Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Естествознание /

Концепция естествознания

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


".„Есть что-то неправдоподобное в динамике эволюции человека, когда прыгающее с ветки на ветку живот-ное, в короткий срок сумело стать двуногим, изобрести цветной телеви-зор и даже слетать в космос".

В самом-самом начале, когда ещe ничего не было… так ничего и не случилось. Для того чтобы хоть что-то произошло, должно хоть что-нибудь быть. Поэтому, отку-да взялись мельчайшие частицы, не имеющие массы покоя, типа нейтрино, – неиз-вестно, но именно такие частицы, сталкиваясь, теряя энергию движения и объединя-ясь, до сих пор дают начало тому, что мы называем кварками, квантами, альфа;,бета и т.д.- частицами, корпускулами и так далее и тому подобное. У этих образований тоже иногда отсутствует масса покоя, но они значительно спокойнее и уже они являются строительным материалом для элементов таблицы Менделеева.

Откуда взялись звезды, солнце, луна, моря, горы? Что было до нас и что будет после? Что движет жизнью на земле? Подобные вопросы возникают в душе каждого человека. Ученые босновывают свои теории накопив солидный научный потенциал знаний и хорошо систематизировав его. «Научная картина мира» весьма распростран-на среди современных людей, и именно эта точка зрения будет здесь рассмотрена.

Проблема возникновения жизни на Земле издавна не дает многим покоя. С тех пор, как человек начал задаваться вопросом, откуда произошло все живое прошло много лет, и за все это время рассматривалось множество гипотез и предположений о зарождении жизни. Религиозная теория, теория самозарождения, теория панспермии, теория вечного существования жизни... Человечество до сих пор не может до конца разгадать эту загадку. За основную теорию возникновения жизни, тем не менее, при-нимается теория, предложенная А. И. Опариным в первой половине ХХ века. Она ос-нована на предположении о химической эволюции, которая постепенно переходит к биохимической, а затем -- к биологической эволюции. Образование клетки явилось сложнейшим явлением. Но оно и положило начало развитию жизни и всему ее много-образию. Итак, с чего же все начиналось?

Жизнь заполняет все уголки нашей планеты. Океаны, моря, озера, реки, горы, равнины, пустыни, даже воздух населены живыми существами. Миллиарды лет жизнь шествует по Земле как уникальная самоорганизующаяся система. Она знала периоды расцвета, исторических испытаний и тяжелых кризисов, прежде чем достигла в наши дни своего великолепного богатства. Сегодня науке известно около 4,5 млн. видов жи-вотных и растений. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле существовало около 4,5 млрд. видов животных и растений.

Как же появились эти виды? Во все ли эпохи истории Земли растительный и жи-вотный мир был таким, как сейчас?

Для науки очевидно, что современный животный и растительный мир представ-ляет собой лишь обложку той великой книги, которую изучает палеонтология. Окаме-невшие останки живших некогда существ, которые содержатся в земных пластах, за-писали историю своей эволюции и ее связь с изменениями окружающей среды.

С незапамятных времен происхождение жизни было загадкой для человечества. С момента своего появления благодаря труду человек начинает выделяться среди ос-тальных живых существ. Но способность задавать себе вопрос «откуда мы?» человек получает сравнительно недавно — 7-8 тыс. лет назад, в начале нового каменного века (неолита). Первые примитивные формы веры в нереальные, сверхъестественные или божественные силы, существовавшие уже 35-40 тыс. лет назад, расширяются и укреп-ляются. Человек понимает, что он смертен, что одни рождаются, а другие умирают, что он создает орудия труда, обрабатывает землю и получает ее плоды. А что же ле-жит в основе всего, кто первосоздатель, кто создал землю и небо, животных и расте-ния, воздух и воду, день и ночь, и, наконец, самого человека?

Первым возникло представление о сотворении мира как о «творческом акте» бо-га, и этот миф лежит в основе всех религий. В Библии говорится: «В начале Бог создал небо и землю»; на четвертый день Бог распоряжается: «Да произведет вода обильное множество одушевленных гадов, и птицы да летают над землей в небесном просторе». Вторая часть творения: «И создал Бог Человека по своему образу и подобию». И нако-нец: «Господь Бог создал женщину из ребра, которое взял от человека, и привел ее к человеку» (Бытие, 1:2-31; 2:21-22).

Как сборник различных по времени написания и по содержанию произведений древнееврейской культуры Библия (ее древнейшая часть известна с IX в. до н.э.) заим-ствовала представления о сотворении мира из древневавилонских и древнеегипетских мифов. Эти мифы — продукт чистой фантастики и мистицизма, но они показывают нам, какими были древние представления о происхождении мира. Впрочем, они власт-вовали умами людей на протяжении тысячелетий; многие верят в них даже и сегодня.

Древнегреческие философы Милетской школы (VIII-VI вв. до н.э.) принимали идею возникновения живых существ из воды либо из различных влажных или гнию-щих материалов, что было результатом непосредственного влияния вавилонской куль-туры. Но еще Фалес (624-547 гг. до н.э.) оспаривал мифологические представления и создал стихийно-материалистическое мировоззрение с элементами диалектики. Со-гласно Фалесу и его последователям, возникновение живых существ из воды про-изошло без какого-либо вмешательства духовных сил; жизнь есть свойство материи.

Яркое материалистическое развитие идеи самозорождения живых существ осу-ществляется позже в трудах Демокрита (460-370 гг. до н.э.) и Эпикура (341-270 гг. до н.э.). По мнению этих философов, возникновение живых существ — естественный процесс, результат природных сил, а не «акта творения» внешних сил.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) признавал бога за высшую форму и перводвига-тель. Согласно Аристотелю, организмы могут происходить от организмов, но вместе с тем могут возникать и от неживой материи. Он считает, что материя лишь пассивное начало, возможность, которая может осуществиться только через определенную фор-му. Бытие содержит внутреннюю цель развития (энтелехию). По Аристотелю, именно энтелехия как целеустремленная внутренняя сущность вдыхает жизнь в материю. Взгляды Аристотеля почти на 2000 лет определяют судьбу идеи о самозарождении жизни.

Только в середине XVII в. тосканский врач Франческо Реди (1626-1698) пред-принимает первые опыты по самозарождению. В 1668 г. он доказал, что белые черви, которые встречаются в мясе, являются личинками мух; если мясо или рыбу закрыть, пока они свежие, и предотвратить доступ мух, то они, хотя и сгниют, но не произведут червей.

Сегодня опыты Реди выглядят наивными, но они представляли собой первый прорыв фронта мистических представлений о формировании живых существ.

Почти через 200 лет после Реди в 1862 г. великий французский ученый Луи Пас-тер (1822-1895) публикует свои наблюдения по проблеме произвольного самозарож-дения. Он доказывает, что внезапное возникновение («спонтанное самозарождение») микробов в различных видах гниющих настоек или экстрактов не есть возникновение жизни. Гниение и брожение — это результат жизнедеятельности микроорганизмов, чьи зародыши внесены извне. Микробы — сложно устроенные организмы и могут производить себе подобные существа, то есть живое происходит от живого. Как уче-ный, который доверяет только результатам научных опытов, Пастер не делает глубо-ких выводов о происхождении жизни. Однако его исследования окончательно разру-шили вековые предрассудки о спонтанном самозарождении.

Крушение учения о самозарождении привело некоторых известых ученых к мысли, что жизнь никогда не возникала, а, как материя или энергия, существовала вечно. Согласно этому представлению, «зародыши жизни» блуждают в космическом пространстве до тех пор, пока не попадают на подходящую по своим условиям плане-ту — там они и дают начало биологической эволюции. Эту идею, высказанную еще в V в. до н.э. греческим философом Анаксагором, поддерживали Герман ван Гельмгольц (1821-1894) и Уильям Томсон (позднее лорд Кельвин; 1824-1907).

Гельмгольц говорил, что во Вселенной должно существовать много других ми-ров, несущих жизнь, которые время от времени разрушаются при столкновении с дру-гими космическими телами, а их обломки с живыми растениями и животными рассеи-ваются в пространстве.

Эта идея была тщательно разработана в 1908 г. шведским химиков Сванте Арре-ниусом (1859-1927), который назвал свою теорию панспермией. Развивая идеи Гельм-гольца и Кельвина, он высказал несколько собственных соображений, предположив, что бактериальные споры и вирусы могут уноситься с планеты, где они существовали, под действием электростатических сил, а затем перемещаться в космическое про-странство под давлением света звезд. Находясь в космическом пространстве, спора может осесть на частицу пыли; увеличив тем самым свою массу и преодолев давление света, она может попасть в окрестности ближайшей звезды и бужет захвачена одной из планет этой звезды. Таким образом, живая материя способна переноситься с плане-ты на планету, из одной звездной системы в другую.

Во второй половине XIX в. также высказывается предположение, что жизнь воз-никла в первичном океане из неорганического вещества в результате природного про-цесса.

3 мая 1924 г. на собрании Русского ботанического общества молодой советский ученый А. И. Опарин с новой точки зрения рассмотрел проблему возникновения жиз-ни. Его доклад «О возникновении жизни» стал изходной точкой нового взгляда на вечную проблему «откуда мы пришли?». Пять лет спусля независимо от Опарина сходные идеи были развиты английским ученым Дж. Холдейном. Общим во взглядах Опарина и Холдейна является попытка объяснить возникновение жизни в результате химической эволюции на первичной Земле. Оба они подчеркивают огромную роль первичного океана как огромной химической лаборатории, в которой образовался

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»