←предыдущая следующая→
1 2 3 4
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Процесс научного познания в самом общем виде представ¬ляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности. Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых прие¬мов (методов), позволяющих перейти от того, что уже извест¬но, к новому знанию. Такая система приемов обычно и назы¬вается методом. Метод есть совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Каждая наука использует различные методы, которые за¬висят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно незави¬симы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их ро¬ли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочета¬ние методов и их структура. Благодаря этому возникают осо¬бые формы (стороны) научного познания, важнейшими из ко¬торых являются эмпирическая, теоретическая и производст¬венно-техническая.
Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их пер¬вичная систематизация).
Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщени¬ем, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открыти¬ем новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функ¬ция науки.
Производственно-техническая сторона проявляет себя как непосредственная производственная сила общества, проклады¬вая путь развитию техники, но это уже выходит за рамки собст¬венно научных методов, так как носит прикладной характер.
Средства и методы познания соответствуют рассмотренной выше структуре науки, элементы которой одновременно явля¬ются и ступенями развития научного знания. Так, эмпириче¬ское, экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устро¬йств, в том числе вычислительных приборов, измерительных установок и инструментов), с помощью которой устанавлива¬ются новые факты. Теоретическое исследование предполагает работу ученых, направленную на объяснение фактов (пред¬положительное - с помощью гипотез, проверенное и доказан¬ное - с помощью теорий и законов науки), на образование по¬нятий, обобщающих опытные данные. То и другое вместе осуществляет проверку познанного на практике.
В основе методов естествознания лежит единство его эмпи¬рической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обу¬словливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт -
слепым.
Методы естествознания могут быть подразделены на сле¬дующие группы: ,
1. Общие методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например, метод восхождения от абстрактного к кон¬кретному, единства логического и исторического. Это, скорее, общефилософские методы познания.
2. Особенные методы касаются лишь одной стороны изу¬чаемого предмета или же определенного приема исследования:
анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных мето¬дов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и экс¬перимент.
В естествознании особенным методам науки придается чрезвычайно важное значение, поэтому в рамках нашего курса необходимо более подробно рассмотреть их сущность.
Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс вос¬приятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Исторически метод наблюдения развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланирован¬ному образцу.
Наблюдение как метод познания действительности приме¬няется либо там, где невозможен или очень затруднен экспе¬римент (в астрономии, вулканологии, гидрологии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное функциониро¬вание или поведение объекта (в этологии, социальной психо¬логии и т.п.). Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов, принятых концепций. Ча¬стными случаями метода наблюдения являются измерение и сравнение.
Эксперимент - метод познания, при помощи которого яв¬ления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмеша¬тельством в исследуемый объект, то есть активностью по от¬ношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не ог¬раничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непо¬средственного воздействия на изучаемый процесс или измене¬ния условий, в которых проходит этот процесс.
Специфика эксперимента состоит также в том, что в обыч¬ных условиях процессы в природе крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю и управлению. Поэтому воз¬никает задача организации такого исследования, при кото¬ром можно было бы проследить ход процесса в «чистом» ви¬де. В этих целях в эксперименте отделяют существенные фак¬торы от несущественных и тем самым значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более глу¬бокому пониманию явлений и создает возможность контро¬лировать немногие существенные для данного процесса фак¬торы и величины.
Развитие естествознания выдвигает проблему строгости наблюдения и эксперимента. Дело в том, что они нуждаются в специальных инструментах и приборах, которые последнее время становятся настолько сложными, что сами начинают оказывать влияние на объект наблюдения и эксперимента, чего по условиям быть не должно. Это прежде всего относится к исследованиям в области физики микромира (квантовой меха¬нике, квантовой электродинамике и т.д.).
Аналогия - метод познания, при котором происходит пере¬нос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо од¬ного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предме¬тов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете.
Применение метода аналогии в научном познании требует определенной осторожности. Здесь чрезвычайно важно четко выявить условия, при которых он работает наиболее эффек¬тивно. Однако в тех случаях, когда можно разработать систему четко сформулированных правил переноса знаний с модели на прототип, результаты и выводы по методу аналогии приобре¬тают доказательную силу.
Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. Появ¬ление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмеша¬тельства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на дру¬гой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моде¬лью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. При этом модель выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет получить о последнем определенное знание.
Таким образом, сущность моделирования как метода по¬знания заключается в замещении объекта исследования моде¬лью, причем в качестве модели могут быть использованы объ¬екты как естественного, так и искусственного происхождения. Возможность моделирования основана на том, что модель в определенном отношении отображает какие-либо стороны прототипа. При моделировании очень важно наличие соответ¬ствующей теории или гипотезы, которые строго указывают пределы и границы допустимых упрощений.
Современной науке известно несколько типов моделиро¬вания:
1) предметное моделирование, при котором исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометри¬ческие, физические, динамические или функциональные харак¬теристики объекта-оригинала;
2) знаковое моделирование, при котором в качестве моде¬лей выступают схемы, чертежи, формулы. Важнейшим видом такого моделирования является математическое моделирова¬ние, производимое средствами математики и логики;
3) мысленное моделирование, при котором вместо знако¬вых моделей используются мысленно-наглядные представле¬ния этих знаков и операций с ними.
В последнее время широкое распространение получил мо¬дельный эксперимент с использованием компьютеров, которые являются одновременно и средством, и объектом эксперимен¬тального исследования, заменяющими оригинал. В таком слу¬чае в качестве модели выступает алгоритм (программа) функ¬ционирования объекта.
Анализ - метод научного познания, в основу которого положе¬на процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части. Расчленение имеет целью переход от изу¬чения целого к изучению его частей и осуществляется путем абстра¬гирования от связи частей друг с другом.
Анализ - органичная составная часть всякого научного ис¬следования, являющаяся обычно его первой стадией, когда ис¬следователь переходит от нерасчлененного описания изучае¬мого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков.
Синтез - это метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предме¬та в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает не
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|