Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Естествознание /

Шпоры по естествознанию

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


1.1 Естествознание. Предмет изучения. предмет естествознания - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстра-ты), образующие лестницу последова-тельных уровней структурной органи-зации материи, их взаимосвязи, внут-ренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, так и специфического характера.

1.8 Науки о земле и космосе. Предмет изучения. Астрономия - наука о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем и Вселенной в целом. Геология - комплекс наук о со-ставе, строении и истории развития земной коры и Земли. География - система естественных (физико-географических) и общественных (экономико- и социально-географических ) наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные, производственно-территориальные и социально-территориальные комплексы и их компоненты.

1.15 Третий этап "новейшей" револю-ции в естествознании. Началом 3-го этапа в естествознании было первое овладение атомной энергией в резуль-тате открытия деления ядра (1930) и последующих исследований, с кото-рыми связано зарождение электрон-но-вычислительных машин и кибер-нетики. Теперь в естествознании на ряду с физикой лидирует биология, химия, а также науки, смежные с ес-тествознанием - космонавтика, кибер-нетика.

1.2 Науки, относящиеся к числу естест-венных. - физика, химия, биология, геология.

1.9 Взаимодействие естественных наук. Взаимная связь отраслей естествозна-ния отражает общий ход развития всей природы от более простых, низ-ших ступеней и форм до наивысших и сложнейших. Раздвоение природы на неживую и живую, которое зарожда-ется в пределах химии (поскольку хи-мические соединения дифференциру-ются на неорганические и органиче-ские) можно представить так:

физика неорганичес..(путь к неживой природе)

химия органическая (путь к живой при-роде) 1.16 Три основных современных на-правления в развитии естественных наук. В настоящее время изучение есте-ственной науки сконцентрировано на трех главных фронтах: 1) изучение очень большого - (занимается астрономия, ас-трономы наблюдают все более отдален-ные объекты и пытаются составить пред-ставление о том, как выглядит населяе-мый нами мир в макрокосмосе); 2) изуче-ние очень малого - (представляет собой мир атомов. Мы сами и все вокруг нас состоит из атомов, для нас представляет первостепенный интерес как мы сложе-ны); 3) изучение очень сложного (эта область принадлежит биологии)

1.3 Цели естествознания. Цели естест-вознания - двоякие: 1) находить сущ-ность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или созда-вать новые явления и 2) раскрывать возможность использования на прак-тике познанных законов, сил и ве-ществ природы.

1.10 Основные ступени общего хода развития естествознания. Общий ход познания природы проходит следую-щие основные ступени: 1) непосредст-венное созерцание природы как нерас-члененного целого; 2) анализ природы, расчленение ее на части, выделение и изучение отдельных вещей и явлений, поиски отдельных причин и следствий; 3) воссоздание целостной картины на основе уже познанных частностей пу-тем приведения в движение останов-ленного, оживление омертвленного, связывания изолированного раньше, т.е. на основе фактического соедине-ния анализа с синтезом.

2.1 Корпускулярная и континтуальная концепции в описании природы. До 20-х годов XX века физическая картина мира складывалась из 2-х элементов - частиц и полей. Частицы - маленькие комочки материи - корпускулы, движущиеся по законам классической механики Ньютона. Каждая из них имеет 3 степени свободы - ее положение в пространстве задается 3-мя координатами. Если зависимость ко-ординат от времени известна, это дает исчерпывающую информацию о движе-нии частицы.

1.4 Методы исследования, используе-мые в естествознании. Методы есте-ствознания могут быть подразделены на группы: а) общие методы, касаю-щиеся всего естествознания, любого предмета природы, любой науки; б) особенные методы - специальные ме-тоды, касающиеся не предмета есте-ствознания в целом, а лишь одной из его сторон или же определенного приема исследований: анализ, синтез, индукция, дедукция; в) частные мето-ды - это методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли естествознания, либо за пределами той отрасли естествознания, где они возникли.

1.11 Подготовительные периоды (исто-рические) к систематическому изу-чению природы. Первый подготови-тельный период - натурфилософский (зарождение элементов будущего есте-ствознания) - характерен для древно-сти. Второй период характеризуется господством схоластики и теологии в Западной Европе и спорадическими открытиями у арабо-язычных народов. Период механического и метафизиче-ского естествознания. Период откры-тия всеобщей связи и утверждения эволюционных идей в естествознании характеризуется стихийным проникно-вением диалектики в естествознании. Период "новейшей революции"

2.2 Механика Ньютона. Область при-менимости. Механику (динамику), ос-нованную на законах Ньютона называ-ют ньютоновской или классической ме-ханикой. Как показал опыт она оказы-вается верной для очень широкого кру-га явлений. С помощью законов Нью-тона рассчитывают движение автомо-билей и самолетов, искусственных спутников и космических кораблей, жидкостей и газов, электронов в кине-скопе телевизора и т.д.

1.5 Физика. Предмет изучения. Физика - наука о природе, изучающая про-стейшие и вместе с тем наиболее об-щие свойства материального мира. Вследствие этой общности физика и ее законы лежат в основе всего есте-ствознания.

1.12 Характеристика кризиса и рево-люции в науке. В 1913-1921 гг. на ос-нове представлений об атомном ядре , электронах и квантах Н. Бор создает модель атома, разработка которой ве-дется соответственно периодической системе Д.И. Менделеева. Это сопро-вождается нарушением прежних пред-ставлений о материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Это привело к кризису физи-ки и всего естествознания.

2.3 Микро-, макро- и мегамиры. В на-стоящее время изучение естественной науки сконцентрировано на трех главных фронтах: 1) изучение очень большого - (занимается астрономия, астрономы на-блюдают все более отдаленные объекты и пытаются составить представление о том, как выглядит населяемый нами мир в макрокосмосе); 2) изучение очень малого - (представляет собой мир атомов. Мы сами и все вокруг нас состоит из атомов, для нас представляет первостепенный интерес как мы сложены); 3) изучение очень сложного (эта область принадле-жит биологии).

1.6 Химия. Предмет изучения. - нау-ка, изучающая превращение веществ, сопровождающиеся изменением их со-става или строения. В современной химии отдельные ее области: неорганическая химия, органическая химия, физическая химия, аналитическая химия, химия по-лимеров стали в значительной степени самостоятельными науками. На законах химии базируются такие технические науки, как химическая технология, ме-таллургия.

1.13 Первый этап "новейшей" револю-ции в естествознании. В середине 90-х годов XIX века началась новейшая рево-люция в естествознании, главным обра-зом в физике, а также в химии и биоло-гии. В 1913-1921 гг. на основе представ-лений об атомном ядре , электронах и квантах Н. Бор создает модель атома, разработка которой ведется соответст-венно периодической системе Д.И. Мен-делеева. Это сопровождается нарушением прежних представлений о материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Это был I этап революции в физике и во всем естествознании.

2.4 Элементарные частицы. Протон, нейтрон, позитрон. Атом состоит из мельчайших частиц, называемых эле-ментарными частицами. Протон - самая тяжелая элементарная частица, ядро атома водорода, заряжен положительно. Нейтрон - обладает почти такой же мас-сой как протон, но электрически ней-тральна, входит в состав всех атомных ядер. Позитрон - положительно заря-женная частица. ( обладающая такими же свойствами, что и электрон).- анти-частица электрона.

1.7 Биология. Предмет изучения. - совокупность наук о живой природе - об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с неживой природой.

1.14 Второй этап "новейшей" револю-ции в естествознании. - начался в сере-дине 20-х годов XX века в связи с созда-нием квантовой механики и сочетанием ее с теорией относительности в общую квантово-релятивистскую концепцию. Происходит дальнейшее бурное развитие естествознания и в связи с этим продол-жается коренная ломка старых понятий, главным образом тех, которые связаны со старой классической картиной мира.

2.5 Взаимодействие элементарных час-тиц. В физике называется воздействие тел или частиц друг на друга, приводящее к изменению состояния их движения. В механике Ньютона действие тел друг на друга количественно характеризуется силой. Более общей характеристикой взаимодействия является потенциальная энергия. Взаимодействие электрически заряженных тел осуществляется не мгно-венно, а лишь спустя конечное время.

2.6 Типы фундаментальных взаи-модействий в природе. В природе, по современным данным, имеется лишь 4 типа взаимодействий (в порядке возрас-тания интенсивности): гравитационные взаимодействия, слабые взаимодействия (отвечающие за распад элементарных частиц),

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»