Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Архитектура /

Город Ломоносов

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Ломоносов

Дворцы-музеи и парки города Ломоносова - ценнейшие памят-ники русской культуры и искусства 18-го века, созданные выдаю-щимися архитекторами и русскими мастерами.

Ораниенбаум - единственный из пригородов, который в годы Великой Отечественной войны не подвергся разрушению фашист-скими захватчиками.

Блокированный в течении двух с половиной лет, он стал мощ-ным опорным пунктом обороны войск Ленинградского фронта, от-куда 14 января 1944 года началось наступление на врага, привед-шее к его разгрому под Ленинградом.

Поврежденные, но не разрушенные в годы войны, дворцы-музеи и парки города Ломоносова сохранили во всей своей досто-верности и неповторимости декоративное убранство 18-го века. Поэтому они представляют собою огромную художественную цен-ность как подлинные архитектурные памятники, знакомящие нас с историей и искусством прошлого.

Дворцово-парковый комплекс города Ломоносова состоит из Нижнего и верхнего парков. В них расположены Большой дворец, Каменный зал, дворец Петра 3-его с въездными воротами, Китай-ский дворец, павильон "Катальной горки", Кавалерский корпус, Ки-тайская кухня.

Выход России к Балтийскому морю, строительство Петербурга и Кронштадта побудили Петра 1-го начать заселение безлюдного побережья Финского залива. Земли на южном берегу залива были подарены А.Меншикову, который начал строительство большой усадьбы, названой "Ораниенбаумом", что в переводе означает "померанцевое дерево".

Сооружение Нижнего парка и на нем дворца происходило в пе-риод с 1710 по 1725 год. Построенный архитекторами Д.Фонтана и Г.Шеделем Большой дворец - композиционный центр всего ансамб-ля. Нижний парк, тесно связанный с дворцом, был разбит в регу-лярном стиле.

Загородная резиденция А.Меншикова по размаху, богатству, парадности превосходила все, что было выстроено до этого

Стр. 2

времени.

Она отвечала требованиям придворного быта и служила для дипломатических приемов. Работы по устройству Верхнего парка начались еще в начале 18-го века, а разбивка отдельных участков велась на протяжении последующих столетий.

Архитектор А.Ринальди в период создания центральной части Верхнего парка, так называемой Собственной дачи, применил гео-метрический принцип разбивки аллей и площадок. Элементы пей-зажной планировки он осуществил у "Катальной горки". В 1870-х годах парк приобрел тот облик, который сохранился до наших дней. В настоящее время Верхний парк, объединяя ряд разностильных садовых композиций, является единым по своим художественным достоинствам ансамблем и принадлежит к числу лучших образцов парко-строительного искусства.

На территории Верхнего парка много прудов. Напротив Япон-ского павильона Большого дворца расположен Нижний пруд, назы-вавшийся в 18-ом веке "Малым увеселительным морем". Восточнее – Красный пруд, ранее называвшийся Верхним.

Стр. 3

К 1746-1762 годам относится второй период дворцового строи-тельства в Ораниенбауме. Пригород становится резиденцией вели-кокняжеского малого двора - Петра Федоровича и Екатерины Алек-сеевны. В восточной части Верхнего парка на возвышенном берегу речки Карости, среди густой зелени был выстроен небольшой двухэтажный каменный дворец Петра III и въездные ворота с ба-шенкой, шпилем и чугунной решеткой.

Дворец Петра III, сооруженный в 1758-1762 годах, первая по-стройка архитектора А.Ринальди в Ораниенбауме. Первоначально он входил в комплекс зданий крепости Петерштадт, выстроенный для великого князя Петра Федоровича.

Крепость была сооружена по всем правилам тогдашнего фор-тификационного искусства, с валами, рвом и подъемными мостами. Въездные ворота и каменный дворец, реставрированные в 1952-1953 и в 1960-1962 годах, отличаются строгостью архитектурных форм и интересны как постройки, когда-то тесно связанные с кре-постью. В первом этаже находятся четыре

Стр. 4

комнаты, не имеющие архитектурно декоративного убранства. В настоящее время здесь расположена выставка "М.В.Ломоносов и русское художественное стекло", организованная на материалах музея Ломоносова Академии наук СССР.

Дворцовые помещения второго этажа отделаны лепкой, резь-бой, росписями по лаку, картинами, шелком. Из шести дворцовых комнат самая маленькая - Буфетная. Отделка стен шелком не со-хранилась, но оформление восточной стены декоративными полоч-ками в обрамлении лиственного орнамента и картушей для стиля позднего барокко. Поставленные на полочки вазы и статуэтки ки-тайской и японской работы дополняют декоративную отделку ин-терьера. Картинный зал, стены которого украшены картинами, раз-мещенными в шпалерной развеске, наиболее интересное помеще-ние дворца. В Картинном зале Ораниенбаума среди итальянской, немецкой, фламандской, голландской школ 17-го и первой полови-ны 18-го века имеется ряд произведений, представляющих собой большую ценность. Таковы "Венера и Купидон" художника Пьетро Либери, женские головки Пьетро Ротари, "Стадо коз с пастухом" художника Филиппа Петера Рооса, картины анималиста Иоганна Фридриха Гроота, пейзаж Карела Дюжардена, "Улица в деревне" художника Яна Брейгеля Старшего и другие. Панели, откосы, двери зала расписаны золотом по лаку в характере китайского искусства крепостным художником, "лак ирным мастером" Федором Власовым. Из русских декоративных работ подобного рода они являются единственно сохранившимися. Также отделаны Кабинет и Спальня, сохранившие великолепную лепку перекрытий, выполненную италь-янцем Джани и русскими мастеровыми людьми по рисункам архи-тектора Антонио Ринальти. Особенно интересна лепка потолка бу-дуара, изображающая крепость Петерштадт.

Вокруг дворца Петра III в парке произведена в 1952-1953 годах реконструкция. с южной и западной сторон здания сделаны пло-щадки, разбиты три цветника с рисунками орнаментального харак-тера. Посадки деревьев и кустарников, осуществленные в 70-х го-дах 19-го века, дополнены в послевоенное и настоящее время. Продолженная в 30-х годах 19-го века Рябиновая дорога

Стр. 5

проходит среди лугов и небольшого леса, мимо причудливых прудов "Карпиного" и "Подковы". Этоодна из живописнейших частей Верхнего парка. Картины природы разнообразны здесь во все вре-мена года. Летом радует глаз сложная гамма оттенков зеленой ли-ствы, а осенью кроны деревьев поражают яркостью и контрастно-стью зеленых и желто-красных тонов.

Зимой своеобразный пейзаж создают красные прутья корнуса, а также вечнозеленые ели и пихты. Красота этого участка парка, кажущаяся естественной, на самом деле является плодом большо-го мастерства садоводов и архитекторов.

Связывая восточный и западный участки Верхнего парка, Ря-биновая дорога приводит в центральную часть, которая вместе с расположенными здесь Китайским дворцом, "Катальной горкой" и другими постройками в 18-ом веке носила название "Собственной дачи".

В 1760-х годах именно здесь развернулись под руководством архитектора А.Ринальди крупные строительные работы для Екате-рины 2-ой. Каменный одноэтажный Китайский дворец

Стр. 6

напоминает павильон; он стоит на невысокой площадке из камен-ных плит, огороженной узорной металлической решёткой. Дворец тесно связан с парком. Дубы, посаженные с трех сторон дворца, составляют с ним единое архитектурное целое. Два партерных са-дика с южной стороны сохранились от прежней регулярной плани-ровки, и в 1947 году цветники в них были восстановлены по старым чертежам.

Расположение Китайского дворца в стороне от Главной пер-спективы, его сравнительно небольшие размеры свидетельствуют об интимном характере этой постройки. Тем не менее во дворце находятся семнадцать комнат. Все они, полностью сохранившиеся до нашего времени, в своем оформлении отличаются изысканно-стью и мастерством исполнения.

Каждое из помещений решено по-своему, с применением раз-личного материала - стекляруса, лепки, искусственного мрамора, смальты, слоновой кости, дерева, штофа. Отделка интерьеров, со-гласованная с архитектурой, делает их подлинными произведения-ми искусства.

Стр. 7

Уникальные по художественному значению паркетные полы яв-ляются образцами тончайшего набора из "заморских" и отечест-венных пород дерева, сделанного русскими крепостными мастера-ми.

К "заморским" породам дерева относятся: палисандр, черное- эбен, сандаловое, красное, лимонное, розовое, амарант, табачное, самшит. Из отечественных пород - береза, орех, клен, яблоня, со-сна, дуб, груша. Для каждой комнаты набирался свой, нигде более не повторяющийся рисунок пола, связанный с декоративной отдел-кой интерьера.

В некоторых помещениях в наборе можно насчитать до пятна-дцати пород дерева. Окраска комнат, решенная в голубых, бледно-розоватых, сиреневых, светло-зеленых и светло-желтых тонах в сочетании с позолотой производит впечатление изысканности.

На плоскостях стен и падуг выделяются лепные украшения, за-думанные и выполненные с большим мастерством. Работали в Ки-тайском дворце русские крепостные мастера, имена которых оста-лись неизвестны. Они "по чертежам и под смотрением" Ринальди умело претворяли в жизнь художественный замысел архитектора, передав все разнообразие и богатство форм живой природы. В де-коративном убранстве интерьеров преобладает живопись италь-янских мастеров Венецианской Академии художеств - Питтони, Дицциано, Гварана, Цуньо, Цуккарелли.

Во дворце в 1765-1768 годах работали итальянские художники Стефано Торелли и известный орнаменталист Серафино Бароцци.

Выставленные в залах художественные изделия 18-го века ра-боты русских и иностранных мастеров органически взаимосвязаны с архитектурой интерьера, так как выполнялись по рисункам А.Ринальди или приобретались по

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»