на-зываются абсолютными. Неизменность течения времени он подчеркивает та-кими словами: "Все движения могут ускорятся и замедляться, течение абсо-лютного времени изменяться не может. Длительность и продолжительность существования вещей одна и та же, быстры ли движения (по которым измеря-ется время), медленны ли или их совсем нет."
Описанные взгляды Ньютона очень точно характеризуют представления физической картины мира того времени.
4. Период открытия всеобщей связи и утверждения эволюционных идей в Естествознании.
Данный исторический период в развитии Естествознания характеризует-ся стихийным проникновением идей диалектики в Естествознание. Развитие общества характеризуется победой капиталистического способа производст-венных отношений, развитием крупного машинного производства, то есть тех-ническим и промышленным переворотом. Резко возрастают потребности об-щества в энергии и как следствие получают бурное развитие физика и химия, науки, изучающие взаимное превращение форм энергии и веществ. Бурно раз-виваются естественно научные знания, а победа новых общественных отноше-ний, требует осмысления перемен в обществе от представителей социальных и гуманитарных наук. Начало данного периода соответсвует концу 18 века. К середине 19 века наукой накоплен большой объем фактического и теоритиче-ского материала, который требует всеобъемлющего охвата и осмысления, воз-никает необходимость сочетания анализа и синтеза в познании и вторая треть 19 века характеризуется 3 великими открытиями:
- Клеточная теория.
- Учение о превращении энергии.
- Дарвинизм.
которые нанесли окончательный удар по старой метафизике, затем следуют открытия, раскрывающие диалектику природы полнее:
- Создание теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, соединивших живую и неживую природу.
- Периодическая система элементов Д.И. Менделеева.
- Химическая термодинамика Я.Х. Вант-Гофф и Дж. Гиббс.
- Основы научной физиологии И.М. Сеченова.
- Электромагнитная теория света Дж.К. Максвела.
Основным противоречием данного периода, были метафизические взгляды первооткрывателей и диалектическими результатами их открытий, то есть раз-рыв между объективной и субъективной сторонами процесса познания, что тормозило развитие физической картины мира, которая фактически оставалась еще Ньютоновской.
5. Период "новейшей революции" в Естествознании.
Совпадает с вступлением капитализма в стадию империализма, конец 19, на-чало 20 века. Форсируется развитие прежде всего физики во всех ее проявле-ниях (атомная энергетика, радиолокация, радиоэлектроника, оптика, квантовая физика и т.д.) Физическое познание природы играет роль трамплина по отно-шению к другим отраслям Естествознания. Открытия и изобретения в физике, позволяют создавать не только новые приборы, но и методы исследований в других областях знаний. Физические методы определили успехи химии, геоло-гии, астрономии, способствовали в значительной мере развитию науки о кос-мосе и его освоению. Стимулирующее воздействие на Естествознание новых потребностей техники привело к тому, что в середине 90-х гг. 19 века началась "… новейшая революция в естествознании…", главным образом в физике:
- Открытие электромагнитных волн Г. Герцем.
- Коротковолнового электромагнитного излучения К. Рентгеном.
- Радиоактивности А. Беккерелем.
- Электрона Дж. Томсоном.
- Светового давления П.Н. Лебедевым.
- Введение идеи квантования энергии М. Планком.
- Создание теории относительности А. Энштейном.
- Радиоактивного распада Э. Резерфордом и Ф. Содди.,
- Модель атома по Н. Бору.
а так же открытия в химии и биологии (основы генетике на базе законов Г. Менделя) определяют 1-й этап революции в физики и Естествознании. Он со-провождается прежде всего нарушением прежних метафизических представ-лений о материи и её строении, свойствах, формах движения и типах законо-мерностей, о пространстве и времени. Нарушение метафизических взглядов на мир, вызвало реакционные поползновения идеалистов и привело к кризису в физике и всем Естествознании.
2-й этап революции в Естествознании начался в связи с созданием кван-товой механики и сочетанием её с теорией относительности в общую кванто-во-релятивистскую концепцию. Происходит дальнейшее бурное развитие Ес-тествознания и в связи с этим продолжается коренная ломка старых понятий, главным образом тех, которые связаны со старой классической картиной мира.
Началом 3 – го этапа революции в Естествознании было первое овладе-ние атомной энергией в результате деления ядра и последующих исследова-ний, с которыми связано зарождение электронно - вычислительных машин и кибернетики.
Современный этап научного Естествознания, характеризуется не только лидирующей ролью физической науки, но и целой группы отраслей Естество-знания:
Биология (генетика, молекулярная биология)
Химия (макрохимия, химия полимеров)
Науки смежные с Естествознанием (космонавтика, кибернетика) и т.д.
Если в начале 20 века физические открытия развивались самостоятельно, то с середины 20 века революция в Естествознании органически слилась с револю-цией в технике, приведя к современной научно – технической революции. С точки зрения практики решающую роль приобретают фундаментальные науки, без которых не может развиваться современная техника.
Бурное развитие всех отраслей Естествознания в конце 20 века породило создание не только современной физической картины мира, но и биологиче-ской картины мира и др. В связи с чем все больше на первый план выходит но-вая междисциплинарное направление исследований, именуемое синергети-кой, порожденное переходом науки к познанию сложно организованных эво-люционирующих систем.
Современное состояние физической науки предлагает следующую науч-ную картину мира:
Теория большого взрыва.
На данный момент наукой установлено огромное многообразие матери-альных объектов, представляющих микро, макро и мега миры, но остается от-крытым вопрос, исчерпывают ли эти открытия все существующее вообще. С учетом истории человеческого познания и общего духа современной научной картины мира на этот вопрос напрашивается отрицательный ответ. Многооб-разие материи и её движение бесконечно, при чем не только количественно, но и качественно. Принцип качественной бесконечности природы, означает при-знание неограниченного многообразие структурных форм материи, различаю-щихся самыми фундаментальными законами бытия.
Современные противники качественной неисчерпаемости природы фак-тически возрождают древние натурфилософские идеи, либо о единстве перво-материи, либо о множестве первоэлементов. Если уж говорить об общей тео-рии мира, то её исходной идеей может быть только диалектическая идея един-ства через многообразие и движение. Именно таков мир по данным современ-ной науки и пожалуй наиболее ярко об этом пишет наш соотечественник фи-зик – теоретик М.А.Марков, подчеркивающий, что "В современных представ-лениях существования данной элементарной частицы это лишь момент беско-нечных превращений в шкале больших вселенских времен", что сейчас уста-навливается "Понимания единства элементарной частицы и Вселенной, ульт-робольшого и ультромалого".
Для выражения самой общей и глубокой сущности бытия с древних вре-мен используется понятие субстанции. Классическое определение субстанции дали Декарт и Спиноза, субстанция есть (причина самой себя), есть то, что су-ществует само по себе, не завися не отчего другого. Но на пути развития диа-лектического миропонимания удалось показать, что субстанцией следует счи-тать не какое – то отдельное, избранное освященное проявление бытия, а всю бесконечную систему взаимопревращающихся материальных объектов, всю материю в бесконечном многообразии её проявлений.
Поэтому диалектика признает лишь частичную, относительную субстан-циальность, самообусловленность и самостоятельность каждого проявления всеобщей субстанции.
Обобщающие физические теории вполне законно стремятся раскрыть наиболее глубокую основу ещё более широкого круга явлений, но мысль фи-зиков не удовлетворяется эти и так сказать по энерции устремляется к кон-кретно – физическому объяснению устройства всего мира в целом. И не раз казалось, что эта цель уже достигнута – то в виде классической механики, по-том в виде термодинамики, теперь в виде обобщающих теорий полей и эле-ментарных частиц. Но время и новые открытия не умолимо заставляют при-знать несбыточность подобных надежд. Применительно ко всему миру в це-лом приходится обходится лишь философскими размышлениями и обобще-ниями, лишь общей теорией диалектики, лишь качественными оценками, а не количественными расчетами. Академик М.А.Марков так оценивает попытки придать разрабатываемым единым физическим теориям элементарных частиц характер физической теории всего мира в целом: "…..Речь идет в сущности об одной очень широкой, но конкретной задачи – о построении теории тех эле-ментарных частиц, список которых установлен в настоящее время эксперимен-таторами.". Им же предложена оригинальная физическая концепция, пока это гипотеза и лишь будущее в состоянии либо подтвердить, либо опровергнуть её. По его мнению могут существовать фридмоны – супермельчайшие части-цы с размерами примерно 10-33см., представляющие ничтожную долю извест-ных ныне элементарных частиц, и вместе с тем, содержащие в себе миры по-добные нашей галактики. "Именно для нас окружающий мир представляется макро системой, но если наш мир является своего рода фридманом, то для на-блюдателя вне его эта система относится к микромиру".
|
|