Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Естествознание /

Человеческое сознание и интеграция знаний

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Министерство среднего образования Украины

УВК №66

Реферат по естествознанию

«Основные закономерности развития человеческого сознания и интеграция знаний»

Выполнила: ученица 11«Г» класса

Мазина Мария

Приняла: Мельниченко Л.И.

Днепропетровск

2001

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ. 2

2. РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ. 2

3. РОЛЬ ТРУДА В ФОРМИРОВАНИИ СОЗНАНИЯ. 3

4. ПОЗНАНИЕ ЗНАНИЯ. 4

5. СОЗНАНИЕ И МОЗГ. 5

6. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ. 6

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 6

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 7

1. Введение.

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полётом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических про-блем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техни-ка - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущ-ности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматри-вают сознание как крохотную искру величественного пламени божест-венного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности созна-ния по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных свя-зей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и сози-дающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что суще-ствует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершаю-щееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонни-ки объективного идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материали-стическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

2. Развитие сознания.

Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы по-нять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно заро-дилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и ес-тественную предысторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создава-лись условия для возникновения разумного человека. Без этой эво-люции появление человеческого сознания было бы просто чудом.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, за-ключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении дейст-вительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само кон-тролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, че-ловеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержа-нием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъек-тивный образ объективного мира.

Сознание это, прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда че-ловек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важней-шее отличие психики человека от психики самых развитых представи-телей животного мира.

3. Роль труда в формировании сознания.

Процесс становления человека был процессом разложения ин-стинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопите-ков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекан-тропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня.

Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в из-готовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и во-влек в производство новый прикладной материал (научился изготав-ливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Нако-нец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с разви-тием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (не-посредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучи-тельные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно дей-ствующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические дей-ствия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обо-гащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхо-ждение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

4. Познание знания.

Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает, прежде все-го, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.

В силу определенного отношения к объекту познания знания по-лучают различную значимость для личности, что находит свое наибо-лее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и ус-тойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

5. Сознание и мозг.

Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тон-чайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функ-ционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние про-цессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопро-вержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а созна-ние - функция человеческого мозга?

Тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить ор-ганом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволю-ции, представляет собой сложноорганизованный орган.

Экспериментальные данные различных наук, таких как психофи-зиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопро-вержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его слож-ными биохимическими, физиологическими, нервными процессами яв-ляется материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.

Сознание реализуется в двух способностях: отражательной и ак-тивно-творческой. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего от-ражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общест-венного бытия, которое существенным образом связано с устремлен-ностью в будущее.

6. Общественное бытие и сознание.

Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественно-го сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъеди-ненность. Если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бы-тия, то в дальнейшем это воздействие приобретало всё более опо-средованный характер - через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»