←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
работы на заказ; в дальнейшем — фор-
мирование рынка для обмена товаров и, наконец, окончательное
отделение ремесленного производства. На начальных этапах ремес-
ло, по-видимому, не оказывало существенного влияния на рост про-
изводительности сельскохозяйственного труда, поскольку было ори-
ентировано преимущественно на производство престижных това-
ров, военного снаряжения, транспортных средств. Нацеленность на
рост средств производства у ремесла появляется скорее всего в эпоху
освоения металлургии, но не в самом ее начале. Современные архео-
логические данные свидетельствуют, что бронзовые орудия начина-
ют применяться в сельском хозяйстве только со второй половины
11 тыс. до н.э.
Отделение ремесла имело очень важные последствия для станов-
ления цивилизации. Прежде всего отделение ремесла было тесно
связано и с другими общественными процессами — так, от непосред-
ственного участия в производстве пищи освобождались лица, специ-
ализировавшиеся на организации производства и управления, а
также на выполнении идеологических функций. Иначе говоря, отде-
ление ремесла от земледелия теснейшим образом сопрягалось с отде-
лением физического труда от умственного. Кроме того, отделение
ремесла от земледелия было важнейшим условием становления горо-
да, отделения города от деревни. Древнейший город возник не про-
сто как поселение ремесленников на перекрестке торговых путей, но
как средоточие всех существовавших в ту эпоху форм активности
людей, как место концентрации цивилизационно продвинутых форм
деятельности и общения, требующих абстрактного и динамического
сознания. Именно такое сознание представлено ремесленниками и
выделившимися из них купцами.
Ремесленное производство обладает рядом принципиально
новых черт, которые ставят его в особое положение по сравнению с
предшествующими типами производства.
В о - п е р в ы х, оно удовлетворяет не столько биологические
(видо-специфические) потребности человека, сколько его социаль-
но-культурные потребности
В о - в т о р ы х, производительность ремесленного производства
не определяется жестко природными факторами, как в сельскохозяй-
ственном производстве, а во многом зависит от производственных
навыков, профессионализма, знаний самого производителя. В отно-
шении человек — мир активная сторона начала перемещаться к субь-
ективному полюсу («человек»).
В - т р е т ь и х, в ремесленном производстве в непосредственное
взаимодействие ставятся два природных объекта (предмет труда и
средства труда), а результатом взаимодействия необходимо выступа-
ет проявление объективных (не зависящих от субъекта, человека)
характеристик этих предметов.
Ранние формы товарообмена осуществлялись без каких-либо-осо-
бых посредников, а самими производителями (членами их семей) и
покупателями. Но такой обмен малоэффективен. Он сдерживал раз-
витие ремесленного производства, поскольку производитель много
времени тратил на реализацию своего товара. Постепенно из среды
ремесленников и их семей выделяется группа лиц, непосредственно
обеспечивающая реализацию, обмен товаров, — купцы, торговцы.
Анализ различного рода знаков собственности (печатей, штампов,
пломб и др.), глиняных сосудов, выполнявших роль «посылок», остат-
ков разрушенных городов, архитектурных сооружений позволяет
сделать вывод, что в конце IV — начале Ш тыс. до н.э. в Месопотамии
уже существовали сословия купцов, торговавших преимущественно
престижными товарами, предметами роскоши, обслуживавших хра-
мовые сооружения, родовую знать. Зародившись в предклассовом
обществе, торговля получила свое полное развитие 'в условиях клас-
сового общества, в условиях цивилизации, когда складываются меж-
дународные экономические связи.
Таким образом, развитие в неолитическую эпоху производитель-
ных сил, создание производящего хозяйства, земледелия и скотовод-
ства, появление избыточного продукта, развитие обмена и формиро-
вание общественного разделения труда создали совершенно новую
ситуацию в обществе. (,"ложились условия для качественного услож-
нения структуры общества, для нового его структурирования, уста-
новления не только нового типа организации производства, но и
новых типов связей между людьми во всех сферах общественной
жизнедеятельности. Основные направления перестройки общества
в эту эпоху — установление и развитие социального и имущественно-
го неравенства, обособление собственности, возникновение клас-
сов, политогенез, качественная перестройка общественного созна-
ния, рационализация духовной жизни как доминанта ее развития.
Неолитическая революция привела в конечном счете и к карди-
нальным преобразованиям в сфере духовной культуры, в обществен-
ном сознании. Мифология не могла обеспечить нормального ориен-
тирования человека в новых формах производственной деятельнос-
ти и в новых социальных связях. Развитие производительных сил,
рост населения, глубинные социально-экономические сдвиги, клас-
сообразование, обособление собственности, разрыв родовых свя-
зей, эволюция форм семьи, динамизм общественной жизни — все это
ускоряло развитие общественного сознания, требовало качественно
нового типа духовного освоения мира, сознания, способного обеспе-
чить деятельность человека в условиях активного, производящего
хозяйства и социально-классового расслоения. В ответ на эту общест-
венную потребность на смену первобытному мифологическому со-
знанию формировался новый исторический тип сознания, новый
тип духовной культуры.
В о - п е р в ы х, возникновение общественного разделения труда
имело глубочайшие последствия для становления человеческой ин-
дивидуальности, развития духовного мира личности. В образе жизни
постепенно выделяются две сферы:
• личной, повседневной, бытовой жизнедеятельности с соответ-
ствующим сознанием, обслуживающим структуры повседнев-
ности;
• производственной, трудовой, определяемой общественными
условиями труда жизнедеятельности, которой соответствова-
ло рационалистически-ориентированное сознание.
Внутренний мир человека значительно усложнился за счет окон-
чательного закрепления различий между социальными и личными,
семейно-бытовыми интересами, представлениями, оценками, зна-
ниями и т.п.
Цивилизация развивается именно в русле становления и укрепле-
ния сферы социально мотивированной регуляции поведения инди-
вида, когда в системе ценностей предпочтение отдается обществен-
ным условиям жизнедеятельности над мотивами бытовой повседнев-
ности, сиюминутного ситуационного реагирования. Усложнилась
(стала еще более опосредованной и диверсифицированной) как сис-
тема мотивов, так и ее связи, с одной стороны, со сферой целепола-
гания, а с другой — со сферой потребностей. Появились условия для
существования глубокого внутреннего конфликта, повышенных
токов духовной напряженности, драматизма во внутреннем мире
личности. Именно поэтому цивилизованность всегда драматична. А
главный сюжет «драмы цивилизации» — это борьба социально и лич-
ностно мотивированного во внутреннем мире человека, выступаю-
щая, как правило, в ипостаси борьбы добра и зла.
В о - в т о р ы х, происходит социально-классовая поляризация об-
щественного сознания, формируется идеология и психология клас-
сового разделения общества.
В - т р е т ь и х, единое, целостное, синкретическое первобытное
мифологическое сознание дифференцируется на относительно
самостоятельные формы общественного сознания (основные компо-
ненты духовной культуры) — религию, мораль, искусство, филосо-
фию, политическую идеологию, правосознание и, наконец, науку.
Исторически процесс такой дифференциации был весьма дли-
тельным.
Каждая форма общественного сознания имеет собственную исто-
рию и логику отпочкования, обособления от системы первобытного
сознания. По-видимому, ценностные формы сознания (мораль, рели-
гия, политическое сознание, правосознание) складывались сначала
более интенсивно, получили на первых порах преимущественное
развитие по сравнению с формами рационального сознания — с нау-
кой и философией. Очевидно, это связано с тем, что в данную эпоху
наиболее быстрыми, динамичными и множественными, прямо воз-
действующими
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
|
|