Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Арбитражный процесс /

Структура арбитражных судов

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


П Л А Н

стр.

Введение 3

Система, состав и структура арбитражных судов 7

§ 1 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 7

§ 2 Федеральные арбитражные суды округов 13

§ 3 Арбитражные суды республик, краев, областей, городов

федерального значения, автономных областей, автономных округов (арбитраж-ные суды субъектов федерации) 20

Заключение 24

Список литературы 26

ВВЕДЕНИЕ

С 1 июля 1995 года вступил в силу Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, новый Арбитражный про-цессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации”.

Эти акты важны не только для работающих в арбитражных судах, прокура-туре, адвокатуре, в юридических службах предприятий и других областях, где возможно соприкосновение с деятельностью арбитражных судов, но и для юри-дической практики вообще, учитывая, что некоторые вводимые правовые кон-струкции не существовали ранее в российском праве.

Речь идет не о текущих изменениях законодательства об арбитражных су-дах и даже не о новой редакции этих актов. Налицо принципиальные изменения в правовом регулировании деятельности арбитражных судов, что дает все осно-вание говорить о новом законодательстве не только по форме, но и по содержа-нию.

Характерно, что новые законы приняты практически в одном пакете, что позво-лило увязать процессуальные новеллы с судоустройственной реформой арбит-ражных судов.

Известно, что ранее действовавший закон об арбитражном суде и Арбит-ражный процессуальный кодекс Российской Федерации принимались не так уж и давно: соответственно 4 июля 1991 года и 5 марта 1992 года.

Однако практика показала, что, создавая в 1991-1992 гг. Новую судебную систему, законодатель как в судоустройственном, так и в процессуальном плане остановился в тот раз на полпути.

Практически правосудие в экономической сфере замыкалось в местных рамках, поскольку выйти за пределы юрисдикции арбитражных судов субъек-тов Федерации можно было только через надзор.

Не говоря уже о полуадминистративном его характере, надо сказать, что он оказался настолько перегружен, что с трудом справлялся с главной своей зада-чей обеспечения единства судебной практики на всей территории России.

Между тем, экономическое пространство России, которое опосредуется в том числе и через деятельность арбитражных судов, требовало одинаковой практики при решении арбитражными судами различных отнесенных к их под-ведомственности дел вне всякой зависимости от мест нахождения субъектов спора.

Выявилось также, что некоторые традиционные процессуальные институты не обеспечивают в современных условиях необходимый уровень оперативного и качественного рассмотрения дел арбитражными судами. С другой стороны, недостаточным в ряде случаев оказался и действовавший уровень процессуаль-ных гарантий защиты прав и интересов предпринимателей и других субъектов права.

Новое законодательство об арбитражных судах позволяет преодолеть эти недостатки. Содержащиеся в Законе новеллы направлены на то, чтобы любой из арбитражных судов, рассматривающий споры между организациями, распо-ложенными в различных регионах России, и даже споры с участием иностран-ных фирм и компаний, функционировал в качестве составной части единой сис-темы. Это означает, что арбитражный суд применяет единое материальное и процессуальное законодательство, при равной для всех возможности обжало-вания судебных решений и в конечном счете- судебной защите.

Особое значение закона состоит в том, что он является не только феде-ральным законом, но и федеральным конституционным законом, то есть право-вым актом, который обладает после Конституции Российской Федерации выс-шей юридической силой. В развитие конституционных положений в законе ус-тановлено, что все арбитражные суды Российской Федерации- Высший Арбит-ражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации, то есть республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов- являются федеральными судами и входят в судебную систему Россий-ской Федерации. Это означает, что судьи арбитражных судов округов и арбит-ражных судов субъектов Российской Федерации, включая председателей и за-местителей председателей этих судов , назначаются на должность в порядке, установленном федеральным законом.

1. СИСТЕМА, СОСТАВ И СТРУКТУРА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

§ 1 ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высшим звеном системы является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмот-ренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за дея-тельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной прак-тики. ВАС РФ является также организационным центром системы арбитраж-ных судов.

Функцию, компетенцию и полномочия Высшего Арбитражного суда Рос-сийской Федерации можно разделить на несколько групп.

Прежде всего, этого судебный орган первой инстанции. В этом качестве он рассматривает лишь две группы дел:

а) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненор-мативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

б) экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Федерации. Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу су-дебные акты. До сих пор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ни одного дела по первой инстанции не рассматривал.

Далее, это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны. Он рассматривает дела в порядке надзора по про-тестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов Рос-сии.

Кроме того, это аналитический центр системы: изучает и обобщает практи-ку применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной эконо-мической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нор-мативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Наконец, это организационный центр системы: ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России (прежде всего, в части отношений с высшими хозяйственными и арбитражными судами Содружества Независимых Государств); осуществляет меры по созда-нию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально-техническому и иным видам обес-печения, среди которых финансирование судов - своевременное и в полнм объ-еме- занимает далеко не последнее место. Образно говоря, Высший Арбитраж-ный Суд Российской Федерации для системы арбитражных судов страны в этом плане то же, что и Министерство юстиции Российской Федерации и его органы в субъектах Федерации для системы судов общей юрисдикции.

Структура Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в настоя-щее время состоит из:

а) Пленума;

б) Президиума;

в) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

г) судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административ-ных правоотношений.

Каждая из названных структур Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует на базе четко очерченных федеральным конституцион-ным законом правомочий.

Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в со-ставе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В настоящее время, с 1 июля 1995 года в его составе председатели арбитражных судов субъектов Федерации не входят; да и сам Пленум Высшего Арбитражно-го Суда Российской Федерации арбитражные дела не рассматривает- ни по пер-вой инстанции, ни в порядке надзора.

Установлено, что он, в частности: а) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбит-ражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики; б) решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой; в) об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке консти-туционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров; г) ут-верждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Рос-сийской Федерации членов судебных коллегий и председателей судебных со-ставов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; д) утверждает ме-сто постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов; е) ут-верждает по представлению председателей арбитражных судов федеральных округов и субъектов Федерации судей, входящих в состав президиумов этих су-дов; ж) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации регламент арбитражных судов и т.д.

Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации действует

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»