Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическая география /

Административно-территориальное устройство России

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ

Курсовая работа

по дисциплине: Социально-экономическая география

тема: Административно-территориальное устройство

России

Исполнитель:__________студент группы ЭТ-04-1 NALMAN.

(Дата, подпись)

Руководитель:__________ к.г.н., доцент Сульженко В.В.

(Дата, подпись)

Чита 2004

Содержание: стр.

Введение……………………………………………………………3

1.Значение административно-территориального устройства страны………………………………………………………………8

2.Историко-географические особенности устройства России…12

2.1.В дореволюционный период………………………………… –

2.2.В первой четверти ХХ столетия……………………………..14

2.3.Современное государственное устройство России…………15

3.Политические и экономические права и обязанности субъектов Федерации………………………………………………………….18

Заключение………………………………………………………...22

Практическая часть………………………………………………..23

Список источников………………………………………………..24

Введение

Административно-территориальное устройство государства составляет каркас всех других форм социальной жизни, поэтому в этой работе я ставлю перед собой целью рассмотреть административно-территориальное устройство России. Актуальность рассматриваемого вопроса скорее всего не вызовет у кого-нибудь сомнение, так как Российское государство – самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Это отражено в первой статье нашей Конституции, принятой в 1993 году. Механизмом регулирования и самостройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства России принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешивается заложенными в Конституции базовыми принципами.

В административном отношении Россия (Российская Федерация) состоит из 89 равноправных субъектов (регионов). Среди них республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). Эти регионы резко отличаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу (в тысячи раз). Но все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта Российской Федерации.

Каждый субъект Российской Федерации (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) делится на административные районы. Кроме того, административно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости. На 1 января 1999 г. в России было:

• 21 республика;

• 6 краев;

• 49 областей;

• 2 города федерального значения;

• 1 автономная область;

• 10 автономных округов;

• 1867 районов;

• 1091 город;

• 329 городских районов (округов);

• 1922 поселка городского типа;

• 24 444 сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы самоуправления).

Согласно статье 71 в ведении Российской Федерации находятся:

• принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

• федеративное устройство Российской Федерации;

• регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств;

• установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

• федеральная государственная собственность и управлению ею;

• установление основ федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

• установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;

• федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

• федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, раскрепляющие материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информатика и связь; деятельность в космосе;

• внешняя политика и международные отношения Российской Федерации; вопросы войны и мира;

• внешнеэкономические отношения российской Федерации;

• оборона и безопасность;

• определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

• судоустройство; прокуратура; уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительское законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

• метеорологическая служба, стандарты, эталона, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

• государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

• федеральная государственная служба.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении РФ и субъектов Федерации находится:

• обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

• защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

• разграничение государственной собственности;

• природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

• общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

• координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

• осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

• установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

• административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

• кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;

• защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

• установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

• координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов Федерации.

Россия – государство с богатой историей, поэтому нельзя рассматривать её административно-территориальное устройство, не оглядываясь в прошлое. По этой причине в данной работе также будут рассмотрены историко-географические особенности административно-территориального устройства России.

1.Значение административно-территориального устройства страны

Территориальная организация государственной власти в Российской Федерации – одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность её действий в данной сфере – путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»