Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Естествознание /

Донаучный этап развития естествознания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 



Скачать реферат


человека и поэтому может свободно отчуждаться, не обрекая общину на гибель.

Появление избыточного продукта было величайшим революцион-

ным актом в развитии производительных сил; оно создало предпо-

сылки для коренного преобразования всей системы общественной

жизни, перехода к цивилизации на основе общественного разделе-

ния труда, эксплуатации, возникновения частной собственности,

классов, отделения духовного производства от материального, ста-

новления основных форм духовной культуры, в том числе и науки,

естествознания'.

Освоение металлургии стало мощным локомотивом развития

производительных сил, позволившим упрочить, закрепить и развить

те социально-экономические сдвиги, которые были достигнуты в

ходе неолитической революции, и прежде всего становление ремес-

ла. Применение металлов в материальном производстве, в быту, в

средствах транспорта, в военной технике было величайшим, револю-

ционным по сути, переворотом в технической вооруженности чело-

века, в развитии производительных сил. В истории развития метал-

лургии очень много еще не вполне ясного, много спорных моментов.

И тем не менее в общих чертах этот процесс можно изобразить

следующим образом.

Еще в палеолите, около 20 тыс. лет назад, в Костенках при произ-

водстве темно-вишневых красок путем обжига в костре железистых

конкреции из местных песков мелового периода получали в качестве

побочного продукта железо. Но общественной потребности в произ-

водстве металлов тогда евое не сложилось. Первый металл, который

освоил человек, была медь. Исторически первой формой освоения

меди была обработка самородной меди, сначала способом холодной

ковки, а затем — горячей ковки и отжига. Следующий этап — получе-

ние меди из руд и литье. И лишь впоследствии — получение сплавов

меди, прежде всего бронзы. Наиболее древний из зафиксированных

археологами районов обработки меди — Передняя Азия. Кузнечная

обработка самородной меди, добываемой из залежей Эргани (Юго-

Восточная Анатолия), зафиксирована на уровне VII тыс. до н.э. Начи-

ная с середины Ъ' тыс.. до н.э. на Ближнем Востоке, в Иране появляют-

ся крупные литые медные изделия — топоры, кинжалы, серпы и др.

По-видимому, в V тыс. до н.э. начинается плавка медных руд, проис-

ходит освоение рудного дела, разработка рудников. Во второй поло-

вине V — первой половине IV тыс. до н.э. сложилось бронзолитейное

производство (сначала мышьяковистые, а затем и оловянистые брон-

зы). На первых порах основными медными и бронзовыми изделиями

были не предметы хозяйственного назначения'(чего, казалось бы,

следовало ожидать), а предметы роскоши, престижа — бусины, иглы,

пронизки, шилья и т.п., а также оружие. Для массового производства

сельскохозяйственных орудий металла просто не хватало; кроме

того, на ранних этапах становления металлургии престижное исполь-

зование металлов было монополизировано знатью.

Первые зафиксированные археологами железные вещи восходят

к первой половине V тыс. до н.э. (Иран) и IV тыс. до н.э. (Египет)

и были изготовлены методом ковки из метеоритного железа. Ос-

воение рудного железа относят ко второй половине IV — первой

половине Ш тыс. до н.э. (Анатолия). Существует мнение, что рудное

железо могло быть вторичным продуктом медного металлургичес-

кого производства, в котором железная руда использовалась в ка-

честве флюса. На первых порах развития черной металлургии же-

лезо ценилось очень дорого, считалось редким металлом и исполь-

зовалось лишь для изготовления предметов роскоши. Только после

открытия технологии науглероживания железа, что делало его зна-

чительно тверже, были освоены залежи железных руд (конец II тыс.

до н.э., Восточное Средиземноморье), произошел переход к массо-

вому производству железа. Л это в свою очередь дало возможность

коренным образом преобразовать технику, орудия сельскохозяйст-

венного производства. Использование металлических орудий повы-

шало производительность труда в несколько раз. Железные топоры

позволили ускорить наступление человека на леса, облегчали освое-

ние новых пространств и угодий. На основе железного лемеха был

создан настоящий плуг и интенсифицировано сельскохозяйствен-

ное производство. Кроме того, исключительно важную роль начи-

нает играть ремесленное производство, а также развитие горного

дела, истоки которого уходят в эпоху неолита, когда была налажена

шахтовая добыча кремния.

Следует особо отметить, что для возникновения раннеклассовых

отношений производство металла не являлось необходимостью. Ран-

неклассовые отношения во многих регионах мира сложились на ос-

нове дометаллургической, каменной технологии. Использование ме-

таллов было побочной, вторичной стороной становления произво-

дящего хозяйства, которая имела место далеко не везде; так, в Поли-

незии классовое общество сложилось вовсе без употребления

металла. В эпоху раннеклассового общества металлы использовались

не столько для совершенствования предметов хозяйственного назна-

чения, сколько для производства предметов роскоши, престижа, ору-

жия и транспортных средств. Создание черной металлургии, массо-

вое производство и широкое использование железа стало важным

фактором ускорения процессов классообразования, развития част-

ной собственности, преобразования раннеклассового общества в

зрелое классовое общество.

2. 1.2. Рационализация форм деятельности и общения

Присваивающее хозяйство задавало тот тип отношения человека к

миру, при котором человек являлся только пассивным потребителем

даров природы, по сути, выступал лишь одним из звеньев существо-

вавших в ту эпоху биогеоценозов. Только активное, преобразователь-

ное отношение к природе могло открыть простор для развития про-

изводительных сил, общественных отношений, новых форм созна-

ния. Активное производственное отношение к миру ставит человека

в положение инициативного, деятельного полюса в системе отноше-

ний человек — мир. Использование сил природы здесь определяется

уже не природой, но возможностями и потребностями человека: чем

более активен, динамичен, инициативен субъект, тем в большей сте-

пени он может освоить объект, природные стихии, приспособить их

к своим потребностям. Переход к производящему хозяйству — необ-

ходимое условие обособления человека как самостоятельной твор-

ческой и созидающей силы, формирующей свою культурно-истори-

ческую среду обитания, «чувственно-сверхчувственную» природу.

Кроме того, переход к производящему хозяйству определил и новый

тип отношений между людьми, новый тип духовности, качественно

отличный от родового мифологического сознания, и новый тип

трансляции культурных достижений от одного поколения другому.

Базой для преодоления первобытного традиционализма, консер-

вативности мифологического сознания, развития рациональной со-

ставляющей деятельности выступала необходимость во все больших

масштабах контролировать и корректировать многообразные усло-

вия, процессы и результаты новых типов деятельности и форм обще-

ния. Ведь между целью и результатом деятельности возникает все

больше опосредующих звеньев и факторов, без учета которых дости-

жение цели не реально. Такие опосредующие звенья сами по себе

становятся промежуточными целями деятельности, а потому долж-

ны быть зафиксированы сознанием в качестве устойчивых, опреде-

ленных абстракций.

Совершенствование системы деятельности, трудовых процессов,

разведение во времени и пространстве целеполагания, целереализа-

ции и результата деятельности (что и имело место в системе произ-

водящего хозяйства) было важным, но далеко не достаточным усло-

вием его разрешения. Оно усложняло структуру сознания в той его

сфере, которая обслуживала формы деятельности, но не затрагивало

тех аспектов функционирования сознания, которые обеспечивали

процессы общения. Первое должно было дополняться вторым: сфера

сознания, регулирующая формы общения, также должна была пере-

страиваться с тем, чтобы отражать и воспроизводить ситуации опос-

редованного общения. Эта грандиозная историческая задача реали-

зовывалась по мере становления и развития сначала форм обмена', а

затем и возникновения общественного разделения труда.

В первобытном родовом коллективе, в котором господствовала

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»