Риторика /
←предыдущая следующая→
1 2 3
Законодательство Российской Федерации о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, ГК РФ, законе «Об информации, информатизации и защите информации», Законе Российской Федерации "О безопасности", «О связи», «О государственной тайне» и включает положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с мерами защиты информации.
Министерство информационных технологий и связи считает необходимым внести дополнения и изменения в закон «Об информации, информатизации и защите информации», принятый в 1994 году.
Как сообщает ИА Финмаркет, разработчики закона на момент его разработки и принятия не могли предвидеть того бурного развития информационных технологий, которое будет происходить в последующие 10 лет.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, информация относится к одному из объектов гражданского права. В то же время, в российском законодательстве отсутствует детализация такого положения, в результате чего огромный класс отношений, связанный с оборотом информации, ее созданием и защитой, выпадает из сферы правового регулирования.
Необходимо уточнить принципы регулирования прав собственности на информацию и информационные ресурсы, а также внести ряд изменений и дополнений понятийного характера, считают в Министерстве. В частности, необходимо уточнить сами понятия – «информатизация», «информационные ресурсы», «информационные системы» – которые сильно трансформировались за последние 10 лет.
Закон «Об информации, информатизации и защите информации»
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
• формировании использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;
• создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;
• защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
2. Настоящий Федеральный закон не затрагивает отношений, регулируемых Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".
Статья 2. В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
• информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
• информатизация - организационный социально - экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
• документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
• информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
• информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих ин формационные процессы;
• информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
• информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;
• конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий - программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы; должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;
• собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;
• владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом;
• пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.
Статья 3. Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации.
1. Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы.
2. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.
4. Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий определяется законодательством Российской Федерации. Для признания электронной цифровой подписи необходимо наличие в автоматизированных информационных системах сертифицированных программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдение установленного режима их использования. В п.4 ст.5. предусмотрено обязательное лицензирование деятельности, связанной с реализацией права удостоверять идентичность электронно-цифровой подписи. Еще предстоит разработка актов, регулирующих единый порядок лицензирования и сертификации в этой области.
Целями защиты информации являются:
• предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
• предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
• предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;
• защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
• сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;
• обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.
Режим защиты информации устанавливается:
• в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне";
• в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего Федерального закона;
• в отношении персональных данных - Федеральным законом.
Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.
Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.
Собственник или владелец документированной информации вправе обращаться в органы государственной власти для оценки правильности выполнения норм и требований по защите его информации в информационных системах. Соответствующие органы определяет Правительство Российской Федерации. Эти органы соблюдают условия конфиденциальности самой информации и результатов проверки.
Риск, связанный с использованием не сертифицированных информационных систем и средств их обеспечения, лежит на собственнике (владельце) этих систем и средств. Риск, связанный с использованием информации, полученной из не сертифицированной системы, лежит на потребителе информации.
Владелец документов, массива документов, информационных систем обязан оповещать собственника информационных ресурсов и (или) информационных систем о всех фактах нарушения
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|