Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Естествознание /

Донаучный этап развития естествознания

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 



Скачать реферат


работы на заказ; в дальнейшем — фор-

мирование рынка для обмена товаров и, наконец, окончательное

отделение ремесленного производства. На начальных этапах ремес-

ло, по-видимому, не оказывало существенного влияния на рост про-

изводительности сельскохозяйственного труда, поскольку было ори-

ентировано преимущественно на производство престижных това-

ров, военного снаряжения, транспортных средств. Нацеленность на

рост средств производства у ремесла появляется скорее всего в эпоху

освоения металлургии, но не в самом ее начале. Современные архео-

логические данные свидетельствуют, что бронзовые орудия начина-

ют применяться в сельском хозяйстве только со второй половины

11 тыс. до н.э.

Отделение ремесла имело очень важные последствия для станов-

ления цивилизации. Прежде всего отделение ремесла было тесно

связано и с другими общественными процессами — так, от непосред-

ственного участия в производстве пищи освобождались лица, специ-

ализировавшиеся на организации производства и управления, а

также на выполнении идеологических функций. Иначе говоря, отде-

ление ремесла от земледелия теснейшим образом сопрягалось с отде-

лением физического труда от умственного. Кроме того, отделение

ремесла от земледелия было важнейшим условием становления горо-

да, отделения города от деревни. Древнейший город возник не про-

сто как поселение ремесленников на перекрестке торговых путей, но

как средоточие всех существовавших в ту эпоху форм активности

людей, как место концентрации цивилизационно продвинутых форм

деятельности и общения, требующих абстрактного и динамического

сознания. Именно такое сознание представлено ремесленниками и

выделившимися из них купцами.

Ремесленное производство обладает рядом принципиально

новых черт, которые ставят его в особое положение по сравнению с

предшествующими типами производства.

В о - п е р в ы х, оно удовлетворяет не столько биологические

(видо-специфические) потребности человека, сколько его социаль-

но-культурные потребности

В о - в т о р ы х, производительность ремесленного производства

не определяется жестко природными факторами, как в сельскохозяй-

ственном производстве, а во многом зависит от производственных

навыков, профессионализма, знаний самого производителя. В отно-

шении человек — мир активная сторона начала перемещаться к субь-

ективному полюсу («человек»).

В - т р е т ь и х, в ремесленном производстве в непосредственное

взаимодействие ставятся два природных объекта (предмет труда и

средства труда), а результатом взаимодействия необходимо выступа-

ет проявление объективных (не зависящих от субъекта, человека)

характеристик этих предметов.

Ранние формы товарообмена осуществлялись без каких-либо-осо-

бых посредников, а самими производителями (членами их семей) и

покупателями. Но такой обмен малоэффективен. Он сдерживал раз-

витие ремесленного производства, поскольку производитель много

времени тратил на реализацию своего товара. Постепенно из среды

ремесленников и их семей выделяется группа лиц, непосредственно

обеспечивающая реализацию, обмен товаров, — купцы, торговцы.

Анализ различного рода знаков собственности (печатей, штампов,

пломб и др.), глиняных сосудов, выполнявших роль «посылок», остат-

ков разрушенных городов, архитектурных сооружений позволяет

сделать вывод, что в конце IV — начале Ш тыс. до н.э. в Месопотамии

уже существовали сословия купцов, торговавших преимущественно

престижными товарами, предметами роскоши, обслуживавших хра-

мовые сооружения, родовую знать. Зародившись в предклассовом

обществе, торговля получила свое полное развитие 'в условиях клас-

сового общества, в условиях цивилизации, когда складываются меж-

дународные экономические связи.

Таким образом, развитие в неолитическую эпоху производитель-

ных сил, создание производящего хозяйства, земледелия и скотовод-

ства, появление избыточного продукта, развитие обмена и формиро-

вание общественного разделения труда создали совершенно новую

ситуацию в обществе. (,"ложились условия для качественного услож-

нения структуры общества, для нового его структурирования, уста-

новления не только нового типа организации производства, но и

новых типов связей между людьми во всех сферах общественной

жизнедеятельности. Основные направления перестройки общества

в эту эпоху — установление и развитие социального и имущественно-

го неравенства, обособление собственности, возникновение клас-

сов, политогенез, качественная перестройка общественного созна-

ния, рационализация духовной жизни как доминанта ее развития.

Неолитическая революция привела в конечном счете и к карди-

нальным преобразованиям в сфере духовной культуры, в обществен-

ном сознании. Мифология не могла обеспечить нормального ориен-

тирования человека в новых формах производственной деятельнос-

ти и в новых социальных связях. Развитие производительных сил,

рост населения, глубинные социально-экономические сдвиги, клас-

сообразование, обособление собственности, разрыв родовых свя-

зей, эволюция форм семьи, динамизм общественной жизни — все это

ускоряло развитие общественного сознания, требовало качественно

нового типа духовного освоения мира, сознания, способного обеспе-

чить деятельность человека в условиях активного, производящего

хозяйства и социально-классового расслоения. В ответ на эту общест-

венную потребность на смену первобытному мифологическому со-

знанию формировался новый исторический тип сознания, новый

тип духовной культуры.

В о - п е р в ы х, возникновение общественного разделения труда

имело глубочайшие последствия для становления человеческой ин-

дивидуальности, развития духовного мира личности. В образе жизни

постепенно выделяются две сферы:

• личной, повседневной, бытовой жизнедеятельности с соответ-

ствующим сознанием, обслуживающим структуры повседнев-

ности;

• производственной, трудовой, определяемой общественными

условиями труда жизнедеятельности, которой соответствова-

ло рационалистически-ориентированное сознание.

Внутренний мир человека значительно усложнился за счет окон-

чательного закрепления различий между социальными и личными,

семейно-бытовыми интересами, представлениями, оценками, зна-

ниями и т.п.

Цивилизация развивается именно в русле становления и укрепле-

ния сферы социально мотивированной регуляции поведения инди-

вида, когда в системе ценностей предпочтение отдается обществен-

ным условиям жизнедеятельности над мотивами бытовой повседнев-

ности, сиюминутного ситуационного реагирования. Усложнилась

(стала еще более опосредованной и диверсифицированной) как сис-

тема мотивов, так и ее связи, с одной стороны, со сферой целепола-

гания, а с другой — со сферой потребностей. Появились условия для

существования глубокого внутреннего конфликта, повышенных

токов духовной напряженности, драматизма во внутреннем мире

личности. Именно поэтому цивилизованность всегда драматична. А

главный сюжет «драмы цивилизации» — это борьба социально и лич-

ностно мотивированного во внутреннем мире человека, выступаю-

щая, как правило, в ипостаси борьбы добра и зла.

В о - в т о р ы х, происходит социально-классовая поляризация об-

щественного сознания, формируется идеология и психология клас-

сового разделения общества.

В - т р е т ь и х, единое, целостное, синкретическое первобытное

мифологическое сознание дифференцируется на относительно

самостоятельные формы общественного сознания (основные компо-

ненты духовной культуры) — религию, мораль, искусство, филосо-

фию, политическую идеологию, правосознание и, наконец, науку.

Исторически процесс такой дифференциации был весьма дли-

тельным.

Каждая форма общественного сознания имеет собственную исто-

рию и логику отпочкования, обособления от системы первобытного

сознания. По-видимому, ценностные формы сознания (мораль, рели-

гия, политическое сознание, правосознание) складывались сначала

более интенсивно, получили на первых порах преимущественное

развитие по сравнению с формами рационального сознания — с нау-

кой и философией. Очевидно, это связано с тем, что в данную эпоху

наиболее быстрыми, динамичными и множественными, прямо воз-

действующими

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»