Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Естествознание /

Ноосфера

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Содержание

Введение 3

1. Ноосфера 4

1.1. Учение В.И.Вернадского о ноосфере 4

1.2. Влияние человека на природу. Техносфера. 6

1.3. Трансформация биосферы в ноосферу 9

1.4. Противоречия в системе: природа-биосфера-человек 15

1.5. Единство и многообразие органического мира 19

1.6. Жизнь как биологический круговорот веществ 21

Заключение 23

2. Задача 24

Список литературы 26

Введение

История науки знает немало великих имён, с которыми связаны фундаментальные открытия в области естественных и общественных наук, однако в подавляющем большинстве случаев это - учёные, работавшие в одном направлении развития наших знаний.

В XX в. такой же по значению величиной в области естественных наук стал Владимир Иванович Вернадский. На его принадлежность к своей сфере могут претендовать и естествоиспытатели самых различных направлений, и приверженцы точного экспериментально проверяемого знания, и историки науки и человеческой мысли, и науковеды, и, конечно, философы-гуманисты, социологи. Он, несомненно, принадлежал к тем немногим в истории не только своего народа, но и человечества, кому было по силам охватить могучим умом целостность всей картины мира и стать провидцем.

Труды В.И.Вернадского не только внесли огромный вклад в развитие многих разделов естествознания, но и принципиально изменили научное мировоззрение XX века, определили положение человека и его научной мысли в эволюции биосферы, позволили по-новому взглянуть на окружающую нас природу как среду обитания человека, поставили много актуальных проблем и наметили пути их решения в будущем.

Цель данной работы – рассмотреть учение о ноосфере.

Для достижения поставленной цели, мной будут решены следующие задачи:

- рассмотреть учение Вернадского о ноосфере;

- рассмотреть влияние человека на природу и техносферу;

- рассмотреть процесс трансформации биосферы в ноосферу;

- рассмотреть противоречия в системе природа-биосфера-человек;

- рассмотреть единство и многообразие биологического мира и круговорот веществ.

1. Ноосфера

1.1. Учение В.И.Вернадского о ноосфере

Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия его деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере. Термин «ноосфера» пере¬водится буквально как сфера разума. Впервые его ввел в научный оборот в 1927 г. французский ученый Э. Леруа. Вместе с Тейяром де Шарденом он рассматривал ноосферу как некое идеальное образование, внебиосферную оболочку мысли, окру¬жающую Землю.

Ряд ученых предлагает употреблять вместо понятия «ноосфера» другие понятия: «техносфера», «антропосфера», «психосфера», «социосфера» или использовать их в качестве синонимов. Подобный подход представляется весьма спорным, так как между перечисленными понятиями и понятием «ноосфера» есть определенная разница.

Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока законченного канонического характера, которое можно было бы принимать как некое безусловное руководство к действию. Учение о ноосфере было сформулировано и в трудах одного из его основателей В. И. Вернадского. В его работах можно встре¬тить разные определения и представления о ноосфере, которые к тому же менялись на протяжении жизни ученого. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х гг. после де¬тальной разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, В.И.Вернадский употребляет понятие «ноосфера» в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как об¬ласть активного проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы. [1, с.76]

Очень важным в учении В.И.Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез есте¬ственных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружаю¬щую среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразо¬ванием не только природы, но и самого человека. Это не просто сфера приложения знаний человека при высоком уровне тех¬ники. Для этого достаточно понятия «техносферы». Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятель¬ность человека будет основываться на строго научном и действи¬тельно разумном понимании всех происходящих процессов и обя¬зательно сочетаться с «интересами природы».

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимо¬действия человека и природы, в пределах которой разумная чело¬веческая деятельность становится главным определяющим факто¬ром развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокуп¬ность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу, основатели этого учения расходились в понимании сущности данного процесса. Тейяр де Шарден говорил о посте¬пенном переходе биосферы в ноосферу, т.е. «в сферу разума, эво¬люция которой подчиняется разуму и воле человека», путем по¬степенного сглаживания трудностей между человеком и природой.

У В.И.Вернадского мы встречаем иной подход. В его уче¬нии о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличива¬ется, человечество становится основной планетарной геолого-образующей силой. Поэтому (стержень учения Вернадского о ноосфере) человек несет прямую ответственность за эволюцию планеты. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим че¬ловеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозировано разу¬мом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно био¬сфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.

В этом и заключаются непростой характер эволюции при¬роды, биосферы, а также сложности появления ноосферы, оп¬ределения роли и места в ней человека. В. И. Вернадский не¬однократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной дея¬тельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую. О ноосфере правильнее говорить, как о том идеале, к которому следует стремиться человеку. [3, с.106]

1.2. Влияние человека на природу. Техносфера.

Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине огромны. И темпы ее развития постоянно увеличи¬ваются. В наши дни так называемая техномасса (все созданное человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес ди¬ких живых организмов). Это тревожный сигнал, он требует вдумчивого отношения к балансу составляющих системы при¬рода—биосфера—человек.

Уровень воздействия человека на окружающую среду зави¬сит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человече¬ства. Однако с развитием общества, ростом его производитель¬ных сил ситуация изменилась кардинальным образом. XX сто¬летие — век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и техноло¬гии, он колоссально увеличил масштабы воздействия общества на природу и поставил перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем.

Изучение влияния техники на биосферу и природу в целом нуждается не только в прикладном, но и в глубоком теоретиче¬ском осмыслении. Техника все менее остается только вспомога¬тельной силой для человека. Все больше проявляется ее автоном¬ность (автоматические линии, роботы, межпланетные станции, сложнейшие компьютерные самоналаживающиеся системы).

Понятие «совокупность техники и технических систем» лишь начинает обретать право на существование в науке. По анало¬гии с живым веществом, лежащим в основе биосферы, мы мо¬жем говорить о техновеществе как совокупности всех сущест¬вующих технических устройств и систем (своеобразных техноценозов). В его состав, в частности, включают технические уст¬ройства, добывающие полезные ископаемые и вырабатываю¬щие энергию подобно зеленым растениям в биосфере. Выделя¬ется также технический блок по переработке полученного сырья и производству средств производства. Далее идет техни¬ка, производящая средства потребления. Затем — технические системы по передаче, использованию и хранению средств ин¬формации. В особый блок выделяют автономные многофунк¬циональные системы (роботы, автоматические межпланетные станции и др.). В последнее время появляются также техносистемы по переработке и утилизации отходов, включенные в не¬прерывный цикл безотходной технологии. Это своего рода «технические санитары», действующие подобно биологическим, природным подсистемам. Таким образом, структура техновещества (как совокупность отдельных технических устройств и целых подсистем-техноценозов) все больше воспроизводит аналогич¬ную организацию естественных природных живых систем.

Другой подход к пониманию структуры и роли техновещества предлагает швейцарский экономист

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»