←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
КАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ.
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
Реферат по дисциплине «Концепции Современного Естествознания»
На тему:
Становление человечества.
Выполнила:
Студентка гр. 4150-с
Заочного отделения
Тарасова Е.В.
Проверила:
Ст. препод.
Фролова Т.И.
Набережные Челны
2003 г.
Содержание:
Введение 3
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК – ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО. 5
1. Человек как биопсихосоциальное существо
2. Человек и среда его обитания: от Земли до космоса
3. Человек как личность
4. Человек, коллектив и общество. Формирование и развитие
Раздел 2. ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ 11
Конкретно-историческое понимание личности
Раздел 3. ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 12
1. Природа человека. Диалектика сущности и существования
2. О смысле жизни
Раздел 4. Будущее человечества в тени глобальных 17
проблем настоящего
1. Угроза термоядерного пожара.
2. Близость экологической катастрофы.
3. Опасность, нависшая над человеческой телесностью.
Заключение 19
Список используемой литературы 20
Введение.
Один древний мудрец сказал: для челове¬ка нет более интересного объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единст¬венным создателем всех достижений культуры на земле, разум¬ным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.
Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажет¬ся до смешного простым: в самом деле, кто ж не знает, что та¬кое человек. Но в том-то все и дело, что-то, что нам ближе всего, лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как толь¬ко мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности.
Естествознание смогло создать непрев¬зойденные образцы натуралистических исследований природы человека.
Чело¬век думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам.
Определяющим условием становления человека является труд, возникновение которого ознаменовало собой превраще¬ние животного предка в человека. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в со¬ответствии со своими постоянно развивающимися потребностя¬ми, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек форми¬руется культурой. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный. Раз¬витие трудовой активности глобально изменило природную сущность предка человека. В социальном отношении труд по¬влек за собой формирование новых, социальных качеств чело¬века, как-то: язык, мышление, общение, убеждения, ценност¬ные ориентации, мировоззрение и др. В психологическом отно¬шении он имел своим следствием преобразование инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения и в плане их преобразования в новое качест¬венное состояние сугубо познавательной человеческой деятель¬ности — интуицию.
Все это и означало появление нового биологического вида Homo sapiens, который с самого начала выступал в двух взаимосвязанных ипостасях — как человек разумный и как человек общественный. Подчеркивая универсальность социального начала в человеке, Понятие человека непременно предпола¬гает других людей, и только в этом отношении человек есть человек в полном смысле этого слова .
Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. И это относится не только к опыту, который индивид приобретает в течение своей жизни. Ребенок появляется на свет уже со всем анатомо-физиологическим богатством, накопленным человечеством за прошедшие тысячелетия. При этом характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуры общества, оказывается самым не¬приспособленным к жизни из всех живых существ. Вне общест¬ва нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в силу не¬счастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к жи¬вотным. Они не овладели ни прямой походкой, ни членораздельной речью, а произносимые ими звуки подражали звукам тех животных, среди которых они жили. Их мышление оказалось примитивным. Это — яркий пример того, что че¬ловек в собственном смысле слова есть как бы постоянно дейст¬вующий приемник и передатчик социальной информации, по¬нимаемой в самом широком смысле слова как способ деятель¬ности. Сущ¬ность человека не абстрактна, то есть содержание ее изменяется в зависимости от конкрет¬ного содержания той или иной эпохи, формации, социально-культурного и культурно-бытового контекста и т. д.
Не претендуя на статус определения, суммируем кратко его (человека) сущностные черты. Тогда мы можем сказать, что человек — это разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общения.
Человек — прежде всего сознательное существо: не только мышление, но и эмоции его пронизаны соз¬нанием. Конечно, в момент, когда он бросается на помощь дру¬гому, спасает утопающего, вытаскивает ребенка из огня, рискуя собственной жизнью, человек не думает о значимости своего по¬ступка, не рассчитывает, не обобщает, не размышляет — он действует мгновенно, под влиянием эмоций. Но сами эти эмоции исторически сформировались на почве коллективистских навы¬ков, разумных стремлений, трудовой взаимопомощи. Под эмо¬циональным порывом, казалось бы, безотчетным, лежат глубо¬кие пласты «снятой» сознательной жизни.
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК — ЛИЧНОСТЬ — ОБЩЕСТВО.
1. Человек как биопсихосоциальное существо.
Мы подходим к человеку с тремя разными измерениями его существования: биоло¬гическим, психическим и социальным. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозго¬вых, электрохимических и некоторых других процессах чело¬веческого организма. Под психическим понимается внутренний духовный мир человека — его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т, д. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам фе¬номен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим законо¬мерностям или только социальным? Любой категорический от¬вет был бы явным упрощением: человеческое мышление являет собой сложноорганизованный биопсихосоциальный феномен.
Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние по¬люсы в многообразии человеческих свойств и действий. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Организм и личность—две нераз¬делимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к со¬циальному бытию, к обществу, к истории человечества, к куль¬туре.
Измерение человека с двух сторон — биологической и социальной — имеет отношение именно к его лич¬ности. Биологическая сторона человека детерминируется глав¬ным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена про¬цессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Ни то ни другое в отдельности, а только их функцио¬нирующее единство может приблизить нас к пониманию тайны человека.
Каким же образом в человеке объединяются его биологиче¬ское и социальное начала? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории возникновения человека как биологического вида.
Человек появился на Земле в результате длительной эволю¬ции, приведшей к изменению собственно животной морфоло¬гии, появлению прямохождения,
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|