-

чен испытуемый.

Мифологическое мышление еще не может обеспечивать логико-

понятийное освоение обьективных связей и отношений мира. Но в

то же время миф есть и некоторое особое объяснение мира. Его

особенность определяется прежде всего своеобразными трактовка-

ми причинности, пространства и времени. Объяснить какое-либо

событие с точки зрения мифологии — значит рассказать о том, как

оно произошло, как оно было сделано, сотворено в прошлом. При-

чинные связи (как и все другие) первобытный человек выделял в

своей деятельности, но фиксировал их как связи между целями и

результатами своей деятельности. Поэтому и саму причинность он

представлял сначала лишь как волевое действие, акт некоторого со-

зидания. В мифе существует также свое, особое мифологическое

время и мифологическое пространство.

Мифологическое время — это некое далекое прошлое, которое каче-

ственно отличается от настоящего, от современности. Вместе с тем

мифологическое прошлое — это некая модель, образец современных

событий. В мифе все современные события происходят по аналогии

с событиями далекого мифологического времени. И только из этой

аналогии могут быть объяснены. Мифологическое

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»