Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Естествознание /

НЛО и внеземные цивилизации

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Космические катастрофы.

Считалось, что физические условия на планетах если и меняются со временем, то незначительно, не препятствуя возникшей жизни успешно развиваться. К катастрофам следует отнести и космические столкновения. Согласно самым оптимистическим оценкам столкновения Земли с крупными астероидами и кометами происходят раз 50 миллионов лет. Если вспомнить о столкновении с Землей астероида 65 млн. лет назад (кратер Чиксулуб) – становится ясным, что появление разумной жизни на Земле зависело от случайности! Если бы масса астероида была несколько больше, можно предположить, что земная фауна вполне могла погибнуть. А если бы динозавры на планете после этой катастрофы сохранились бы, какие шансы были у млекопитающих, в том числе у наших обезьяноподобных предков, выжить под мощным экологическим давлением со стороны ящеров и обрести разум?

Понятно, что если судьба земной цивилизации по сути зависела только от массы астероида, которая вполне могла оказаться гораздо большей – то вероятность благополучного исхода может быть оценена как весьма небольшая. По-видимому, нашей планете очень повезло. В связи с этим может быть задан вопрос: нельзя ли рассматривать космические столкновения как «точечную» регулировку развития биосферы, выполненную Сверхцивилизацией?

Факт существования множества близких родственных ветвей, по которым шло развитие человека, говорит том, что появление разума отнюдь не обязательно. Выдвигались различные теории от вмешательства Создателя (А. Мень) до воздействия психотропных природных веществ (Т. Маккена), но данные версии используют во многом маловероятные, либо вообще сверхъестественные факторы. Пока науке не известен закономерный путь, приводящий к появлению разума. Не исключено, что переход к разуму есть крайне редкий скачкообразный процесс. По-видимому, И.С. Шкловский был прав, когда утверждал, что этот переход может оказаться зависящим от каких-либо неуловимых факторов и его продолжительность может варьировать в самых широких пределах.

Наблюдения за проявлением жизни в космосе

Прошло 40 лет со дня первой без¬успешной по¬пытки устано¬вить контакт с разумной жизнью за пределами Земли. Американский радиоастроном Френсис Дрэйк в обсерватории Грин-Бэнк начал прослушивание радиоволн от звезд Эпсилон Эридана и Тау Кита, в надежде обнаружить осмысленные сигналы. Как в США, так и в СССР, проблема тогда мыслилась чисто технической. Согласно данным астрофизики, к 1960 году в нашей Галактике насчитывается порядка 10 тысяч планет с условиями, в которых возможна жизнь «земного типа». Если предположить возможность возникновения на этих плане¬тах цивилизаций, освоивших радиосвязь (а именно это предполагают сторонники традиционных методов поиска внеземных цивилизаций), то мы давно уже зареги¬стрировали бы сигналы этих цивилизаций, так как современные средства радиотеле¬скопии уже сегодня обеспечивают реги¬страцию излучений, по мощности не превышающих земные телевизионные пе¬редатчики, даже в том случае, если передающая цивилизация находится на противоположном краю Галактики. Тем не менее, несмотря на усиленное сорока¬летнее «прочесывание» неба радиотеле¬скопами, сигналы, которые можно было бы уверенно интерпретировать как сигналы искусственного происхождения, обнару¬жены не были.

В сентябре 1971 года Бюраканской астрофизической обсерватории состоялся первый советско-американский симпози¬ум, посвященный проблеме связи с вне¬земными цивилизациями. Большинству участников казалось само собой разумею¬щимся, что искать внеземные цивилизации следует посредством электромагнитных волн. Спорили лишь о том, «ловить» сигналы в радиодиапазоне,— или пытаться увидеть в телескоп так называемое «кос¬мическое чудо» — грандиозные необыч¬ные явления — следствия высокоразвитой технологии.

Но уже к следующему семинару по проблеме CETI¹, проходившему в Специ¬альной астрофизической обсерватории Академии Наук СССР в станице Зеленчукской в 1975 году, многим стало ясно, что высокоразвитая цивилизация отличалась бы не величиной используемой ею энер¬гии, а наилучшей регуляцией энергии. Высокоразвитая цивилизация не станет «сорить» в космосе продуктами своей технологической деятельности. Напро¬тив,— чем более она развита,— тем неза¬метнее она для внешнего наблюдателя. Поэтому мы никогда не увидим ее «со стороны». Принцип, сформулированный Станиславом Лемом, гласит: «Чем про¬изводительней сумеет цивилизация ис¬пользовать доступные ей источники энер¬гии, тем труднее наблюдать эту деятель¬ность на астрономических расстояниях. Труднее, ибо наилучшее использование означает оптимальную концентрацию энергетического потока в рамках законов термодинамики». Попытки «ловли сигна¬лов» в радиодиапазоне также были при¬знаны некоторыми исследователями не¬оправданными, так как трудно пред положить, что какая-либо цивилизация, освоив радио, вдруг застыла на этом этапе, не стала развивать более совершенные формы связи, а вместо этого пыталась бы посылать во Вселенную сигналы посред¬ством быстро поглощающихся веществом электромагнитных волн. «Застать» циви¬лизацию в таком кратком временном интервале крайне маловероятно.

Начиная с 1975 года, отчетливо просле¬живается новая тенденция в изучении проблемы связи с внеземными цивилиза¬циями. Исследователи перестали зани¬маться вопросом о технических средствах связи и сосредоточились на поисках воз¬можностей различения искусственного сигнала среди помех естественного про¬исхождения. Стали подвергаться сомне¬нию привычные формы передачи инфор¬мации, высказываться предположения о возможности передачи информации сред¬ствами, характерными для искусства, в частности, некоего космического аналога музыки.

На основе докладов, прочитанных на Зеленчукском семинаре, издательство «Наука» выпустило в 1981 году сборник «Проблемы поиска внеземных цивилиза¬ций». Новый подход к проблеме CETI наиболее ярко проявился в работе В. В. Иванова «О зависимости структуры языка от устройства, пользующегося язы¬ком» (1981). Оставляя в стороне вопрос о материальных носителях информации, автор пишет: «При отсутствии... ограниче¬ний на ввод и вывод сигналов за единицу времени, которые характерны для мозга, более вероятным представляется способ общения, при котором передаются за единицу времени... тексты как единое целое, без разделения на слова.

Не может ли такая «одномоментная» передача целого массива информации (приближение к которой в земных усло¬виях достигается лишь в исключительных случаях в языке искусства и в некоторых других видах духовной деятельности) осу¬ществляться путем излучения импульсов сверхгигантской амплитуды и сверхмалой длительности, возможность генерации ко¬торой предполагается для развитых внеземных цивилизаций. Возможность дешифровки таких сообще¬ний зависит от успехов быстро развиваю¬щейся новой научной дисциплины, иссле¬дующей текст как целое в отличие от классической лингвистики, не выходившей за пределы предложения как основной единицы высшего уровня. Не исключено, что для понимания физического характера таких сверхкоротких импульсов может оказаться полезным исследование челове¬ческого мозга как приемника особого типа».

Тогда же Н. С. Кардашев выступил со статьей «Стратегия и будущие проекты CETI», в которой предлагал «...изучение возможности перехода в другие измере¬ния (например, через заряженную черную дыру)». В этом случае внешний наблюда¬тель не будет свидетелем какого бы то ни было «космического чуда». Н. С. Карда¬шев перекликается здесь с Г. М. Идлисом, утверждающим в статье «Закономерности развития космических цивилизаций»: «...Возможна нетривиальная космологиче¬ская экспансия высокоразвитых цивилиза¬ций из уже освоенных ими ограниченных пространственных областей не «наружу», а «внутрь» — во все новые и новые вза¬имно соприкасающиеся квазизамкнутые макромиры, которых в единой (связной) всеобъемлющей Вселенной, реализующей все свои потенциальные возможности и свободной от всяких космологических па¬радоксов, должно быть неисчерпаемое множество».

В декабре 1981 года в Таллинне состо¬ялся очередной симпозиум по проблеме «Поиск разумной жизни во Вселенной». За время, прошедшее с предыдущих встреч, взгляды многих участников симпозиума претерпели существенные изменения. Бывшие энтузиасты идеи существования внеземных цивилизаций стали энтузиа¬стами прекращения исследований по про¬блеме CETI. В частности, такими энтузиа¬стами стали упоминавшийся в начале статьи американский астрофизик Френсис Дрэйк, а также советские ученые член-корреспондент АН СССР И. С. Шкловский и кандидат физико-математических наук Б. Н. Пановкин (ныне покойные). Позиция сторонников уникальности земной жизни имела морально-этический аспект: вывод о нашем одиночестве во Вселенной до¬лжен был заставить нас более ответственно относиться к сохранению жизни на Земле, к предотвращению войн. Например, Френ¬сис Дрэйк считает, что, признав наше одиночество, «мы научимся понимать, что жизнь на Земле — вещь хрупкая, нежная, что мы обязаны очень осторожно отно¬ситься к ней, сохранять и охранять ее, защищать нашу планету».

Но решение этой задачи никак не зависит от идеи одиночества во Вселенной. Жизнь на Земле имеет свою неповтори¬мую ценность, подобно тому, как ценность отдельной человеческой личности не теря¬ется и не уменьшается от признания факта существования других личностей. Другой вопрос, что весь опыт безуспешных по¬исков проявлений внеземного разума приводит нас к выводу о непригодности естественнонаучных методов для этой це¬ли.

В 1992 г. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) начало проект СЕРЕНДИП (SERENDIP, Search for Extraterrestrial Radio Emission from nearby Developed Intelligent Populations — «Поиск внеземного радиоизлучения от соседних развитых цивилизаций»). Проект рассчитан на 10 лет. В нём участвуют несколько обсерваторий разных стран. С помощью параболической

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»