Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Статистика /

Анализ показателей теневой экономики на основе данных СНС

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Реферат

по дисциплине «Система национального счетоводства»

на тему: «Анализ показателей теневой экономики

на основе данных СНС»

Выполнила:

________________________

Проверила: доцент

________________________

2006

Введение

Проблема отражения теневой экономики в данных официальной статистики в последние годы вызывает повышенное внимание на международном уровне. С одной стороны, это вызвано активизацией теневой экономики, с другой стороны – тем, что даже в странах с хорошо организованной системой отслеживания деятельности и доходов экономических единиц какая-то их часть остается за пределами статистического учета в силу не только их теневого характера, но и определенной ограниченности возможностей статистического наблюдения. Обсуждение этих вопросов на международных совещаниях и накопление практического опыта в этой области в ряде стран позволило впервые сформулировать в СНС-93 четкие основополагающие концепции, определения и классификации для отражения различных аспектов теневой экономики, различные методы ее оценки. Для описания всех видов экономической деятельности, прямо не учитываемой регулярным статистическим наблюдением, был предложен обобщенный термин – «ненаблюдаемая экономика».

В странах с переходной экономикой, в том числе в России, проблема статического отражения ненаблюдаемой экономики в настоящее время особенно актуальна, т.к. в ходе проведения экономических реформ и внедрения рыночных отношений масштабы этой части экономики возрастают, что обусловлено многими факторами:

1. расширение частного сектора в результате приватизации государственных предприятий и появление новых частных предприятий, в том числе большого числа мелких предприятий; развитие частного предпринимательства без образования юридического лица, особенно трудно поддающегося учету;

2. несовершенство правовой базы регулирования экономики в период формирования ее многоукладности;

3. чрезмерный уровень налогообложения, превышающий финансовые возможности предприятий;

4. снижение уровня жизни населения, побуждающее его искать дополнительные источники доходов;

5. необходимость адаптации статистического наблюдения к новым условиям экономики;

6. необходимость прохождения периода становления новыми институтами, контролирующими производственную деятельность в условиях рыночной экономики (налоговой службы и пр.).

Согласно исследованиям австрийского экономиста Ф.Шнайдера, во второй половине 1990-х гг. в развитых странах теневая экономика составляет в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой – 23, в развивающихся страна – 39% ВВП. По своим размерам теневая экономика во всем мире сопоставим с экономикой США.

Значительные объемы неучтенной экономической деятельности существенно влияют на объем, структуру и согласованность макроэкономических данных, и в первую очередь ВВП и его компонентов, а различия в охвате и подходах к оценкам теневой деятельности могут приводить к несопоставимости макроэкономических показателей развитых стран. Поэтому учет ненаблюдаемой экономики и его унификация являются важной проблемой национального счетоводства.

1 Основные подходы к определению теневой экономики.

Рассмотрим основные подходы к определению интересующего нас понятия. Исследователи при изучении теневой экономики руководствуются в основном следующими целями: фундаментальный теоретический анализ, статистическая оценка, оптимизация социально-экономической политики, совершенствование правоохранительной деятельности, обеспечение экономической безопасности.

Возможно, наиболее существенно различается понимание теневой экономики в зависимости от того, избирается ли теоретический либо операциональный подходы.

При теоретическом подходе, характерном в большей степени для отечественных исследователей, теневая экономика рассматривается как экономическая категория, отражающая сложную систему экономических отношений.

Для операционального подхода, более свойственного зарубежным исследователям, характерно определение теневой экономики через действия по ее измерению. Данный подход применяется при решении прикладных, статистических задач, формулировании рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировке социально-экономической политики.

В методологическом отношении существенно различаются экономический, социологический, кибернетический и правовой подходы к исследованию теневой экономики. Развивается также междисциплинарный комплексный подход.

Особенностью экономического подхода является изучение ее влияния на эффективность экономической политики, распределения и использования экономических ресурсов, разработка надежных методов ее оценки и измерения. Экономические концепции исследуют теневую экономику на глобальном, макро и микроуровнях, а также в институциональном аспекте.

На уровне глобальной экономики рассматриваются международные теневые отношения (например, наркобизнес, отмывание денег, полученных преступным путем).

На макроуровне анализируются теневая экономическая деятельность с точки зрения ее влияние на структуру экономики, производство, распределение, перераспределение и потребление валового внутреннего продукта, занятость, инфляцию, экономический рост, и другие макроэкономические процессы.

На микроуровне внимание концентрируется на изучении экономического поведения и принятие решений субъектами теневой экономики, деловыми предприятиями, исследуются отдельные нелегальные рынки.

Институциональный уровень анализа ставит в центр социально-экономические институты теневой экономики, то есть систему формальных и неформальных правил поведения, санкционный механизм, закономерности их развития.

Социологические концепции теневой экономики рассматривают эту сферу с точки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе теневых институтов, мотивами экономического поведения субъектов в значимых ситуациях.

В рамках кибернетической концепции теневая экономика рассматривается как саморегулируемая и управляемая система, разрабатываются экономико-математические модели прогнозирования и управления теневой экономикой, закономерностей ее развития и взаимодействия с официальным сектором.

В рамках правовых концепций явления теневой экономики рассматриваются как особая сфера отклоняющегося (в том числе преступного) поведения. Основное внимание обращено на исследование общественно опасных форм экономической деятельности, предупреждению правонарушений и борьбе с ними правовыми средствами (криминологический и уголовно-правовой контроль).

Сложность и важность проблем теневой экономики стимулируют развитие междисциплинарного подхода к ее исследованию.

Понимание теневой экономики различными ее исследователями во многом определяется выбором основного критерия отнесения экономических отношений к этой сфере.

В зависимости от этого критерия различаются учетно-статистический, криминологический, формально-правовой и комплексный подходы.

Мы рассмотрим учетно-статистический подход.

Учетно-статистический подход. При учетно-статистическом подходе основным критерием выделения теневых экономических отношений выступает их неучитываемость, то есть отсутствие фиксации официальной статистикой. Наиболее последовательным и развитым является учетно-статистический подход на основе методологии системы национальных счетов (СНС) ООН. Понятие теневой экономики определяется исходя из основной цели СНС - максимально точного учета всех видов экономической деятельности, обеспечивающих реальный вклад в производство валового внутреннего продукта (ВВП).

Преимуществом данного подхода является возможность количественной оценки скрытой части производительной экономической деятельности на основе общепринятой методологии СНС, использования результатов расчетов при формировании экономической политики и международных сопоставлений. Результаты расчетов параметров теневой экономики по методологии СНС являются исключительно ценными для формирования социально-экономической политики, особенно в сложившейся в России ситуации, когда проблема контроля над теневой экономикой перешла из категории чисто полицейских в разряд экономико-политических.

Вместе с тем, данный подход не лишен недостатков. Отметим наиболее важные. В рамках концепции СНС не удается сколько-нибудь удовлетворительно оценить масштабы, структуру и влияние криминальной деятельности, не связанной с производством реального ВВП. В состав теневой экономики, с одной стороны, включаются все виды как общеуголовных, так и экономических преступлений, что чрезмерно расширяет границы теневой экономики, а с другой стороны их учет ограничивается тем влиянием, которое они оказывают на производство и потребление ВВП текущего года и использование этой информации ограничивается целями уменьшения погрешностей статистических расчетов.

Существует также категория экономических правонарушений и преступлений, которым в рамках данной методологии количественная оценка не может быть дана в силу их специфического воздействия на экономическую систему. Это

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»