←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ...
Мифологическое время легко пере-
ходит в мифологическое пространство и наоборот.
Мифологическое пространство — это пространство родовой жизни,
часть мира, в которой появился и функционирует данный род со
своим определенным тотемом, т.е. родоначальником, в качестве ко-
торого выступает некая вещь — животное, растение или даже неорга-
нический предмет. Время жизни рода и его тотем определяют мифо-
логическое пространство рода. В этом пространстве можно легко
перейти из прошлого в настоящее и наоборот — из настоящего в
прошлое. Силы, породившие данный род, не исчезли, они продолжа-
ют существовать. И человек верит, что может легко перейти из про-
странства окружающих его физических вещей в пространство тех
тотемных сил, которые сотворили в прошлом самого человека, его
род, общину (в частности, от смерти к жизни и от жизни к смерти
и др.).
Таким образом, вся система мифологического объяснения по-
строена на убеждении в реальности мифа, событий мифологическо-
го времени и пространства. Отсюда такая черта мифологического
объяснения, как его беспроблемность: миф как некоторое миропони-
мание не нуждался в проверке и обосновании.
Важно также отметить и повествовательность мифа. Мифологи-
ческое объяснение есть некоторое повествование, развернутый рас-
сказ о совокупности и последовательности прошлых событий. Пове-
ствовательность мифа стала источником народных эпосов, а затем и
эпического искусства.
Но миф не был застывшей совокупностью образов. Миф предпо-
лагал определенный динамизм, который проявлялся в постоянном
взаимодействии образов, их соотнесении. Важнейшей стороной вза-
имодействия мифологических образов выступало выявление их про-
тиворечивых сторон. Внешние отношения природной среды воспро-
изводятся мифом в виде бинарно-ритмических оппозиций. Среди
них: пространственно-временные (день — ночь, верх — низ, право—
лево, небо — земля и др.); социальные (мы — они, старшие — младшие
и др.); на стыке природного и культурного миров (огонь — вода,
вареное — сырое и др.), цветовые (красное — белое — черное и др.)
и проч.
Вещам окружающего человека мира (обрядам, предметам быта,
одежде, жилью, орудиям труда, украшениям и др.) система мифов
придавала определенную символическую значимость, ценность.
В мифологическом сознании вещи носили иерархизированный ха-
рактер. Мифы как бы накладывали на вещи социальные характерис-
тики. Все значимые для человека вещи выступали реализацией неко-
торого мифического замысла. Миф выступал и как совокупность чув-
ственных образов, и как неразрывно связанная с такими образами
система ценностей. Мифологическая система ценностей определяла
знаково-символический статус вещей, поступков людей. В мифе была
заложена некоторая система протоморальных регулятивов, норм и
ценностей.
Миф, как и само первобытное общество, исторически изменялся.
Ранние мифы — краткие, примитивные, сюжетно неразвернутые,
очень простые по содержанию. Бинарно-ритмические оппозиции в
самых древних мифах — простейшие, не имеют логических связей,
переходов. В наиболее древних мифах мир, Земля, Вселенная часто
изображались в облике животного; так, Земля мыслилась как огром-
ный космический зверь. Это было так называемое зооморфное виде-
ние мира. В соответствии с ним Земля, Вселенная произошли из тела
животного. В качестве такого животного выступали мамонт, бык,
лошадь, черепаха, огонь, кит, птицы и т.п. Зверей рассматривали как
демиургов (творцов) мира. Каждое из этих животных являлось тоте-
мом, олицетворявшим данный род.
Например, в древнеиндийских сочинениях присутствует изобра-
жение Вселенной в образе жертвенного коня: «Утренняя заря — это
голова жертвенного коня, солнце — его глаз, ветер — его дыхание...
небо — его спина, воздушное. пространство — его брюхо, земля — его
пот, страны света — его бока... дни и ночи — его ноги, звезды — его
кости, облака — его мясо, пища в желудке — это песок, реки — его
жилы, печень и легкие — горы, травы и деревья — его волосы»'.
У северных народов Вселенная нередко изображалась в образе гро-
мадного лося. Леса рассматривались как шерсть огромного космичес-
кого лося, животные — как паразиты на его теле, а птицы — как вью-
щиеся над ним комары. Устав от неподвижности, лось время от вре-
мени переступает с ноги на ногу, вызывая тем самым землетрясения.
Можно привести множество зооморфных мифов, отдельные из кото-
рых имели распространение вплоть до сравнительно недавнего вре-
мени.
Большое распространение в первобытных мифах имел также
образ мирового дерева. Вселенная представлялась как громадное кос-
мическое мировое дерево. В таком дереве четко выявлялись три
составные части, каждой из которых соответствовал свой самостоя-
тельный мир. В качестве таких частей выступали: "верхушка" (где живут
духи и боги), столб(скрепляющий огромную махину космоса) и корень
(уходящий в землю, на которой живут люди). По такому чудесному
дереву можно проникнуть в иные миры Вселенной; дерево — это путь,
по которому боги могут спускаться на землю и возвращаться в боже-
ственный мир, на верхушку дерева. Образ мирового дерева не только
выражал понимание древними людьми структурной организации
Вселенной, но и воплощал идею плодородия (животворные водные
ключи, плодородная земля, плоды, цветы и другие атрибуты плодо-
родия).
Образ мирового дерева был присущ, в частности, славянскому
фольклору (сказкам, суевериям, преданиям, легендам). Н.В. Гоголь
(большой знаток народных сказаний, легенд, фантастических обра-
зов) в повести «Майская ночь» устами героини воскрешает древний
образ мирового дерева: «А говорят, однако же, есть где-то, в какой-то
далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе,
и бог сходит по нем на землю ночью перед светлым праздником»'.
Первобытная мифология развивалась в направлении развертыва-
ния, усложнения мифологических сюжетов, обогащения набора ис-
ходных образов, более явного выявления логических связей, перехо-
дов, а также постепенной замены образов животных и мирового
дерева образами людей. Одной из сторон исторического развития
мифа был процесс антропоморфизации мифологии, т.е. на смену
Вселенной в образе животного или мирового дерева постепенно при-
ходит Вселенная в образе человека. Мироздание в целом приобрета-
ет человеческий облик. Такие преобразования мифологии отражали '
глубинные сдвиги в общинных отношениях при переходе от ранней
к поздней родовой общине. Все больше появляется мифов о гигант-
ском космическом первочеловеке, из частей которого и был создан
видимый мир. Так, в «Ведах», священных книгах Древней Индии,
есть рассказ о Пуруше, первочеловеке, из частей которого появился
мир, люди, касты людей и др.
В поздних мифологиях усложняются бинарно-ритмические оппо-
зиции. В них появляется все больше опосредующих звеньев, стано-
вятся более четкими и осмысленными переходы между ними. Одной
из относительно поздних и сложных оппозиций является противопо-
ставление Хаоса и Космоса, т.е. беспорядочного, случайного, не-
оформленного — закономерному, организованному, стройному, це-
лостному. Эта оппозиция интересна тем, что ее постепенное разре-
шение приводит к формированию представления о закономерно ор-
ганизованной природе. Такое представление явилось важной
предпосылкой становления естественно-научного познания.
Вот, например, как изображали происхождение и развитие Кос-
моса древние греки. Вначале существовал лишь вечный, безгранич-
ный, темный Хаос, заключавший источник жизни мира. Все возник-
ло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса
произошла и богиня Земли Гея. Широко раскинулась она, могучая,
давшая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Зем-
лей, в ее глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная
вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила,
все оживляющая Любовь — Эрос. Так начал создаваться мир. Безгра-
ничный Хаос породил еще и вечный Мрак — Эреб и темную Ночь-
Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радост-
ный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять
друг друга ночь и день. Могучая благодатная Земля породила
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ...
|
|