Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Естествознание /

Донаучный этап развития естествознания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 



Скачать реферат


Мифологическое время легко пере-

ходит в мифологическое пространство и наоборот.

Мифологическое пространство — это пространство родовой жизни,

часть мира, в которой появился и функционирует данный род со

своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве ко-

торого выступает некая вещь — животное, растение или даже неорга-

нический предмет. Время жизни рода и его тотем определяют мифо-

логическое пространство рода. В этом пространстве можно легко

перейти из прошлого в настоящее и наоборот — из настоящего в

прошлое. Силы, породившие данный род, не исчезли, они продолжа-

ют существовать. И человек верит, что может легко перейти из про-

странства окружающих его физических вещей в пространство тех

тотемных сил, которые сотворили в прошлом самого человека, его

род, общину (в частности, от смерти к жизни и от жизни к смерти

и др.).

Таким образом, вся система мифологического объяснения по-

строена на убеждении в реальности мифа, событий мифологическо-

го времени и пространства. Отсюда такая черта мифологического

объяснения, как его беспроблемность: миф как некоторое миропони-

мание не нуждался в проверке и обосновании.

Важно также отметить и повествовательность мифа. Мифологи-

ческое объяснение есть некоторое повествование, развернутый рас-

сказ о совокупности и последовательности прошлых событий. Пове-

ствовательность мифа стала источником народных эпосов, а затем и

эпического искусства.

Но миф не был застывшей совокупностью образов. Миф предпо-

лагал определенный динамизм, который проявлялся в постоянном

взаимодействии образов, их соотнесении. Важнейшей стороной вза-

имодействия мифологических образов выступало выявление их про-

тиворечивых сторон. Внешние отношения природной среды воспро-

изводятся мифом в виде бинарно-ритмических оппозиций. Среди

них: пространственно-временные (день — ночь, верх — низ, право—

лево, небо — земля и др.); социальные (мы — они, старшие — младшие

и др.); на стыке природного и культурного миров (огонь — вода,

вареное — сырое и др.), цветовые (красное — белое — черное и др.)

и проч.

Вещам окружающего человека мира (обрядам, предметам быта,

одежде, жилью, орудиям труда, украшениям и др.) система мифов

придавала определенную символическую значимость, ценность.

В мифологическом сознании вещи носили иерархизированный ха-

рактер. Мифы как бы накладывали на вещи социальные характерис-

тики. Все значимые для человека вещи выступали реализацией неко-

торого мифического замысла. Миф выступал и как совокупность чув-

ственных образов, и как неразрывно связанная с такими образами

система ценностей. Мифологическая система ценностей определяла

знаково-символический статус вещей, поступков людей. В мифе была

заложена некоторая система протоморальных регулятивов, норм и

ценностей.

Миф, как и само первобытное общество, исторически изменялся.

Ранние мифы — краткие, примитивные, сюжетно неразвернутые,

очень простые по содержанию. Бинарно-ритмические оппозиции в

самых древних мифах — простейшие, не имеют логических связей,

переходов. В наиболее древних мифах мир, Земля, Вселенная часто

изображались в облике животного; так, Земля мыслилась как огром-

ный космический зверь. Это было так называемое зооморфное виде-

ние мира. В соответствии с ним Земля, Вселенная произошли из тела

животного. В качестве такого животного выступали мамонт, бык,

лошадь, черепаха, огонь, кит, птицы и т.п. Зверей рассматривали как

демиургов (творцов) мира. Каждое из этих животных являлось тоте-

мом, олицетворявшим данный род.

Например, в древнеиндийских сочинениях присутствует изобра-

жение Вселенной в образе жертвенного коня: «Утренняя заря — это

голова жертвенного коня, солнце — его глаз, ветер — его дыхание...

небо — его спина, воздушное. пространство — его брюхо, земля — его

пот, страны света — его бока... дни и ночи — его ноги, звезды — его

кости, облака — его мясо, пища в желудке — это песок, реки — его

жилы, печень и легкие — горы, травы и деревья — его волосы»'.

У северных народов Вселенная нередко изображалась в образе гро-

мадного лося. Леса рассматривались как шерсть огромного космичес-

кого лося, животные — как паразиты на его теле, а птицы — как вью-

щиеся над ним комары. Устав от неподвижности, лось время от вре-

мени переступает с ноги на ногу, вызывая тем самым землетрясения.

Можно привести множество зооморфных мифов, отдельные из кото-

рых имели распространение вплоть до сравнительно недавнего вре-

мени.

Большое распространение в первобытных мифах имел также

образ мирового дерева. Вселенная представлялась как громадное кос-

мическое мировое дерево. В таком дереве четко выявлялись три

составные части, каждой из которых соответствовал свой самостоя-

тельный мир. В качестве таких частей выступали: "верхушка" (где живут

духи и боги), столб(скрепляющий огромную махину космоса) и корень

(уходящий в землю, на которой живут люди). По такому чудесному

дереву можно проникнуть в иные миры Вселенной; дерево — это путь,

по которому боги могут спускаться на землю и возвращаться в боже-

ственный мир, на верхушку дерева. Образ мирового дерева не только

выражал понимание древними людьми структурной организации

Вселенной, но и воплощал идею плодородия (животворные водные

ключи, плодородная земля, плоды, цветы и другие атрибуты плодо-

родия).

Образ мирового дерева был присущ, в частности, славянскому

фольклору (сказкам, суевериям, преданиям, легендам). Н.В. Гоголь

(большой знаток народных сказаний, легенд, фантастических обра-

зов) в повести «Майская ночь» устами героини воскрешает древний

образ мирового дерева: «А говорят, однако же, есть где-то, в какой-то

далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе,

и бог сходит по нем на землю ночью перед светлым праздником»'.

Первобытная мифология развивалась в направлении развертыва-

ния, усложнения мифологических сюжетов, обогащения набора ис-

ходных образов, более явного выявления логических связей, перехо-

дов, а также постепенной замены образов животных и мирового

дерева образами людей. Одной из сторон исторического развития

мифа был процесс антропоморфизации мифологии, т.е. на смену

Вселенной в образе животного или мирового дерева постепенно при-

ходит Вселенная в образе человека. Мироздание в целом приобрета-

ет человеческий облик. Такие преобразования мифологии отражали '

глубинные сдвиги в общинных отношениях при переходе от ранней

к поздней родовой общине. Все больше появляется мифов о гигант-

ском космическом первочеловеке, из частей которого и был создан

видимый мир. Так, в «Ведах», священных книгах Древней Индии,

есть рассказ о Пуруше, первочеловеке, из частей которого появился

мир, люди, касты людей и др.

В поздних мифологиях усложняются бинарно-ритмические оппо-

зиции. В них появляется все больше опосредующих звеньев, стано-

вятся более четкими и осмысленными переходы между ними. Одной

из относительно поздних и сложных оппозиций является противопо-

ставление Хаоса и Космоса, т.е. беспорядочного, случайного, не-

оформленного — закономерному, организованному, стройному, це-

лостному. Эта оппозиция интересна тем, что ее постепенное разре-

шение приводит к формированию представления о закономерно ор-

ганизованной природе. Такое представление явилось важной

предпосылкой становления естественно-научного познания.

Вот, например, как изображали происхождение и развитие Кос-

моса древние греки. Вначале существовал лишь вечный, безгранич-

ный, темный Хаос, заключавший источник жизни мира. Все возник-

ло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса

произошла и богиня Земли Гея. Широко раскинулась она, могучая,

давшая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Зем-

лей, в ее глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная

вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила,

все оживляющая Любовь — Эрос. Так начал создаваться мир. Безгра-

ничный Хаос породил еще и вечный Мрак — Эреб и темную Ночь-

Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радост-

ный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять

друг друга ночь и день. Могучая благодатная Земля породила

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»