Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Авиация и космонавтика /

Воздухоплавание в начальном периоде освоения Севера

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Доброхотов С.В. МАИ

ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

1. Применение самолета

Еще в 1914 году Фритьоф Нансен в своей книге "В страну будущего"

высказался о том, что авиация будет играть крупное значение в освоении

Севера, в частности для развития судоходства через Карское море и

устья рек Обь и Енисей.

Почти в то же время русскими летчиками были предприняты попытки

применения самолетов с западной и восточной сторон северного морского

пути. Исторические полеты летчика Нагурского в 1914 году у западных

побережий острова Новая Земля являются, по сути дела, первым опытом по-

летов на самолете над полярным побережьем.

Попытка применения авиации с западной стороны была менее удачна.

Взятый на судно гидрографической экспедиции в 1914 году самолет типа

"Фарман" после небольшой поломки хвостового оперения во время пробного

полета в бухте Провидения вышел из строя и фактически больше участия в

экспедиции не принимал.

В 1915 году, весной, на зимовке "Таймыра" в заливе Толля /севе-

ро-запад Таймыра/ самолет был переделан в аэросани, на которых совер-

шались поездки по заливу.

Ряд лет после этого на севере наблюдалось затишье, связанное в ок-

тябрьским переворотом.

В 1924 году была образована северная гидрографическая экспедиция,

летчик Б.Г.Чухновский возглавил полеты. Главной целью было обследова-

ние пролива Маточкин Шар. Первый полет состоялся 22 августа. В даль-

нейшем самолет совершал удачные полеты вдоль побережья. Самолет ока-

зался чрезвычайно выгодным при ледовой разведке. Кроме того с самолета

выявлялись отмели и "банки", препятствующие судовождению вдоль бере-

гов.

На опыте 1924 года, в следующем, 1925 году, полеты активизирова-

лись. В экспедиции участвовали уже два самолета Ю-20. Первый пилотиро-

вал сам Б.Г.Чухновский, второй - О.А.Кальвиц /с экипажами/. Один из

самолетов произвел ближнюю разведку от пролива Маточкин Шар на восток

- 2 -

на расстояние 30 миль. Полет проходил на высоте 1000 м. Воздушная раз-

ведка реально помогла судам избрать более короткий маршрут и сэконо-

мить время.

Самолет помог выяснить ширину ледового барьера, преграждавшего путь

на восток от проливов, выявить наиболее узкие места для плавания, сле-

дить за изменениями льдов.

В 1926-1927 г.г. экспедиция на этом участке самолетов не получила.

Район применения авиации передвинулся на крайний северо-восток. На

о.Врангеля было создано поселение. Здесь от мыса Северного двумя гид-

росамолетами были совершены смелые полеты. Затем самолеты погрузили на

пароход, следовавший в Тикси. Далее в 1928 году на мощном гидросамоле-

те "Советский Север" /на самом деле - "Дорнье-Валь"/ летчик Г.Д.Кра-

синский совершил трансполярный перелет вдоль северных побережий СССР.

Летчик А.А.Волынский /с экипажем/ совершил выдающийся полет из Влади-

востока через Охотское море и далее вдоль Камчатки и западных берегов

Берингова моря к мысу Дежнева. К сожалению самолет при дальнейшем по-

лете совершил крушение на стоянке в Ключинской губе.

В 1929 году пилотом О.А.Кальвицем совершен был перелет в районе

о.Врангеля с целью сбора информации о ледовой обстановке для парохода

"Ф.Литке".

В том же году морская Карская экспедиция получила, наконец, мощный

гидросамолет "Комсеверопуть" /"Дорнье-Валь"/.Командиром на ней пошел

Б. Г. Чухновский при летчике-наблюдатели А.Д. Алексееве, втором пилоте

Г.А. Страубе и бортмеханике А.С. Шелагине.

В Архангельск самолет прибыл из Севастополя в конце июля,а затем 1

августа вылетел оттуда в Югорский Шар.

18 августа самолет вылетел на разведку и обнаружил изменение в ле-

довой обстановке.

Производившаяся в течение 8 часов полета ледразведка охватила

большой район моря и осветила положение льдов у восточного побережья

Новой Земли примерно до Незнаемого залива (самолет долетал до мыса Че-

кина). Несколько помешали полету неблагоприятные атмосферные условия,а

именно туман, временами сильно сужавший видимость. В районе южной час-

ти Новой Земли и над Карскими Воротами самолет в течение свыше часа

вынужден был летать почти над самым льдом в густом тумане. Затруднена

- 3 -

была и посадка в бухте Варнека. Пришлось садиться в своего рода "окно"

в виде просвета в тумане, образовавшееся в северной части бухты. Вско-

ре после посадки бухту всю вновь заволокло туманом.

Результаты разведки оказались весьма продуктивными. Была выяснена

общая ледовая картина, показавшая, что общее количество льда в запад-

ной части моря заметно уменьшилось, но все же продолжало быть значи-

тельным.

11 сентября совершил полет на северо-восток от Диксона "Комсевер-

путь-2". Хотя самолету и не удалось из-за почти сплошного снегопада

долететь до намеченного пункта в северной части шхер Минина, места сто-

янки в то время судна "Белуха", но все же установленный им, например,

факт начавшегося замерзания в районе устья реки Пасины был весьма по-

лезен, как своего рода предостережение о начавшемся похолодании в дан-

ной области моря и заставил в дальнейшем особо внимательно наблюдать

за развитием этого процесса в связи с задержкой выполнения карской

операции.

Описание работы самолетов будет неполным,если не упомянуть о по-

пытке "Комсеверпуть-3" оказать содействие гидрографическим работам се-

верной гидрографической экспедиции на южном побережье Новой Земли, к

сожалению не удавшейся из-за встреченного в Карских воротах густого

тумана и о полете "Комсеверпуть-2" с Диксона в устье реки Юрибей в за-

ливе Ныдоямо на основанную там факторию. Стоит упомянуть и полет "Ком-

северпуть" с целью приема на борт самолета трех плотников и доставки

их в Диксон. Полет этот был выполнен И.К.Ивановым несмотря на трудные

условия рейса с большим искусством.

24 сентября "Комсеверпуть-1" вылетел с Диксона вверх по Енисею в

Красноярск, 30 сентября улетел из бухты Варнека "Комсеверпуть-3" и на-

конец последним, 2 октября покинул Карское море "Комсеверпуть-2", на

другой день после совершенной им ледовой разведки. Срок вылета самоле-

та с Диксона пришлось форсировать в связи с начавшимся замерзанием в

Енисейском заливе. Бухта Диксон начала покрываться не только снегом

но, и молодым льдом. Обледеневший самолет пришлось выводить через шугу

на чистую воду и отрыв его от воды происходил уже с небольшим трудом.

Несмотря на вынужденное запоздание в прибытии западной группы са-

молетов и техническое состояние самолета "Комсеверпуть-1", не позво-

- 4 -

лявшее использовать его для дальнейших морских разведок, была продела-

на большая ответственная работа, совершавшаяся порой в тяжелых услови-

ях. Следует отметить достигнутые успехи в согласованности действий

морской и воздушной части операции несмотря на всю новизну поставлен-

ного опыта в Карском море, что создало доверие к авиаразведке со сто-

роны моряков, нередко относящихся с известной осторожностью ко всяким

нововведениям.

Для показания масштаба проделанной работы воздушной части в 1930

г. приведем несколько цифр, относящихся всего к одному из самолетов

("Комсеверпуть-2"), хотя на долю его и выпала наибольшая рабочая наг-

рузка по ледовой разведке. Означенные цифры относятся только к полетам

в Карском море.

Число полетов - 16

Число часов полета - 57.5

Число покрытых километров пути - около 9000.

Но отдавая должное крупной роли самолета в деле обслуживания

морского транспорта как при совершении карских операций, так и в деле

изучения советских морских путей, можно сделать такие выводы.

Несмотря на сравнительно небольшой еще опыт планомерной работы

самолетов в карской операции, значение их как разведочных единиц было

крайне важно. Были выявлены следующие преимуществом самолета в отноше-

нии ледовой разведки:

1. Быстрота разведки. Через несколько часов полета можно уже

иметь результаты, тогда как для прохождения того же расстояния кораб-

лем требуется срок во

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»