Налоги /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Практика налогообложения 5
1.1. Налоги в античном мире 5
1.2. Налоги древней и средневековой руси 10
1.3. Реформа петра I 17
2. Зарождение учения о налогах 20
2.1. Налоги в средневековой европе 20
2.2. Россия после петра I 27
3. Современный налоговый мир 32
Заключение 34
Литература 38
ВВЕДЕНИЕ
И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов де¬рева принадлежит Господу: это святыня Господня.
«"Пятикнижие Мои¬сея". Левит», 27, строфа 30.
Это ужасно взволнует его (Бисмарка). Вы же знаете, что он думает о налогах. И вообще, почему не отнестись с понима¬нием к такому человеку, как он. Кстати говоря, «наверху» со¬гласны с таким подходом.
Хельмут фон Герлах, правительствен¬ный асессор, по дол¬гу службы занимав¬шийся налоговыми декла¬ра¬циями Бис¬марка. Ландрат дал ему указание не под¬вергать никакому со¬мнению налоговые декларации Бисмар¬ка, как бы неверны они ни были.
Библейский бог на горе Синай не ограничился тем, что продиктовал Моисею свое исключительное право на монопольное религиозное представительство («Да не будет у тебя других богов перед лицом моим»), но и проявил достаточную хозяйственную дальновид¬ность, чтобы обеспечить торжественное соблюдение за¬вета и в финансовом плане — в форме жертвоприноше¬ний. Сомнения вызывает лишь его право на авторский приоритет данной комбинации, поскольку еще до авто¬ров Библии первые властители древности с такой же ясностью поняли, что их божественное происхождение само по себе не обеспечит им физическую неприкосно¬венность и что культ их торжественного обожествления нуждается в финансовых средствах, которые соответ¬ственно должны быть канонизированы в «жертве». Уже на ранней стадии возникновения культовых жертвопри¬ношений и в самой библейской формулировке «десяти¬ны» для обоснования налогов было необходимо ни много ни мало как возвести их в ранг святыни—несомненное доказательство полной профанации этого понятия. Ведь банально-архаический инстинкт челове¬ка без какой-либо ответной услуги добраться до карма¬на ближнего, чтобы укрепить свое господство и тем са¬мым подчинить себе других людей за их же собствен¬ные деньги, требовал по крайней мере в античные вре¬мена религиозной завуалированности, которая благо¬даря христианству была сохранена в Европе на следую¬щие полторы тысячи лет.
Этот эпизод описывает появление и «узаконивание» по сути первого вида налога и далее в течение веков происходило эволюционное развитие и совершенствование системы налогообложения, отмечаясь множеством ярких эпизодов в истории, которые можно сопроводить небезынтересными, порой спорными рассуждениями о «налоговой морали», «налоговой культуре» и, даже, можно сказать, о «налоговой философии».
Став объектом многопланового изучения, налог как бы выходит из естественной среды своего обитания, то есть из сферы перераспределения национального дохода, и становится чрезвычайно важным элементом внутренней структуры человеческого общества ее политических, экономических и социальных ипостасей.
Отсюда и наше представление о налогах, возвысившись над обыденной конкретикой их образования, получения и использования, превращается в неотъемлемую часть политического, экономического и социального мышления.
Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отно¬шений в рамках самых различных способов производ¬ства. Более 100 лет назад К. Маркс писал: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, грече¬ские музеи и готические башни, цивильный лист и та¬бель о рангах—все эти сказочные создания в зароды¬ше покоятся в одном общем семени — в налогах» .
Налоги издревле привлекали обостренное внимание не только правителей всех стран и народов, но и ученых мужей, особенно когда последние пытались разобрать¬ся в сложных вопросах хозяйственной жизни общества. В дальнейшем теоретические проблемы налогообло¬жения обернулись составной частью самостоятель¬ной науки — политической экономии.
Основной целью данной работы является рассмотрение исто¬рии налогообложения, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстракт¬ные налоговые предписания, а также показать на тесное переплетение социальных, военных, религиозных и не в последнюю очередь политических факторов, симпто¬матичных для состояния эпохи, показать налогообложение в ходе исторического развития, то есть то, как злоупотребле¬ние налогами может стать средством унижения инди¬вида, и одновременно отметить, как разумное налого¬обложение служит прогрессу науки, архитектуры, транспорта, медицины, целям социальной справедли¬вости, короче говоря, всей цивилизации. Подобная «разрез» в положительном смысле обнажает целый пласт культуры в историческом процессе. Целью данной работы является не полнота и точность изображения исторического разви¬тия налогообложения, а приведение характерных при¬меров того, как человек из на первых порах примитив¬ного «одноклеточного» жертвоприношения сумел на протяжении существования налогов изобрести почти невообразимое множество видов налогов, а также по¬каз того, до каких «высот» налоги выросли, будучи прямым фактором экономической мощи.
1. ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Налоги в античном мире
Налоги являются необходимым звеном экономических отноше¬ний в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово¬ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого¬вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общест¬венными потребностями.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выде¬лить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помо¬щи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стра¬не возникает сеть государственных учреждений, в том числе фи¬нансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавли¬вает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, на¬конец, третий, современный, этап — государство берет в свои ру¬ки все функции установления и взимания налогов, ибо правота обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
На самых ранних ступенях государственной организации на¬чальной формой налогообложения можно считать жертвопри¬ношение. Не следует думать, что оно было основано исключи¬тельно на добровольных началах. Жертвоприношение было не¬писаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу.
После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве цер¬ковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение:
«Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русьстей: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.»
Итак, первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.
По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу владетельных князей наряду с деся¬тиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. В древнейшие времена в Египте взимал¬ся поземельный налог, причем он достиг сложного развития и отличался высокой точностью. Во времена Страбона в Египте су¬ществовали два нилометра, посредством которых производились наблюдения за уровнем воды, лежавшие в основе расчета будущего налога. За XII веков до Рождества Христова в Китае, Вавилоне, Персии уже известен поголовный, или подушный, налог.
В Древней Греции в VII—IV вв. до Р.Х. представители знати, закладывая основы государства, ввели налоги на доходы в раз¬мере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Были и акцизы в виде привратных сборов (т. е. у ворот города). Это по¬зволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов-государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.
В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодей¬ствие налогообложению. В Афинах, например, считалось, что сво¬бодный гражданин отличается тем, что не должен платить налогов. Личные налоги считались носящими на себе печать рабства, и некоторые полноправные граждане полагали их унизительными для себя. С неохотой признавали они и налоги с имущества.
Афиняне
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|