Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Естествознание /

Механистическая картина мира

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Механистическая каМинистерство среднего образования Украины

УВК №66

Реферат по естествознанию

«Механистическая картина мира»

Выполнила: ученица 11«Г» класса

Мазина Мария

Приняла: Мельниченко Л.И.

Днепропетровск

2000

Оглавление

Возникновение научных знаний 2

Научная рациональность 2

Механистическая картина мира 3

Приспособление организмов к окружающей среде 4

Катастрофическая концепция 5

Заключение 6

Литература 7

Возникновение научных знаний

Обусловленная современным развитием методологической рефлексии проблема рациональности стала предметом пристального внимания многих философов. Одной из причин актуализации данной проблемы является услож-нение процесса и структуры познания и возрастание роли логического начала в научном поиске. В этой связи определенный интерес представляет анализ становления естествознания как науки в Новое время под углом зрения рацио-нализации познавательной деятельности ученых.

Каждая эпоха предъявляет к знаниям и формам познания свои требова-ния научности, которые выступают по отношению к знанию двояко: как со-циокультурные (внешние) и логико-гносеологические (внутренние) требова-ния. В ХVII-XIX веках - эта эпоха становления науки в буквальном смысле этого слова. Проблема возникновения науки - проблема дискуссионная. По крайней мере, можно выделить две точки зрения по данному вопросу: одни считают, что наука возникла с возникновением самой философии, если еще не раньше, т.е. формирование пифагорейской школы в V - IV вв. до н.э. - это на-чало возникновения подлинных научных знаний. Именно ту точку зрения можно найти в учебно-методической литературе. Альтернативная точка зре-ния предполагает рассматривать науку как явление более позднего периода развития цивилизации.

Многие цивилизации, вплоть до Нового времени, обходились без науч-ных знаний и не нуждались в них. Невостребованность элементов зарождаю-щегося научного знания в античный период есть результат неразвитости мате-риального производства, но удовлетворенности производством и применением вненаучного знания. В этой связи пишет В.Ж. Келле, "что бы возникла наука, общество должно достичь не только определенного уровня социально - эко-номического развития, порождающего потребность в научных знаниях, но и сформировать культуру определенного качества, культуру, в недрах которой возможно зарождение и развитие научного мышления". Если исходить из это-го, то поворотным моментом в истории генезиса науки можно считать начало появления зачатков капиталистических производственных отношений.

С возникновением последних, по словам К. Маркса, "впервые возника-ют такие практические проблемы, которые могут быть решены лишь научным путем".

Резюмируя оба подхода по рассматриваемой проблеме можно сказать, что, безусловно, зачатки научных знаний начали возникать в высоко развитых в культурном отношении странах: Вавилонии, Греции, Китае, Индии. В рам-ках каждой исторической эпохи, с учетом уровня культурного развития, выра-батываются конкретно - исторические формы познания мира, общества. Одна-ко до возникновения капиталистического способа производства наличные элементы знания не оказывали какого-нибудь заметного влияния на развитие общества и не представляли собой сложившиеся теоретизированные системы, пригодные для объективного исследования окружающего мира. Поэтому пра-вомерно связывать начало возникновения подлинной науки с коперниканской революцией в естествознании и деятельностью Галилея и Ньютона. На перед-ний план выходит механика как наука о небесных и земных телах. Что касает-ся физики, химии, биологии, геологии и др., то они только начинали делать первые самостоятельные шаги. Рассматриваемый период мы связываем и со становлением самой научной рациональности.

Научная рациональность

В современной философско-методологической литературе представлен широ-кий спектр точек зрений и подходов к пониманию научной рациональности. В отдельности они раскрывают определенные аспекты того явления в науке, а в совокупности - позволяют строить целостную концепцию довольно сложного структурного образования. Рациональность в науке есть продукт реализации разумом своего организующего, нормирующего и упорядочивающего начала человеческой деятельности. Разум стремится схематизировать, в частности в науке, интеллектуальные операции, путем подчинения их мировоззренческим установкам, методологическим принципам и когнитивным требованиям.

'Рациональность, - пишет И. Лакатос, - есть то, что соответствует опре-деленным методологическим принципам, нормам и предписаниям'. Эти мани-пуляции над действиями исследователя позволяют достичь определенную стройность и логическую последовательность в познавательной деятельности, согласуемой с представлениями конкретно - исторической эпохи о ценностях науки и культуры; привести в соответствие продукта поиска с объектной ре-альностью; подвести научные знания под социальные потребности. Именно эти особенности, присущие научно-исследовательской деятельности, делают возможным вписание научных знаний в культурные пласты человечества, ко-торые характеризуют уровень совершенства логического мышления человека.

Механистическая картина мира

К совершенству стремились в XVII-XIX веках именно частные науки, которые только-только начинали обретать статус самостоятельности и науки. Это был период прорыва их к новым горизонтам истин. Классическая механика выра-ботала иные представления о мире, материи, пространстве и времени, движе-нии и развитии, отмеченные от прежних и создала новые категории мышления - вещь, свойство, отношение, элемент, часть, целое, причина, следствие, сис-тема - сквозь призму которых сама стала смотреть на мир, описывать и объяс-нять его. Новые представления об устройстве мира привели к созданию и Но-вой Картины мира - механистической, в основе которой лежали представления о вселенной как замкнутой системе, уподобляемой механическим часам, кото-рые состоят из незаменимых, подчиненных друг другу элементов, ход кото-рых строго подчиняется законам классической механики. Законам механики подчиняются все и вся, входящие в состав вселенной, а, следовательно, зако-нам этим приписываются универсальность. Как и в механических часах, в ко-торых ход одного элемента строго подчинен ходу другого, так и во вселенной, согласно механистической картине мира, все процессы и явления строго причинно связаны между собой нет места случайности и все предопределено.

В механистической картине мира задаются мировоззренческие ориентации и методологические принципы познания. Механицизм, детерминизм, редукцио-низм образуют систему принципов, регулирующих исследовательскую дея-тельность человека. Открывая законы, описывающие природные явления и процессы, человек противопоставляет себя природе, возвышает себя до уровня хозяина природы. Так человек ставит свою деятельность на научную основу, ибо он, исходя из механистической картины мира, уверился в возможность с помощью научного мышления выявить универсальные законы функциониро-вания мира. Эта деятельность оформляется в рационалистическую. Безуслов-но, предполагается, что такая деятельность целиком должна основываться на целевых установках, принципах, нормах, методах познания объекта. Поступки (научные) и действия исследователя, основанные на предписаниях методиче-ского характера обретают черты устойчивого образа деятельности. В рассмат-риваемый период исследовательская деятельность в астрономии, механике, физике была достаточно рационализирована, а сами эти науки занимали лиди-рующее место в естествознании.

Физика как наиболее разработанная область естествоиспытания, задавала фон для развития других отраслей науки. Последние же тяготели к рационально-методологическим принципам и понятиям физики, механики. Как это на са-мом деле происходило можно проследить на историко-научном материале биологии. XVII- нач. XIX вв. - то период господства механической картины мира. Законы механики рассматриваются как универсальные и единые для всех отраслей естествознания. Эмпирические факты биологии, являющиеся фиксацией наблюдаемых в периоде единичных явлений, редуцируются к ме-ханическим закономерностям, Иными словами, способ формирования фактов в биологии строится на механистических представлениях о мире. Например, такие факты, как: "Птица, которую потребность влечет к воде, чтобы найти здесь себе жизненное пропитание, раздвигает пальцы на ногах, готовясь гре-сти и плыть по водной поверхности"; "Кожа, соединяющая пальцы при осно-вании, привыкает растягиваться благодаря этим беспрестанно повторяющимся раздвиганиям пальцев. Так, со временем образовались те широкие перепонки между пальцами уток, грей, какие видим сейчас", целиком детерминированы идеями механистического детерминизма. Это однозначно видно из интерпре-тации указанных

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»