Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Журналистика /

Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ПЕЧАТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Конец 80-х – начало 90-х годов нашего столетия стало началом возрождения системы печати Русской православной церкви. Причем ее становление происходит с использованием богатого опыта издательской деятельности Русской православной церкви прошлого века. Чтобы понять, в каком направлении идет и, очевидно, будет происходить развитие церковной периодики, необходимо обратиться к издательскому опыту прошлого.

Формирование системы печати РПЦ относится к началу XIX века, и уже к середине его Русская православная церковь располагала широкой сетью периодических изданий, рассчитанных на самые широкие группы населения. Здесь были и сугубо научные издания, богословские, ориентированные на ученых богословов и на высшую церковную иерархию, веропроповеднические; издания, выполняющие задачи религиозно-нравственного просвещения, катехизисные, религиозно-назидательные, официально-хроникальные и пр.

Причем развитие системы происходило и на пространственном уровне. К концу века церковные журналы начали выходить не только в Петербурге, Москве, Казани, признанных религиозных центрах, но и во многих других городах: Рязани, Ярославле, Одессе, Харькове. В 46 городах издавались «Епархиальные ведомости».

Возникновение широкой сети изданий Русской православной церкви обусловлено целым рядом причин, главные из которых были обнародованы в первых номерах многих изданий, вышедших в это время. Так, в книге 1-й вышедшего в 1899 году нового богословского журнала «Вера и церковь» было заявлено, что он будет отвечать «на запросы религиозной мысли и духовной жизни современного общества и противодействовать рационализму и неверию». «Православный собеседник» появление церковных периодических изданий объяснял необходимостью сближения православия и мирской жизни. По своему характеру и по типу все издания отчетливо дифференцировались по задачам и по тем группам аудитории, к которым они адресовались.

Характер церковного официоза имел еженедельник «Церковные ведомости», орган Святейшего и Правительствующего Синода. Практически каждый ,его номер состоит из трех рубрик: «Высочайшие повеления», «Высочайшие награды», «Высочайшая благодарность». К нему примыкал «Право-

славный благовестник», который был, правда, органом Православного миссионерского общества, но пользовался высочайшим покровительством императрицы.

Богословскую науку представляли журналы, которые в основном выходили при Духовных академиях. Одним из старейших академических богословских изданий был журнал «Христианское чтение», который выходил при Духовной академии Санкт-Петербурга и появился еще в 1-й четверти XIX века. В нем, как и во многих других журналах подобного типа, было 5 отделов: творения Святых отцов, изыскания и рассуждения касательно христианской религии, христианское учение, духовная история, назидательные размышления.

«Богословский вестник» – орган Московской духовной академии. Выходил 1 раз в месяц. В журнале также было 5 отделов: творения Святых отцов в русском переводе, исследования и статьи по богословским, философским и историческим наукам, «Из современной жизни»– обозрение событий и мероприятий в церковной и гражданской жизни, сведения о духовных потребностях настоящего времени, сведения о внутренней жизни Академии, критика, рецензии, библиография по богословским наукам; приложения – диссертации, протоколы заседаний Совета Академии.

Харьковская Духовная академия издавала журнал «Вера и разум» – 1884–1917 гг. В журнале было 3 отдела: церковный, философский и «Листок для Харьковской епархии», заменяющий епархиальные ведомости. Периодичность журнала – 2 книжки в месяц.

Академические богословские журналы были посвящены в основном изысканиям в области богословской мысли. Но такой академизм не вполне соответствует характеру периодических изданий и, конечно, эти издания .могли быть рассчитаны только на очень узкий круг читателей. Поэтому постепенно и уже существующие издания начинают уходить от своей узкой направленности (это видно хотя бы по рубрикам «Богословского вестника» «Веры и разума») и появляются новые, тоже богословского характера, но ориентированные более на связь с мирской жизнью. Таков журнал «Вера и церковь» (Москва) – духовный, богословско-апологетический журнал. Здесь можно было прочитать такие статьи, как «Честь – современное понятие о ней и их оценка с христианской точки зрения», «Библейская гигиена и макробиотика», «Пособие студентам к повторению догматико-апологетического курса лекций по богословию» и др.

.Но сам характер богословского академического издания не мог, конечно, удовлетворить потребности популяризации сложных богословских проблем. А такая потребность существовала. Поэтому в 1902 году в Петербурге начал издаваться церковно-общественный журнал «Православное русское слово», который заявлял, что, в отличие от ряда других духовных органов, которые служат «академической богословской науке» и предлагают чтение «не всегда приноровленное к насущным вопросам и живым интересам «общества», он предпримет ряд мер для «большей связи с обществом».

В то же время возникает новый тип так называемого народного церковного журнала, ориентированного на все возрастные категории и предназначенного в основном для семейного чтения, для чтения в храмах (храм как дом и все прихожане – единая семья), для чтения в школах. Это такие журналы, как «Домашняя беседа для народного чтения», «Доброе слово» – еженедельный духовно-нравственный и патриотический журнал, «Духовная беседа» – веропроповеднический, религиозно-нравственный сборник, духовно-народный журнал «Кормчий», который адресовался каждой –православно-русской семье» и был, кроме того, «одобрен как полезное чтение для солдат» и рекомендован «к выписке для российской артиллерии».

К народным журналам относилась также целая группа журналов, предназначенных для воскресного чтения (воскресенье в христианской религии особый день – служения Бегу). Поэтому для этих целей и под таким названием издавались многие народные журналы: «Воскресенье», «Воскресный день», «Воскресный благовестник» и др. По характеру публикаций и по целевым установкам они были религиозно-назидательные и предназначались больше для семейного чтения.

Развивается сеть изданий, ориентированных на детскую аудиторию, в основном на учеников церковно-приходских школ, число таких школ по России постоянно увеличивается и появляется необходимость в охвате и этой аудитории. Креме того, у изданий этого типа существуют и другие целевые установки, многие из них играли роль учебных пособий для детей, обучающихся в церковно-приходских школах: «Церковно-приходская школа»; «Приходская жизнь», «Православный собеседник». Здесь даются, кроме прочих материалов, обзоры церковных постановлений о крещении и миропомазании, различные полезные знания из истории православия, поучения Святых отцов и др.

Борьбе с сектантством и расколом посвящалась группа изданий миссионерского, разъяснительного характера: «Миссионерское обозрение», «Миссионерский сборник», «Православный путеводитель». Православное миссионерское общество в Москве издавало журнал «Миссионер».

Большую группу изданий составляли журналы, рассчитанные на людей, интересующихся философскими проблемами религии, ее историческими корнями, – в основном на интеллигенцию и думающих людей из других сословий. К таким изданиям можно отнести: «Веру и разум», «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», «Чтения в Обществе любителей древней письменности», «Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских», «Стран-пик», «Душеполезное чтение»; «Православное обозрение», например, которое издавалось под редакцией священника Н. А. Сергиевского, кроме материалов догматического, нравственного, церковно-исторического и назидательного содержания, публиковало лучшие произведения иностранной богословской литературы.

Остались незабытыми и средние слои духовенства. Причем здесь было множество изданий, которые были рассчитаны как на действующих священнослужителей, ведущих службы в многочисленных храмах по всей России, так и на людей, посвятивших себя монашеству. Иллюстрированный ежемесячный журнал «Монастырь», который издавался в Нижнем Новгороде, был адресован православному русскому монашеству, духовенству и паломникам. Паломникам предназначались и другие журналы, в числе которых еженедельный иллюстрированный журнал «Русский паломник» (издатель А. Поповицкий) с приложением (журнал «Светочь») – 1885–1917 гг.

В помощь священнослужителям, работающим в войсках, также издавались специальные журналы, например, «Вестник военного духовенства», выходивший в Санкт-Петербурге с 1889 г., с 1911 г. расширил круг аудитории и стал называться «Вестником военного и морского духовенства». Издавался, как и все остальные церковные издания, до 1917 года.

Надо отметить,, что в системе церковной печати прошлого века и дореволюционного периода преобладали издания журнального типа, хотя многие из них все равно именовались газетами. Непосредственно же газетных изданий (в 2–4 полосы) было очень немного. К такому типу изданий в основном относились «Епархиальные ведомости».

Помимо «толстых» журналов, которые, как правило, состояли из 2–3-х, а то и более книг, существовали и «тонкие», издания более массового характера: народные, для семейного чтения, церковно-педагогические, методические и др. Некоторые из этих изданий выходили с иллюстрациями, материалы в них излагались живым популярным языком.

Как видно из дат, обозначающих годы издания многих журналов и газет, все они закончили свое существование в 1917 году, и этот год, а также последующий 1918-й можно считать временем полного распада когда-то мощной системы церковной печати. Все церковные «контрреволюционные» издания были закрыты еще до завершения работы Поместного Собора

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»