←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
господствовала
общественная собственность на средства производства и предметы
потребления, экономические отношения между его членами носили
распределительный, а не обменный характер. Межобщинный обмен
в обществах охотников, собирателей, рыболовов носил случайный,
спорадический характер, поскольку каждая община в принципе обес-
печивала сама себя пищей и всем необходимым. Глубинные истоки
обмена лежат в системе первобытных распределительных отноше-
ний, а также личностных и престижных отношений внутри рода,
конкретный смысл которых определялся образами и символами ми-
фологического сознания. Такое распределение выполняло двойную
функцию — являлось средством обеспечения индивидуализирован-
ных потребностей членов общины (в условиях коллективистского
производящего хозяйства, первобытной кооперации каждый член
общины получал свою долю в соответствии с его индивидуализиро-
ванными потребностями) и одновременно средством выражения со-
циального престижа в общине, укрепления внутриобщинных и меж-
общинных связей.
Таким образом, в распределении уже были заложены предпосыл-
ки обмена. С появлением устойчивого избыточного продукта, а также
специализации родов, семей, индивидов и общин на отдельных видах
труда, возрастанием значения межличностных связей, роли социаль-
ного престижа коллективистское распределение постепенно преоб-
разуется в устойчивый экономический обмен.
На базе разделения труда между различными общинами, специа-
лизации общин на производстве определенных видов продукции
(растениеводства, скотоводства, ремесла) постепенно складывается
высшая форма обмена — обмен товарами (товарообмен). Как извест-
но, товаром называется вещь, созданная трудом человека и предна-
значенная для обмена на другой продукт труда. Обмен товаров возмо-
жен в силу того, что все товары имеют нечто общее — овеществлен-
ный в них абстрактный человеческий труд, который и является суб-
станцией их стоимости.
На самых ранних этапах товарообмена вещи не создавались спе-
циально для обмена, а становились товаром лишь тогда, когда спора-
дически обменивались на другие вещи, как правило, созданные в
другой общине. Впоследствии обмен становится более или менее
систематическим. Часть продукта начинает производиться специаль-
но для обмена, т.е. на этом этапе зарождается товарное производство.
На следующем историческом этапе развития товарообмена из массы
товаров выделяется один, который становится всеобщим эквивален-
том, т.е. через него выражается стоимость всех других товаров. В ка-
честве всеобщего эквивалента выступали и скот, и слитки металла, и
редкие камни, и др. Когда же роль всеобщего эквивалента закрепля-
ется за каким-либо одним товаром, вытеснившим другие, такой товар
становится деньгами. Чаще всего в качестве денег выступали редкие
или драгоценные металлы (медь, серебро, золото и др.). Но полный
простор для своего развития товарообмен получает только в системе
общественного разделения труда.
Каждый новый шаг в развитии форм обмена сопровождался и
глубинными преобразованиями системы сознания: совершенствова-
лись звенья идеального целеполагания, разводились целеполагание
и целереализация, усложнялись способы выработки абстракций;
сами абстракции становились все более и более устойчивыми, неза-
висимыми от ситуаций непосредственного восприятия. Здесь исто-
рическим критерием наиболее развитых состояний служит денеж-
ный товарообмен, который невозможен без развитых форм абстра-
гирования мира: абстрактный труд мог выражаться в денежной
форме стоимости только при условии того, что сам человек уже
обладает достаточно развитой способностью к абстрактному модели-
рованию ситуаций, как угодно далеко отнесенных в будущее. А по-
скольку в денежный товарообмен явно включается ситуация риска,
то сознание не только должно проектировать будущее, но и быть
способным достаточно эффективно блокировать эмоционально-аф-
фективную регуляцию мотивационных состояний. Иначе говоря,
здесь не только мотив определяет цель, но и цель, и возможности
целереализации оказывают воздействие на мотивационную сферу.
На этом пути развивается самосознание.
Постепенно на смену первобытному типу непосредственного об-
щения приходят новые типы общения, новые социальные отноше-
ния — те, которые присущи цивилизации. Человек достигает такого
уровня, когда организация его деятельности и общения осуществля-
ется с позиций не непосредственно-ситуационной включенности, а
ясного осознания содержания любых возможных (в том числе буду-
щих и не требующих непосредственного пространственного взаимо-
действия субъектов) ситуаций общения. Цивилизация строится на
способности человека мысленно соотносить непосредственные усло-
вия своей деятельности и общения с такими же условиями других
людей, которые осуществляются в любое время и в любом месте. С
появлением такой способности формируется новый тип единства
людей, который обьединяет лиц не только незнакомых, но даже и
никогда не находившихся (и не могущих находиться) в одно время в
одном месте. Иначе говоря, человек, прежде чем стать цивилизован-
ным, должен был научиться общаться не просто с другими, чужими
ему людьми, но и свободно чувствовать себя в ситуации общения с
воображаемым партнером, с его знаково-символическими, образны-
ми проявлениями. Знак вещи, ее образ и сама вещь должны были
отделиться настолько, чтобы они воспринимались как отдельные
сущности, хотя и связанные между собой.
2. 1.3. Разделение труда и развитие духовной культуры
Необходимой стороной становления цивилизации выступало разви-
тие форм разделения труда'. Превращение обмена из случайной,
спорадической в, необходимую форму жизнедеятельности человечес-
ких коллективов осуществлялось, по-видимому, путем развития сна-
чала межобщинной, а затем и внутриобщинной специализации. В
свою очередь развитие специализации способствовало значительно-
му росту производительности труда, что закрепляло и развивало спе-
циализацию и разделение труда. Определенные виды производствен-
ной деятельности все больше закреплялись за отдельными община-
ми, семьями, товаропроизводителями. Так формировалось общест-
венное разделение труда.
Историческая наука ХХ в. существенно (по сравнению с представ-
лениями XIX в.) углубила понимание этого вопроса. В неолите сложи-
лись различные виды специфического хозяйства и межобщинного
обмена:
• между племенами, которые в большей степени занимались охо-
той, рыболовством и собирательством, и племенами, которые
в большей степени занимались земледелием и скотоводством
и постепенно переходили к оседлому образу жизни;
• между различными земледельческо-скотоводческими оседав-
шими племенами;
• между земледельцами-скотоводами и рыболовами;
• между рыболовами и охотниками; и др.
Но первое крупное разделение труда вырастало не из любой
формы межобщинного обмена, а из такой, которая 'была исторически
перспективной, содействовала развитию товарного обмена, макси-
мально стимулировала экономические интересы производителей,
приводила к максимально возможному (в тех условиях) росту произ-
водительных сил и производительности труда, способствовала появ-
лению регулярного (и возрастающего) устойчивого избыточного
продукта. Таким условиям удовлетворяло межобщинное разделение
труда, состоявшее в выделении земледельческо-скотоводческих пле-
мен из племен, занимавшихся охотой, собирательством, рыболовст-
вом и ведущих по преимуществу кочевой образ жизни.
Последующие крупные общественные разделения труда состояли
в отделении от земледелия кочевого скотоводческого хозяйства, а
затем и ремесла. Ремесленное производство (обслуживание внешних
заказчиков или рынка) нужно отличать от домашних промыслов
(производство изделий в домохозяйстве для внутреннего потребле-
ния). Ремесло связано со специализацией, особым профессионализ-
мом, индивидуализированными знаниями и навыками, которые
часто хранились в тайне и передавались по наследству от отца к сыну.
Становление ремесла из домашних промыслов земледельческих
общин было достаточно длительным и многоэтапным процессом. На
начальных этапах — появление работы
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
|
|