←предыдущая следующая→
1 2 3
Доброхотов С.В. МАИ
ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА
1. Применение самолета
Еще в 1914 году Фритьоф Нансен в своей книге "В страну будущего"
высказался о том, что авиация будет играть крупное значение в освоении
Севера, в частности для развития судоходства через Карское море и
устья рек Обь и Енисей.
Почти в то же время русскими летчиками были предприняты попытки
применения самолетов с западной и восточной сторон северного морского
пути. Исторические полеты летчика Нагурского в 1914 году у западных
побережий острова Новая Земля являются, по сути дела, первым опытом по-
летов на самолете над полярным побережьем.
Попытка применения авиации с западной стороны была менее удачна.
Взятый на судно гидрографической экспедиции в 1914 году самолет типа
"Фарман" после небольшой поломки хвостового оперения во время пробного
полета в бухте Провидения вышел из строя и фактически больше участия в
экспедиции не принимал.
В 1915 году, весной, на зимовке "Таймыра" в заливе Толля /севе-
ро-запад Таймыра/ самолет был переделан в аэросани, на которых совер-
шались поездки по заливу.
Ряд лет после этого на севере наблюдалось затишье, связанное в ок-
тябрьским переворотом.
В 1924 году была образована северная гидрографическая экспедиция,
летчик Б.Г.Чухновский возглавил полеты. Главной целью было обследова-
ние пролива Маточкин Шар. Первый полет состоялся 22 августа. В даль-
нейшем самолет совершал удачные полеты вдоль побережья. Самолет ока-
зался чрезвычайно выгодным при ледовой разведке. Кроме того с самолета
выявлялись отмели и "банки", препятствующие судовождению вдоль бере-
гов.
На опыте 1924 года, в следующем, 1925 году, полеты активизирова-
лись. В экспедиции участвовали уже два самолета Ю-20. Первый пилотиро-
вал сам Б.Г.Чухновский, второй - О.А.Кальвиц /с экипажами/. Один из
самолетов произвел ближнюю разведку от пролива Маточкин Шар на восток
- 2 -
на расстояние 30 миль. Полет проходил на высоте 1000 м. Воздушная раз-
ведка реально помогла судам избрать более короткий маршрут и сэконо-
мить время.
Самолет помог выяснить ширину ледового барьера, преграждавшего путь
на восток от проливов, выявить наиболее узкие места для плавания, сле-
дить за изменениями льдов.
В 1926-1927 г.г. экспедиция на этом участке самолетов не получила.
Район применения авиации передвинулся на крайний северо-восток. На
о.Врангеля было создано поселение. Здесь от мыса Северного двумя гид-
росамолетами были совершены смелые полеты. Затем самолеты погрузили на
пароход, следовавший в Тикси. Далее в 1928 году на мощном гидросамоле-
те "Советский Север" /на самом деле - "Дорнье-Валь"/ летчик Г.Д.Кра-
синский совершил трансполярный перелет вдоль северных побережий СССР.
Летчик А.А.Волынский /с экипажем/ совершил выдающийся полет из Влади-
востока через Охотское море и далее вдоль Камчатки и западных берегов
Берингова моря к мысу Дежнева. К сожалению самолет при дальнейшем по-
лете совершил крушение на стоянке в Ключинской губе.
В 1929 году пилотом О.А.Кальвицем совершен был перелет в районе
о.Врангеля с целью сбора информации о ледовой обстановке для парохода
"Ф.Литке".
В том же году морская Карская экспедиция получила, наконец, мощный
гидросамолет "Комсеверопуть" /"Дорнье-Валь"/.Командиром на ней пошел
Б. Г. Чухновский при летчике-наблюдатели А.Д. Алексееве, втором пилоте
Г.А. Страубе и бортмеханике А.С. Шелагине.
В Архангельск самолет прибыл из Севастополя в конце июля,а затем 1
августа вылетел оттуда в Югорский Шар.
18 августа самолет вылетел на разведку и обнаружил изменение в ле-
довой обстановке.
Производившаяся в течение 8 часов полета ледразведка охватила
большой район моря и осветила положение льдов у восточного побережья
Новой Земли примерно до Незнаемого залива (самолет долетал до мыса Че-
кина). Несколько помешали полету неблагоприятные атмосферные условия,а
именно туман, временами сильно сужавший видимость. В районе южной час-
ти Новой Земли и над Карскими Воротами самолет в течение свыше часа
вынужден был летать почти над самым льдом в густом тумане. Затруднена
- 3 -
была и посадка в бухте Варнека. Пришлось садиться в своего рода "окно"
в виде просвета в тумане, образовавшееся в северной части бухты. Вско-
ре после посадки бухту всю вновь заволокло туманом.
Результаты разведки оказались весьма продуктивными. Была выяснена
общая ледовая картина, показавшая, что общее количество льда в запад-
ной части моря заметно уменьшилось, но все же продолжало быть значи-
тельным.
11 сентября совершил полет на северо-восток от Диксона "Комсевер-
путь-2". Хотя самолету и не удалось из-за почти сплошного снегопада
долететь до намеченного пункта в северной части шхер Минина, места сто-
янки в то время судна "Белуха", но все же установленный им, например,
факт начавшегося замерзания в районе устья реки Пасины был весьма по-
лезен, как своего рода предостережение о начавшемся похолодании в дан-
ной области моря и заставил в дальнейшем особо внимательно наблюдать
за развитием этого процесса в связи с задержкой выполнения карской
операции.
Описание работы самолетов будет неполным,если не упомянуть о по-
пытке "Комсеверпуть-3" оказать содействие гидрографическим работам се-
верной гидрографической экспедиции на южном побережье Новой Земли, к
сожалению не удавшейся из-за встреченного в Карских воротах густого
тумана и о полете "Комсеверпуть-2" с Диксона в устье реки Юрибей в за-
ливе Ныдоямо на основанную там факторию. Стоит упомянуть и полет "Ком-
северпуть" с целью приема на борт самолета трех плотников и доставки
их в Диксон. Полет этот был выполнен И.К.Ивановым несмотря на трудные
условия рейса с большим искусством.
24 сентября "Комсеверпуть-1" вылетел с Диксона вверх по Енисею в
Красноярск, 30 сентября улетел из бухты Варнека "Комсеверпуть-3" и на-
конец последним, 2 октября покинул Карское море "Комсеверпуть-2", на
другой день после совершенной им ледовой разведки. Срок вылета самоле-
та с Диксона пришлось форсировать в связи с начавшимся замерзанием в
Енисейском заливе. Бухта Диксон начала покрываться не только снегом
но, и молодым льдом. Обледеневший самолет пришлось выводить через шугу
на чистую воду и отрыв его от воды происходил уже с небольшим трудом.
Несмотря на вынужденное запоздание в прибытии западной группы са-
молетов и техническое состояние самолета "Комсеверпуть-1", не позво-
- 4 -
лявшее использовать его для дальнейших морских разведок, была продела-
на большая ответственная работа, совершавшаяся порой в тяжелых услови-
ях. Следует отметить достигнутые успехи в согласованности действий
морской и воздушной части операции несмотря на всю новизну поставлен-
ного опыта в Карском море, что создало доверие к авиаразведке со сто-
роны моряков, нередко относящихся с известной осторожностью ко всяким
нововведениям.
Для показания масштаба проделанной работы воздушной части в 1930
г. приведем несколько цифр, относящихся всего к одному из самолетов
("Комсеверпуть-2"), хотя на долю его и выпала наибольшая рабочая наг-
рузка по ледовой разведке. Означенные цифры относятся только к полетам
в Карском море.
Число полетов - 16
Число часов полета - 57.5
Число покрытых километров пути - около 9000.
Но отдавая должное крупной роли самолета в деле обслуживания
морского транспорта как при совершении карских операций, так и в деле
изучения советских морских путей, можно сделать такие выводы.
Несмотря на сравнительно небольшой еще опыт планомерной работы
самолетов в карской операции, значение их как разведочных единиц было
крайне важно. Были выявлены следующие преимуществом самолета в отноше-
нии ледовой разведки:
1. Быстрота разведки. Через несколько часов полета можно уже
иметь результаты, тогда как для прохождения того же расстояния кораб-
лем требуется срок во
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|