Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Естествознание /

Нильс Бор

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


ОГЛАВЛЕНИЕ.

стр.

1. ВВЕДЕНИЕ. 02

2. "ДО САМОГО ПОТОЛКА". СЕМЬЯ БОРОВ. 03

3. УЧЕБА МАЛЬЧИКОВ БОР. 05

4. КЕМБРИДЖ И МАНЧЕСТЕР. ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ. 09

5. ТРИЛОГИЯ. НА ПУТИ К АТОМНОЙ ТЕОРИИ. 13

6. МАНЧЕСТЕР ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ И ОРБИТЫ. 19

7. ИНСТИТУТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ И ЭЙНШТЕЙН. 22

8. СОЗДАНИЕ КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ. 27

9. БОР И СЕМЬЯ. 29

10. В ГЛУБЬ ЯДРА. 29

11. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 32

ВВЕДЕНИЕ.

Кто не знает имени Нильса Бора? Крупнейший ученый современности, блистательный соратник Резерфорда и Эйнштейна, один из основопо-ложников ядерной физики, создатель и общепризнанный глава Институ-та теоретической физики, сплотивший вокруг себя выдающихся ученых из различных стран.

Вся жизнь Нильса Бора неразрывно связана с Копенгагеном. В Копен-гагене Бор родился и вырос. Здесь он учился, написал основные свои ра-боты, создал всемирно-известный институт теоретической физики. Все в его жизни связано с этим городом.

С именем Нильса Бора связана вся история современной ядерной фи-зики. Два гения – Нильс Бор и Эрнест Резерфорд – среди хаоса ложных и примитивных представлений и мглы неизвестности определили основ-ные направления теоретических и экспериментальных исследований и упорно побивали пути к раскрытию одной из наиболее недоступных и, казалось, навечно скрытых тайн природы – строения атомного ядра и за-конов, управляющих частицами микромира. Их титанические усилия привели в конце концов к открытиям, определившим лицо нашей эпохи – эпохи атомной энергии, положившей начало происходящей в мире науч-но-технической революции, которая изменяет облик всей планеты.

В Нильсе Боре сочетались многие высокие качества, но наиболее яр-кими из них были: исключительная скромность, честность, справедли-вость, доброта, человечность. Как ученый Бор обладал даром предвиде-ния и исключительным в поисках истины и отстаивал ее. Он прекрасно понимал, даже не понимал, а скорее чувствовал, какими путями пойдет развитие науки. И он расширял границы человеческих знаний, требуя от ученых пересмотра старых концепций, на которых зиждились сложив-шиеся представления. Он отдавал себе отчет в том, что наука опередила политику и старые политические догмы будут тормозить развитие циви-лизации.

Бор понимал, что развитие науки, на основе которой только и возмо-жен прогресс человечества, немыслимо без сотрудничества, без установ-ления связей и коопераций ученых, без ломки всех барьеров, мешающих этому процессу.

Он был одним из тех, кто широко раскрыл двери своего института для ученых всех стран, независимо от их политической и национальной при-надлежности; для него основным показателем служил не политические или религиозные убеждения, а степень научного понимания современной физики. Он не отвергал ни одной концепции, он старался понять ее, ра-зобраться в ней.

Бор пришел в физику из философии. Проводя физические исследова-ния, он тщательно анализировал все факторы, все открытия, а собствен-ные догадки, предположения и теории подвергал экспериментальной проверке – если существовала хоть какая-нибудь возможность поставить такие эксперименты.

Ученый, чей интеллект способствовал созданию атомной бомбы, не жалел сил, чтобы из источника смертельной угрозы превратить выпу-щенного на свободу джина в благодеяние для человечества.

Личные качества Нильса Бора не менее притягательны, чем его обще-ственная деятельность. Его шансы в борьбе с политическими лидерами были ничтожны, и все же он не сдавался. Он делал все, что мог. Всеоб-щее признание и мировая слава не изменили Бора – до конца жизни он оставался простым и человечным.

"ДО САМОГО ПОТОЛКА". СЕМЬЯ БОРОВ.

У датчан существует особое выражение для характеристики семьи, члены которой отличаются утонченным умом, интеллигентностью и добротой. О них говорят, что «они высоки – до самого потолка». Это вы-ражение очень часто применялось к Борам. Нильс Бор был третьим «профессором Бором» в семье, и хотя он принес Борам новую славу, «рост к потолку» начался задолго до него.

Х.Г.С. Бор, дед Нильса Бора, был директором средней школы на ост-рове Борнхольм и самым уважаемым человеком среди местного населе-ния.

Христиан Бор, отец Нильса Бора, профессор физиологии Копенгаген-ского университета, был широко известен благодаря своим научным дос-тижениям. Он принадлежал к группе людей, вокруг которых концентри-ровалась интеллектуальная жизнь датской столицы.

Еще ребенком Христиан Бор, подобно многим будущим ученым, ув-лекался коллекционированием скелетов животных и сбором насекомых. В университете он учился на медицинском факультете, однако, его инте-ресовала не практическая медицина, а экспериментальная физиология. Будучи профессором физиологии в университете, Христиан Бор опубли-ковал большое количество статей. Христиан Бор подчеркивал физиче-скую и химическую основу всего живого, но, будучи биологом, он не мог не отметить роли биологических функций.

По тем временам, когда господствующим философским учением в стране был идеализм, взгляды Христиана Бора были весьма либеральны-ми. На парламентских выборах 1884 года он поддерживал кандидата ли-бералов, а не консерваторов – и это несмотря на то, что кандидатом от консервативной партии был Христиан Риместад, его дядя со стороны ма-тери, - и ратовал за равноправие женщин. Его слова не расходились с де-лом – он ввел классы для студенток. К числу его учениц принадлежала молодая девушка, классическую красоту которой подчеркивали роскош-ные темные волосы, расчесанные на пробор и собранные в пышный узел на затылке. Доброта и ум девушки соответствовали ее красоте; звали де-вушку Эллен Адлер. Она не закончила курсов, вместо этого она стала женой профессора Бора. Это произошло в 1881 году.

Эллен Адлер была дочерью Д.В. Адлера, банкира и финансиста, осно-вателя Копенгагенского коммерческого банка и инициатора создания Провинциальной кредитной ассоциации Ютландии. Адлер проявлял большой интерес к политике и был избран в парламент от национальной либеральной партии.

Молодая пара жила сначала в городском особняке на Вед Странд, 14. Это было внушительное здание с каменным фасадом, стоявшее в изогну-том ряду других больших особняков, которые выходили к дворцу Хри-стианборг – местопребыванию правительства Дании.

Здесь, в самом сердце Копенгагена, родились дети Боров – их первый ребенок, дочь Женни, затем 7 октября 1885 года сын Нильс Хенрик Да-вид Бор и два года спустя второй сын, Харальд. С момента рождения де-ти жили в атмосфере любви и ласки.

Основной чертой, которая выделяла эту семью была большая доброта и душевность родителей по отношению к своим детям. Ситуация, когда отец семейства постоянно занят своей работой, как это часто бывает в высокоинтеллектуальных семьях для семьи Боров была чужда. Христиан Бор очень много путешествовал с семьей, они совершали прогулки со своими детьми в места, где было много технических диковинок: это бы-ли маяки, судоверфи, башни с часовыми механизмами. Боры сделали очень много для того, чтобы их дети стали лучшими людьми на планете. У Христиана была большая страсть - футбол. Он так сильно привил свою страсть у детей, что в студенческие годы Харальд и Нильс играли за сборную страны. У Харальда игра в футбол получалась особенно успеш-но: он играл правым полузащитником за сборную, а зато Нильс так и не поднялся выше второго запасного вратаря.

В детстве два маленьких брата Нильс и Харальд были очень дружны между собой. Чувство взаимопонимания и поддержки они сохранили на всю жизнь. Они постоянно друг с другом переписывались, обсуждали новые идеи, работали учились вместе: такую сплоченность не часто встречаешь среди двух братьев - ровесников. Тем более многое, очень многое отличало их друг от друга. Нильс более старший, был спокойным и уравновешенным, открытым и простодушным. В науке он был практи-ком, экспериментатором. Он очень часто помогал отцу в домашней лабо-ратории и полученные там слесарно-технические навыки потом очень пригодились ему при стажировке в Кавендишской лаборатории. Прямой противоположностью ему был Харальд. Он был страшным теоретиком. Над ним шутили что он будет выводить теорию даже там, где надо про-сто вбить гвоздь. Харальд был очень остроумен, он любил над всеми подшучивать, особенно оставалось Нильсу. Родные вспоминали, что од-нажды мальчики поспорили о том кто кого лучше подденет. Нильс долго пытался найти хоть что-нибудь остроумное, но ничего не получалось. Однако Харальд не отступал, спор затягивался и в результате долгих мук Нильс только и смог сказать “А ты посадил пятнышко на пальто“....

Как все же один, так и другой выбрали настоящий путь в жизни - путь познания природы. Отец Боров смог передать своим мальчикам тягу, ко-торую он испытывал к познанию природы, а также трудолюбие, которое и стало залогом успешной карьеры детей Бора.

УЧЕБА МАЛЬЧИКОВ БОР.

Когда Нильсу исполнилось семь лет, он начал учиться в Гаммель-хольмской школе, однако мальчик очень неохотно оставлял своего младшего брата Харальда, к которому был сильно привязан. Вниматель-ный и любящий отец соорудил для мальчиков рабочий уголок и снабдил их инструментами, которыми научил пользоваться. Нильс, искусно вла-девший инструментами, научился обрабатывать металл – привычка, ко-торая сохранилась у него на всю жизнь и неоднократно его выручала.

В школе мальчики учились хорошо, хотя сверстники часто подшучи-вали над ними. Они были очень похожи внешне, одинаково одевались и вдвоем тянулись ко всему новому и неизвестному.

Профессор Бор был горячим поклонником Гете и мог

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»