←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
человека и поэтому может свободно отчуждаться, не обрекая общину на гибель.
Появление избыточного продукта было величайшим революцион-
ным актом в развитии производительных сил; оно создало предпо-
сылки для коренного преобразования всей системы общественной
жизни, перехода к цивилизации на основе общественного разделе-
ния труда, эксплуатации, возникновения частной собственности,
классов, отделения духовного производства от материального, ста-
новления основных форм духовной культуры, в том числе и науки,
естествознания'.
Освоение металлургии стало мощным локомотивом развития
производительных сил, позволившим упрочить, закрепить и развить
те социально-экономические сдвиги, которые были достигнуты в
ходе неолитической революции, и прежде всего становление ремес-
ла. Применение металлов в материальном производстве, в быту, в
средствах транспорта, в военной технике было величайшим, револю-
ционным по сути, переворотом в технической вооруженности чело-
века, в развитии производительных сил. В истории развития метал-
лургии очень много еще не вполне ясного, много спорных моментов.
И тем не менее в общих чертах этот процесс можно изобразить
следующим образом.
Еще в палеолите, около 20 тыс. лет назад, в Костенках при произ-
водстве темно-вишневых красок путем обжига в костре железистых
конкреции из местных песков мелового периода получали в качестве
побочного продукта железо. Но общественной потребности в произ-
водстве металлов тогда евое не сложилось. Первый металл, который
освоил человек, была медь. Исторически первой формой освоения
меди была обработка самородной меди, сначала способом холодной
ковки, а затем — горячей ковки и отжига. Следующий этап — получе-
ние меди из руд и литье. И лишь впоследствии — получение сплавов
меди, прежде всего бронзы. Наиболее древний из зафиксированных
археологами районов обработки меди — Передняя Азия. Кузнечная
обработка самородной меди, добываемой из залежей Эргани (Юго-
Восточная Анатолия), зафиксирована на уровне VII тыс. до н.э. Начи-
ная с середины Ъ' тыс.. до н.э. на Ближнем Востоке, в Иране появляют-
ся крупные литые медные изделия — топоры, кинжалы, серпы и др.
По-видимому, в V тыс. до н.э. начинается плавка медных руд, проис-
ходит освоение рудного дела, разработка рудников. Во второй поло-
вине V — первой половине IV тыс. до н.э. сложилось бронзолитейное
производство (сначала мышьяковистые, а затем и оловянистые брон-
зы). На первых порах основными медными и бронзовыми изделиями
были не предметы хозяйственного назначения'(чего, казалось бы,
следовало ожидать), а предметы роскоши, престижа — бусины, иглы,
пронизки, шилья и т.п., а также оружие. Для массового производства
сельскохозяйственных орудий металла просто не хватало; кроме
того, на ранних этапах становления металлургии престижное исполь-
зование металлов было монополизировано знатью.
Первые зафиксированные археологами железные вещи восходят
к первой половине V тыс. до н.э. (Иран) и IV тыс. до н.э. (Египет)
и были изготовлены методом ковки из метеоритного железа. Ос-
воение рудного железа относят ко второй половине IV — первой
половине Ш тыс. до н.э. (Анатолия). Существует мнение, что рудное
железо могло быть вторичным продуктом медного металлургичес-
кого производства, в котором железная руда использовалась в ка-
честве флюса. На первых порах развития черной металлургии же-
лезо ценилось очень дорого, считалось редким металлом и исполь-
зовалось лишь для изготовления предметов роскоши. Только после
открытия технологии науглероживания железа, что делало его зна-
чительно тверже, были освоены залежи железных руд (конец II тыс.
до н.э., Восточное Средиземноморье), произошел переход к массо-
вому производству железа. Л это в свою очередь дало возможность
коренным образом преобразовать технику, орудия сельскохозяйст-
венного производства. Использование металлических орудий повы-
шало производительность труда в несколько раз. Железные топоры
позволили ускорить наступление человека на леса, облегчали освое-
ние новых пространств и угодий. На основе железного лемеха был
создан настоящий плуг и интенсифицировано сельскохозяйствен-
ное производство. Кроме того, исключительно важную роль начи-
нает играть ремесленное производство, а также развитие горного
дела, истоки которого уходят в эпоху неолита, когда была налажена
шахтовая добыча кремния.
Следует особо отметить, что для возникновения раннеклассовых
отношений производство металла не являлось необходимостью. Ран-
неклассовые отношения во многих регионах мира сложились на ос-
нове дометаллургической, каменной технологии. Использование ме-
таллов было побочной, вторичной стороной становления произво-
дящего хозяйства, которая имела место далеко не везде; так, в Поли-
незии классовое общество сложилось вовсе без употребления
металла. В эпоху раннеклассового общества металлы использовались
не столько для совершенствования предметов хозяйственного назна-
чения, сколько для производства предметов роскоши, престижа, ору-
жия и транспортных средств. Создание черной металлургии, массо-
вое производство и широкое использование железа стало важным
фактором ускорения процессов классообразования, развития част-
ной собственности, преобразования раннеклассового общества в
зрелое классовое общество.
2. 1.2. Рационализация форм деятельности и общения
Присваивающее хозяйство задавало тот тип отношения человека к
миру, при котором человек являлся только пассивным потребителем
даров природы, по сути, выступал лишь одним из звеньев существо-
вавших в ту эпоху биогеоценозов. Только активное, преобразователь-
ное отношение к природе могло открыть простор для развития про-
изводительных сил, общественных отношений, новых форм созна-
ния. Активное производственное отношение к миру ставит человека
в положение инициативного, деятельного полюса в системе отноше-
ний человек — мир. Использование сил природы здесь определяется
уже не природой, но возможностями и потребностями человека: чем
более активен, динамичен, инициативен субъект, тем в большей сте-
пени он может освоить объект, природные стихии, приспособить их
к своим потребностям. Переход к производящему хозяйству — необ-
ходимое условие обособления человека как самостоятельной твор-
ческой и созидающей силы, формирующей свою культурно-истори-
ческую среду обитания, «чувственно-сверхчувственную» природу.
Кроме того, переход к производящему хозяйству определил и новый
тип отношений между людьми, новый тип духовности, качественно
отличный от родового мифологического сознания, и новый тип
трансляции культурных достижений от одного поколения другому.
Базой для преодоления первобытного традиционализма, консер-
вативности мифологического сознания, развития рациональной со-
ставляющей деятельности выступала необходимость во все больших
масштабах контролировать и корректировать многообразные усло-
вия, процессы и результаты новых типов деятельности и форм обще-
ния. Ведь между целью и результатом деятельности возникает все
больше опосредующих звеньев и факторов, без учета которых дости-
жение цели не реально. Такие опосредующие звенья сами по себе
становятся промежуточными целями деятельности, а потому долж-
ны быть зафиксированы сознанием в качестве устойчивых, опреде-
ленных абстракций.
Совершенствование системы деятельности, трудовых процессов,
разведение во времени и пространстве целеполагания, целереализа-
ции и результата деятельности (что и имело место в системе произ-
водящего хозяйства) было важным, но далеко не достаточным усло-
вием его разрешения. Оно усложняло структуру сознания в той его
сфере, которая обслуживала формы деятельности, но не затрагивало
тех аспектов функционирования сознания, которые обеспечивали
процессы общения. Первое должно было дополняться вторым: сфера
сознания, регулирующая формы общения, также должна была пере-
страиваться с тем, чтобы отражать и воспроизводить ситуации опос-
редованного общения. Эта грандиозная историческая задача реали-
зовывалась по мере становления и развития сначала форм обмена', а
затем и возникновения общественного разделения труда.
В первобытном родовом коллективе, в котором господствовала
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
|
|