Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Естествознание /

Донаучный этап развития естествознания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 



Скачать реферат


господствовала

общественная собственность на средства производства и предметы

потребления, экономические отношения между его членами носили

распределительный, а не обменный характер. Межобщинный обмен

в обществах охотников, собирателей, рыболовов носил случайный,

спорадический характер, поскольку каждая община в принципе обес-

печивала сама себя пищей и всем необходимым. Глубинные истоки

обмена лежат в системе первобытных распределительных отноше-

ний, а также личностных и престижных отношений внутри рода,

конкретный смысл которых определялся образами и символами ми-

фологического сознания. Такое распределение выполняло двойную

функцию — являлось средством обеспечения индивидуализирован-

ных потребностей членов общины (в условиях коллективистского

производящего хозяйства, первобытной кооперации каждый член

общины получал свою долю в соответствии с его индивидуализиро-

ванными потребностями) и одновременно средством выражения со-

циального престижа в общине, укрепления внутриобщинных и меж-

общинных связей.

Таким образом, в распределении уже были заложены предпосыл-

ки обмена. С появлением устойчивого избыточного продукта, а также

специализации родов, семей, индивидов и общин на отдельных видах

труда, возрастанием значения межличностных связей, роли социаль-

ного престижа коллективистское распределение постепенно преоб-

разуется в устойчивый экономический обмен.

На базе разделения труда между различными общинами, специа-

лизации общин на производстве определенных видов продукции

(растениеводства, скотоводства, ремесла) постепенно складывается

высшая форма обмена — обмен товарами (товарообмен). Как извест-

но, товаром называется вещь, созданная трудом человека и предна-

значенная для обмена на другой продукт труда. Обмен товаров возмо-

жен в силу того, что все товары имеют нечто общее — овеществлен-

ный в них абстрактный человеческий труд, который и является суб-

станцией их стоимости.

На самых ранних этапах товарообмена вещи не создавались спе-

циально для обмена, а становились товаром лишь тогда, когда спора-

дически обменивались на другие вещи, как правило, созданные в

другой общине. Впоследствии обмен становится более или менее

систематическим. Часть продукта начинает производиться специаль-

но для обмена, т.е. на этом этапе зарождается товарное производство.

На следующем историческом этапе развития товарообмена из массы

товаров выделяется один, который становится всеобщим эквивален-

том, т.е. через него выражается стоимость всех других товаров. В ка-

честве всеобщего эквивалента выступали и скот, и слитки металла, и

редкие камни, и др. Когда же роль всеобщего эквивалента закрепля-

ется за каким-либо одним товаром, вытеснившим другие, такой товар

становится деньгами. Чаще всего в качестве денег выступали редкие

или драгоценные металлы (медь, серебро, золото и др.). Но полный

простор для своего развития товарообмен получает только в системе

общественного разделения труда.

Каждый новый шаг в развитии форм обмена сопровождался и

глубинными преобразованиями системы сознания: совершенствова-

лись звенья идеального целеполагания, разводились целеполагание

и целереализация, усложнялись способы выработки абстракций;

сами абстракции становились все более и более устойчивыми, неза-

висимыми от ситуаций непосредственного восприятия. Здесь исто-

рическим критерием наиболее развитых состояний служит денеж-

ный товарообмен, который невозможен без развитых форм абстра-

гирования мира: абстрактный труд мог выражаться в денежной

форме стоимости только при условии того, что сам человек уже

обладает достаточно развитой способностью к абстрактному модели-

рованию ситуаций, как угодно далеко отнесенных в будущее. А по-

скольку в денежный товарообмен явно включается ситуация риска,

то сознание не только должно проектировать будущее, но и быть

способным достаточно эффективно блокировать эмоционально-аф-

фективную регуляцию мотивационных состояний. Иначе говоря,

здесь не только мотив определяет цель, но и цель, и возможности

целереализации оказывают воздействие на мотивационную сферу.

На этом пути развивается самосознание.

Постепенно на смену первобытному типу непосредственного об-

щения приходят новые типы общения, новые социальные отноше-

ния — те, которые присущи цивилизации. Человек достигает такого

уровня, когда организация его деятельности и общения осуществля-

ется с позиций не непосредственно-ситуационной включенности, а

ясного осознания содержания любых возможных (в том числе буду-

щих и не требующих непосредственного пространственного взаимо-

действия субъектов) ситуаций общения. Цивилизация строится на

способности человека мысленно соотносить непосредственные усло-

вия своей деятельности и общения с такими же условиями других

людей, которые осуществляются в любое время и в любом месте. С

появлением такой способности формируется новый тип единства

людей, который обьединяет лиц не только незнакомых, но даже и

никогда не находившихся (и не могущих находиться) в одно время в

одном месте. Иначе говоря, человек, прежде чем стать цивилизован-

ным, должен был научиться общаться не просто с другими, чужими

ему людьми, но и свободно чувствовать себя в ситуации общения с

воображаемым партнером, с его знаково-символическими, образны-

ми проявлениями. Знак вещи, ее образ и сама вещь должны были

отделиться настолько, чтобы они воспринимались как отдельные

сущности, хотя и связанные между собой.

2. 1.3. Разделение труда и развитие духовной культуры

Необходимой стороной становления цивилизации выступало разви-

тие форм разделения труда'. Превращение обмена из случайной,

спорадической в, необходимую форму жизнедеятельности человечес-

ких коллективов осуществлялось, по-видимому, путем развития сна-

чала межобщинной, а затем и внутриобщинной специализации. В

свою очередь развитие специализации способствовало значительно-

му росту производительности труда, что закрепляло и развивало спе-

циализацию и разделение труда. Определенные виды производствен-

ной деятельности все больше закреплялись за отдельными община-

ми, семьями, товаропроизводителями. Так формировалось общест-

венное разделение труда.

Историческая наука ХХ в. существенно (по сравнению с представ-

лениями XIX в.) углубила понимание этого вопроса. В неолите сложи-

лись различные виды специфического хозяйства и межобщинного

обмена:

• между племенами, которые в большей степени занимались охо-

той, рыболовством и собирательством, и племенами, которые

в большей степени занимались земледелием и скотоводством

и постепенно переходили к оседлому образу жизни;

• между различными земледельческо-скотоводческими оседав-

шими племенами;

• между земледельцами-скотоводами и рыболовами;

• между рыболовами и охотниками; и др.

Но первое крупное разделение труда вырастало не из любой

формы межобщинного обмена, а из такой, которая 'была исторически

перспективной, содействовала развитию товарного обмена, макси-

мально стимулировала экономические интересы производителей,

приводила к максимально возможному (в тех условиях) росту произ-

водительных сил и производительности труда, способствовала появ-

лению регулярного (и возрастающего) устойчивого избыточного

продукта. Таким условиям удовлетворяло межобщинное разделение

труда, состоявшее в выделении земледельческо-скотоводческих пле-

мен из племен, занимавшихся охотой, собирательством, рыболовст-

вом и ведущих по преимуществу кочевой образ жизни.

Последующие крупные общественные разделения труда состояли

в отделении от земледелия кочевого скотоводческого хозяйства, а

затем и ремесла. Ремесленное производство (обслуживание внешних

заказчиков или рынка) нужно отличать от домашних промыслов

(производство изделий в домохозяйстве для внутреннего потребле-

ния). Ремесло связано со специализацией, особым профессионализ-

мом, индивидуализированными знаниями и навыками, которые

часто хранились в тайне и передавались по наследству от отца к сыну.

Становление ремесла из домашних промыслов земледельческих

общин было достаточно длительным и многоэтапным процессом. На

начальных этапах — появление работы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»