Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Архитектура /

Аничков Мост



Скачать реферат


Аничков Мост

Первый мост через Фонтанку по приказу Петра I начали строить в 1713 году, на что из казны выделили 50 рублей. Мост этот стоял в створе нынешней Итальянской улицы. Он получил свое название по фамилии командира адмиралтейского «работного батальона» М. О. Аничкова. Мост обветшал, и в 1726 году на Большой Першпективой дороге (как тогда назывался Невский проспект) построили второй Аничков мост. Его сделали подъемным — для прохождения по Фонтанке судов с мачтами. Тогда же на месте современного дома на набережной Фонтанки (№ 29/66) поставили гауптвахту. Находившаяся в ней стража следила, чтобы в город не входили «подозрительные люди». В царствование Петра II (внука Петра Великого), в 1728 году, столицу перенесли в Москву. «Не хочу ходить по морю, как дедушка!»,—говорил юный Петр II. Лишь в 1732 году Санкт-Петербург вновь стал столицей. Для торжественной встречи новой царицы—Анны Ивановны у Аничкова моста соорудили триумфальные ворота, украшенные 17 статуями, картинами на исторические сюжеты, символикой и приветственными надписями. Около двадцати лет стояло это сооружение, статуи развалились, картины превратились в линялые тряпки, и в 1751 году арку разобрали. К этому времени Аничков мост подвергся частичной реконструкции—в 1742—1749 годах его укрепили на сваях. И, наконец, в 1780-х годах мост радикально перестроили — наподобие сохранившегося моста имени Ломоносова. Строительство было закончено в 1787 году. Аничков мост с четырьмя гранитными башнями являлся пристанищем для «простолюдинов» — рядовых обывателей столицы, которые здесь вели неспешные разговоры, нанимались на поденную работу, лузгали семечки и наблюдали неторопливое прохождение барж по реке. Все оживленнее становилось движение на Невском проспекте (как с 1783 года стала именоваться главная'улица столицы), и на проезжей части гранитного Аничкова моста нередко возникали «пробки» из карет и извозчичьих повозок. В 1838 году началось строительство нового Аничкова моста, соответствующего ширине Невского проспекта. Строил его инженер А. Д. Гетман. Работы велись почти десять лет. Авторство литых чугунных перил Аничкова моста, в которых скомпонованы изображения русалок и морских коньков, в литературе нередко приписывается А. П. Брюллову. Но они являются копией перил моста через Купферграбен — рукав реки Шпрее в центре Берлина, у начала улицы Унтер-ден-Линден, построенного по проекту Карла Фридриха Шинкеля в 1822—1824 годах. Чугунные решетки берлинского моста выполнены по рисункам К. Ф. Шинкеля. Его, возможно, и следует считать автором важных деталей парапета Аничкова моста. 22 ноября 1841 года на новом Аничковом мосту уже была воздвигнута первая из конных групп П. К. Клодта. На торжестве открытия моста Николай I (его не отличала изысканность выражения своих эмоций), хлопнув по плечу скульптора, заявил громогласно: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!»... История этих скульптурных композиций восходит к началу 1830-х годов, когда после сооружения К. А. Тоном гранитной пристани у Академии художеств решено было создать еще два таких же причала на левом берегу Невы, вблизи Зимнего дворца. И тогда Петру Карловичу Клодту поручили вылепить четыре бронзовые фигуры «укротителей коней», чтобы попарно установить их на новых пристанях левого берега Невы. П. К. Клодт, выходец из древнего лифляндского рода, к этому времени уже был известен своими работами. Отец его умер в бедности, и молодой Клодт начал свою карьеру военной службой. Но вскоре его властно увлекло искусство ваяния. После окончания артиллерийского училища в 1826 году Клодт вышел в отставку и поступил в Академию художеств. Работал он неутомимо. Биограф Клодта рассказывает, что «повсюду, где только предоставлялся удобный случай,— в манеже, на улице, в каретной упряжке, в возу, в размахах бега и в спокойном состоянии, он наблюдал различные движения, позы, аллюры и привычки лошадей. Не имея иного учителя, кроме природы, он слушался только этого одного неизменного профессора и строго изучал сперва только голову, потом склад и все части, стараясь передать их с безупречной точностью до последней жилки». Созданные Клодтом (в гипсе) два изваяния «Конь с водничим» были высоко оценены Академией художеств. Этими скульптурами решено было украсить Аничков мост. Клодту поручили отлить в бронзе по два экземпляра каждой из конных групп. Скульптор лично произвел отливку двух изваяний. По приказу Николая I Клодт отлил также в бронзе две копии своих скульптур для отправки в Берлин. Этот подарок Николая I прусскому королю вызвал в Берлине всеобщее восхищение. Статуи установили в немецкой столице на высоких постаментах перед королевским дворцом. Петербургская Академия художеств писала в своем официальном отчете, что статуи Клодта в Берлине «произвели такой всеобщий восторг, какого там никогда не было». Обращено было внимание и на то, что надписи на статуях, от правленных в Берлин, были сделаны Клодтом на русском языке. Прусский король Фридрих-Вильгельм IV в 1845 году прислал в Санкт-Петербург ответный подарок—изваяния двух Слав. По приказу Николая I их поставили на высоких колоннах у начала Конногвардейского бульвара, в ознаменование боевых заслуг конной гвардии. По обеим сторонам Аничкова моста в то время стояли по две одинаковые группы «Коня с водничим». Но так было не долго. В начале 1840-х годов Николай I в знак благодарности за то, что его жене оказывались в Италии пышные приёмы, распорядился снять с одного конца Аничкова моста два бронзовых изваяния и выслать их в дар королю Сицилии Фердинанду II. Так две конные группы Клодта оказались в Неаполе. Там их разместили на площади, параллельно фасаду королевского дворца, где они прекрасно смотрятся в профиль и, лучше чем в Берлине, обогащают фасад невысокого и сравнительно скромно оформленного здания. Свидетельством международного признания таланта и мастерства Клодта явилось его избрание в состав Академии художеств Берлина, Рима и Парижа. На опустевшей стороне Аничкова моста временно установили гипсовые, тонированные под бронзу копии конных групп. Одновременно Клодт получил заказ на отливку их в бронзе. Но скульптор не повторил первую пару статуй—он создал две новые композиции на тему обуздания дикого коня. Образовалась состоящая из четырех групп своеобразная последовательность, запечатлевшая победу человека над животной силой. В первой группе— вздыбленный дикий конь н поверженный на землю человек: вторая группа—юноша поднял на колено и сдерживает рвущегося вперед коня. Третья группа—юноша поднялся с колен и уздой осаживает все еще разгоряченного коня. Четвертая группа—конь укрощен, он покорился водничему. Замысел—дать последовательные фазы укрощения коня—Клодт акцентировал такими деталями: в группах, обращенных в сторону Адмиралтейства, кони подкованы, покрыты попонами. На последней (у д. № 29/66) группе во рту коня удила, он покорен человеку. Клодт остался в памяти людской не только своими ликолепными творениями, но и выдающимися душевным чувствами. Беспредельно скромный, с натруженными руками ваятеля и мастерового-литейщика, он был известен своей добротой и бескорыстием. Клодт постоянно бедствовал, очень часто все свои доходы раздавал неимущим. После смерти Клодта в «имуществе» его с трудом сыскали 50 рублей...

В 1941 году, когда фронт приближался к Ленинграду, конные группы были сняты с пьедесталов и бережно закопаны в саду, примыкающем к Аничкову дворцу. Это спасло изваяния. В ночь на 6 ноября 1942 года 250-килограммовая фашистская бомба разорвались на Аничковом мосту. Взрывная волна смела в Фонтанку 30 метров чугунной решетки и тумбы, державшие перила. Осколки бомбы повредили гранитные постаменты, вырвали из них крупные куски камня. Еще во время войны погибшие звенья решетки были заново отлиты и установлены на прежних местах. Незадолго до окончания войны конные изваяния вновь заняли прежние места на пьедесталах. В перспективе Аничкова моста на площади у Московского вокзала сверкает золотая звезда на обелиске, отмечающем подвиг города-героя. Она перекликается с золотой каравеллой на шпиле Адмиралтейства в другом конце доходящего через Аничков мост главного проспекта Санкт-Петербурга.




Copyright © 2005—2007 «Mark5»